Структура культуры повседневности Древней Руси

Структура повседневности Древней Руси строится на основе мифологической модели мира (ММ). Мифологические постоянные («константы») соответствуют программе жизни, которая включает многочисленные сценарии и дробится на сиюминутные модели действия. На этой основе осуществлялся выбор, и складывалось традиционное самоопределение индивида.

Пантеон божеств задавал необходимое для самоопределения пространство архаической культуры Руси. Опора на пантеон «высших» богов дополнялась моделированием на низших уровнях - в повседневном поведении наполненным бесчисленными случаями.

В русской традиционной культуре модель мира формировалась из элементов различных уровней. Её структура включала небо и землю, поделенную на миры и царства. Особая роль принадлежала оформлению ритуальных пространств, в которых все построенные конструкции объединялись символическим мифологизированным центром - мировым деревом.

Чтобы «привязать» свою жизнь к космогонии большого мифа, необходимо смоделировать необходимое мифологизированное пространство жизни. Основывая свой дом, человек каждый раз моделировал место «прорыва» в космос, место соединения неба и земли (символически обозначая его как мировое дерево, мировой столб). «В микромире крестьянского дома в восточнославянской традиции несомненным рудиментом центрального столба, а в прототипе, вероятно, и дерева в центре жилища, является печной столб, эволюционировавший из центральной опоры крыши. Аналогию древнерусским жилищам Борщевского городища на Дону IX-X вв. исследователи видят в землянке с плетеным каркасом стен («курень»), использовавшийся в Воронежской области еще в XX в. Такой курень часто имел центральный опорный столб недалеко от очага»[1].

В каждом традиционном русском обряде происходит символическое соединение неба и земли - их символический брак, для активизации сил плодородия. Маркировка места, где происходил обряд (как делалось в Троицком обряде), или обозначение пространства обряда словом, в архаике было равнозначно действию. Это видно в приведенном выше тексте, и в действии этому тексту соответствующем.

Вертикальное разделение традиционного жизненного пространства дополняется горизонтальным разделением мира на центр и периферию и выделением в пространстве культуры различных локусов и микромиров. Модель мира (ММ) в образе Мирового дерева имеет три уровня - верхушка с «птицами небесными», в образах

которых представлялись предки; крона у земли, объединяющая людей и млекопитающих; подземные миры и царства, где светят подземные солнца и пребывают подземные существа, змеи, драконы и прочие.

По этой же схеме в пространстве крестьянского дома человек выделяет верхнее, среднее и нижнее пространства, из которых более всего для жизни человека подходит средний мир - над погребом и под чердачными помещениями. Пространства под полом, над потолком осваивают многочисленные мифологические существа. Мифологизировано и пространство крестьянского дома населенное Домовым, Кикиморой, мелкой нечистью. Все это - мир постоянных контактов наших предков с иными мирами и царствами. Образ мира отражен во внешней организации и обустройстве крестьянского дома, в его постройке. Многочисленная резьба, которой украшает крестьянин свое жилище, отражает мифологизированную структуру мира. Крыша украшается резьбой - это хляби небесные, небесные кони. В избе стены, ставни, двери украшают изображения мифологических существ, охраняющих жизнь человека, это чудесные львы, коты, драконы. Многократно на предметах быта повторяется образ мирового дерева.

Недолжным образом оформленный быт (как и неправильно украшенная вещь) опасен. Мир крестьянского жилища особым образом раскрывался во время праздников. В этот период проявлялась его способность соединяться с иными мирами, например, в традиции святочных гаданий. Существа из иных миров предсказывали будущее. Возможность общения с ними раскрывается в праздничной культуре и не применима в обыденном поведении. Во время гадания человек может войти в контакт с мифологическими существами, но если они показываются в обыденной жизни 51 - это становится серьезной угрозой для организации жизни человека и для его семьи. Традиционное прогнозирование жизни моделировало будущее в рамках необходимой ММ и сценариев жизни, соответствующих возрасту и социальному статусу. Мир традиционного поведения раскрыт в мифологизированных текстах - в сказках, былинках, побасенках, анекдотах.

51 Например, ночью является домовой, девицу посещает огненный змей и т.д

  • [1] Денисов, И.М. Дерево - дом - храм в русском народном искусстве //Советская этнография.- №6.-1990.- С. 105.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >