Оценка влияния учетной политики предприятия на финансовые результаты

Учетная политика как элемент финансовой политики хозяйствующего субъекта

Учетная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность способов отражения хозяйственных операций в учете.

Различают учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. Задачи у бухгалтерского учета и налогового учета разные, следовательно, и учетные политики для них должны различаться. Если исходить из того, что бухгалтерский учет призван формировать информационное поле для инвесторов предприятия, очевидно, что учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть направлена обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. От элементов учетной политики для целей налогообложения зависит в конечном итоге порядок формирования того или иного объекта налогообложения, что, естественно, влияет на затраты и формирование финансового результата предприятия. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формированию и утверждению учётной политики.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем один раз в год. Финансовый менеджер должен принимать активное участие в разработке учетной политики, чтобы пресечь естественное желание бухгалтера сблизить их для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Несмотря на ежегодное утверждение учетной политики предприятия, при се разработке следует учитывать принцип последовательности, который гласит, что учётная политика, принятая предприятием, не должна меняться из года в год без веских на то оснований. В противном случае данные учета будут 87

несопоставимы во времени, а, значит, лишены аналитической ценности.

На выбор учетной политики предприятия влияют множество различных факторов таких, как:

  • - организационно-правовая форма предприятия;
  • - отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
  • - особенности производственной, коммерческой, финансовой и управленческой деятельности: технологическая структура, потребляемые ресурсы, хозяйствующий субъект снабжения и сбыта, системы и формы расчётов, взаимоотношения с покупателями, взаимоотношения с банками, независимость от собственников, необходимость отчитываться перед ними;
  • - объемы деятельности, организационная структура, среднесписочная численность работников;
  • - налоговое поле деятельности хозяйствующего субъекта (налоговые льготы и преференции, ставки налогов);
  • - стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций и источники их финансирования, тактические подходы к решению перспективных задач);
  • - наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
  • - система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности хозяйствующего субъекта направлениям);
  • - уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей компании;
  • - система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Таким образом, разработать совершенную учётную политику весьма непросто. С одной стороны, устанавливаемые методы должны охватывать весь диапазон вопросов, основываясь при этом как на особенностях действующего законодательства, так и на методологии учёта, учитывая все вышеперечисленные факторы. С другой стороны, учетная политика должна быть достаточно лаконична и хорошо структурирована. Поэтому учётная политика хозяйствующего субъекта должна представлять результат аналитической работы соответствующего специалиста.

Основным нормативным документом, устанавливающим требования к содержанию учётной политики для целей бухгалтерского учёта, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[25]. Наиболее детально требования к учётной политике для целей бухгалтерского учёта изложены в Положении по бухгалтерскому учёту «Учётная политика хозяйствующего субъекта» ПБУ 1/2008[3]. Содержание учётной политики для целей налогообложения определяется в главе 25 Налогового кодскса[3]. Главы Налогового Кодекса, посвященные отдельным налогам, содержат специальные нормы об учетной политике для целей налогообложения, распространяющие свое действие только в рамках соответствующей главы, т.е. только для целей исчисления и уплаты налога, порядок которых определяется данной главой. Так, например, глава 21 НК РФ содержит предписания об элементах учетной политики для целей налогообложения, касающиеся только налога на добавленную стоимость, а глава 25 НК РФ, соответственно, нормы об элементах учетной политики для целей налогообложения только в части налога на прибыль хозяйствующих субъектов. И предписания эти, даже носящие общий характер, например, относительно порядка утверждения и возможных изменений в приказе об учетной политике, между собой ие пересекаются и действуют совершенно самостоятельно.

Способы отражения хозяйственных операций приводят к формированию разных величин себестоимости, прибыли, а в налоговом учете и налогов. В этой части элементами, наиболее воздействующими на финансовые результаты, являются:

  • - спосоо начисления амортизации;
  • - способ оценки материально-производственных запасов;
  • - создание резервов;
  • - определение выручки от реализации.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >