Тема 8. Исторические типы повседневной культуры: «Повседневность Древней Руси в «Слове о полку Игореве»

  • 1. Повседневность Древней Руси в историческом контексте «Слова о полку Игореве».
  • 2. Тип и структура повседневной культуры в «Слове о полку Игореве».

Повседневность Древней Руси в историческом контексте «Слова

В анализе текста «Слова» мы предполагаем, что архаический тип повседневной культуры отражен в самых древних русских текстах - русской бытовой и волшебной сказке. В отличие от сказки, текст «Слова» выдает автора.

Источником материалов о повседневном мире Древней Руси для нас будет рукопись «Слова о полку Игореве». Полагается, что рукопись, найденная в Хронографе (приобретенная для коллекционера Мусина-Пушкина у настоятеля Спаса-Ярославского монастыря), не старше XIVb. - значит она свидетельствует о повседневности в русской культуре периода X - XIV вв. Рукопись была написана сплошным потоком знаков (без разделения слов). Тема «Слова» - поход 1185 года Новгородско-Северского князя Игоря на половцев. Авторство (возможно) принадлежит участнику этого похода. «Слово о полку Игореве» - воинская повесть, это не простонародный (как народная песня), а книжный текст. Он написан книжником, грамотным человеком, знатоком книжной культуры. Его текст - лирическое повествование, личное, наполненное чувством. Автор часто прибегает к одухотворению мира, природа в повествовании живая, символика - языческая. Она раскрыта в живых поэтических образах.

«Слово о полку Игореве» - повествует об усобицах князей, раскрывает сложное социальное взаимодействие. Культура того периода представлена в разных социальных срезах. Однако мировоззренческая основа и принцип построения картины мира оставался для всех страт единым (от разрушился к концу шестнадцатого века). В социальной структуре средневекового мира Руси можно выделить следующие страты (социальные срезы): бояре, дружина, смерды, полусвободные люди (закупы), холопы (рабы). На уровне каждого «социального среза» складывается особая культура. Такой особой культурой обладает и автор повести. Он принадлежит миру Древней Руси и хорошо знает её современное состояние. Он чувствует новые веяния культуры, востребованной новым временем. XIV век в русской истории - это пери од сложных, социокультурных трансформаций. В это время складывается культура средневекового типа, «московская» культура. Это период разрушения традиционных границ, расширения традиционного мира. Родовые границы культуры становятся хрупкими и требуют новых отношений. Складывается новая коллективная форма - русский средневековый город. Социальный мир - «сей мир» - стал противопоставляться «оному (иному) миру» и свету. В «Слове» сталкиваются интересы двух групп, князей Северского княжества: внука Олега Гориславовича князя Новгород-Северского Игоря Святославовича и князей Киевского княжества (старшего брата Игоря и сына Всеволода Олеговича - Святослава). Интересы князей направлены на сохранение торгового пути из варяг в греки. Этот путь с 1061 года преградили половцы - стали требовать пошлину за проезд, нападать на караваны.

В 1184 году Святослав Киевский в союзе с некоторыми южнорусскими князьями разгромили половцев, взяли огромную добычу. В плен попал хан Кобяка. Северские князья позавидовали им и, опасаясь усиления влияния киевлян на Дону, решили также вступить в поход: «Или мы не князья тоже?» - гласит суздальская летопись. - «Пойдем, такой же для себя славы добудем!». 23 апреля 1185 года князь Игорь, его брат Всеволод Трубчевский, сын - Владимир Путивльский и племянник Святослав Рыльский вышли в поход на Дон. У Переславля отряды соединились, они шли тихо, собирали дружину. 1 мая при переходе через Дон произошло солнечное затмение («солнце стало как месяц»). Для традиционной архаической (древнего типа) культуры это событие должно было бы стать определяющим. Бояре и дружина (представители традиционного типа культуры) испугались, но Игорь (социальный лидер, новатор) приказал переходить реку и идти дальше в степь. У Оскола два дня ждали отряд Всеволода, соединились, выслали разведчиков, которые донесли, что неприятель ждет наготове. Текст «Слова» повествует о буднях войны - это повседневный и официальный мир, военные тяготы каждого и планы полководцев.

В традиционной архаической культуре Руси человек приходил в мир из «иных» миров», в которых пребывают предки и, выполнив традиционную програм-

1

В древних культурах основой культурных трансформаций становились космологические катаклизмы. В становящихся социальных мирах власть приобретали социокультурные действия, социальные основания.

му, (в «житье-поживании, добра наживании») снова уходил к предкам. В повседневности войны каждый искал «себе чести, а князю славы». Начало войне и разладу князей положила Обида, всплеснувшая лебедиными крылами и прогнавшая времена изобилия, когда князья были дружны и жили мирно. Скорби и плачу содействовали божества из мира архаики - Карна и Желя. В военной повседневности женщинам остается та часть, которой избегают в мирной жизни - плач.

Текст слова традиционно мифологизирован. Битва в описании автора - пир, где «кровавого вина недостало». Начало похода - начало пира: половцы разбиты и захвачена богатая добыча и пленные. Однако дальнейшие надежды не оправдались, половцев было «словно густой бор». Пир - кровавый! Игорь ранен. В самом начале боя от удара в левую руку его рука омертвела. Бились ночь и день. Половцы не подпускали русских к воде. От этого дрогнули бившиеся в войске Игоря ковуи (осевшие кочевники). Игорь был взят в плен, а дружина перебита (бегством спаслись не более 15 человек), все прочие князья также были взяты в плен.

Половцы устремились на Русь. В результате неудачного похода Переславль осажен, разорен и сожжен Путивль. Игорь жил в плену достаточно свободно и спустя два года ему удалось бежать. Поход не принес славы. Это был не подвиг, а печальное бесславное действие.

В тексте повести на первом плане официальный мир. Это планы князей, их помыслы и поступки, что показывает уровень внимания к повседневной жизни - её вторичность. Это новая действительность и новая повседневность. Сам автор так не считает. Повседневность - это его жизнь. Княжеские политические и иные интересы - это то, что за пределами обычая - неповседневностъ. Как неповседневностъ, действия княжеской элиты соотносятся автором с космогонией. Человек живет проблемами княжеских действий (не земледельческого цикла, не жизнью рода!). Однако, он внутри традиции. Традиционная космогония это основа его представления о мире. Автор принадлежит архаике. Он говорит голосом традиции о важности новации, о новом типе культуры, о единении князей. Автор «Слова» готов к переменам. Урок бесславного похода, разрушенный устав старины, это грядущие изменения в мире повседневности Древней Руси.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >