КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД В ВУЗОВСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие образовательной парадигмы, основанной на компетентностном подходе к вузовскому обучению

В настоящее время система образования модернизируется на основе ком-петентностной парадигмы. Компетентностный подход связывают с попыткой привести образование в соответствие с потребностями рынка. С его введением в систему высшего профессионального образования открывается возможность качественного изменения подготовки специалистов. С позиций компетентност-ного подхода основным результатом образовательной деятельности педагогического вуза становится формирование компетентного педагога (бакалавра, магистра) - специалиста с определенными компетенциями.

Как правило, подчеркивается, что компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие соотносится с личностными характеристиками индивидуума. Охарактеризуем основные понятия, связанные с компе-тентностным подходом, основываясь на понимании этого вопроса, представленного в [7, 18, 45, 120, 141].

Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетентность - результат освоения компетенций конкретной личностью.

Поскольку компетентность выступает как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, основа компетентности - чувство собственной успешности и полезности; осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающим. Характеристика педагога как компетентного специалиста является, по сути, его социальным признанием.

Содержание понятия «компетентность» включает в себя такие существенные признаки, как мобильность знания, гибкость и критичность мышле-8

ния. Именно эти качества отличают компетентного специалиста от некомпетентного. Они лежат в основе способности педагога быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной жизни, самостоятельно и ответственно принимать решения, делая выбор в пользу позитивного развития человека (ребенка, подростка, взрослого), быть открытым новому, рефлексировать, проявлять инициативу, включаться в инновации. В результате обеспечивается готовность к деятельности в новых динамичных социокультурных и профессиональных условиях расширяющегося образовательного пространства, к оперативному решению профессиональных и жизненных проблем.

Компетенция - это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, времени; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы.

Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. Компетенция - система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.

Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.

Общие компетенции - компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной сфере, так и вне ее.

Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава социальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированное™ и зрелости профессионально значимых качеств личности. В первую очередь она связана с освоением ключевых компетенций.

Под ключевыми компетенциями понимаются качества личности, которые «эксплуатируются» в ряде смежных профессий или в большой группе разнопрофильных профессий. Эти качества личности входят в подструктуру профессионально важных, они определяют продуктивность (производительность, качество, результативность) не только в рамках конкретной профессии, а гораздо шире - во многих профессиях. Эти качества важны при выполнении любой деятельности, и не только профессиональной. Они многофункциональны — позволяют решать многие проблемы и задачи в повседневной жизни, в различных ситуациях; надпредметны и междисциплинарны - применяются на работе, в семье, в образовательном учреждении, в общественно-политической, экономической сфере и т.д.; многомерны - включают разные интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.); требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного и критического мышления, саморе-флексии, определения собственной позиции, самооценки и т.д. Педагогическая компетенция становится ключевой для профессий, связанных с решением целого ряда педагогических задач, которые не составляют основной смысл профессиональной деятельности, но в то же время являются ее существенным элементом, оказывающим значительное влияние как на сам процесс профессиональной деятельности, так и на его результаты.

Однако помимо ключевых компетенций будущему педагогу необходимо овладеть профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции - компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Основным критерием их сформированности является готовность к совершенствованию своего методического мастерства и внесению позитивных изменений в образовательный процесс; к проектированию результатов учебно-воспитательного процесса в зависимости от используемых технологий обучения; к оцениванию на основании полученных результатов своей педагогиче ской деятельности и учебной деятельности обучающихся. Профессиональная компетентность понимается как индивидуально-личностный результат образования, отражающий возможность индивида самостоятельно решать комплекс педагогических задач на различных этапах профессиональной биографии. Профессиональная компетентность педагога представляет собой синтез базовой компетенции, связанной с реализацией нормативных целей педагогического образования, и дополнительных компетенций, обеспечивающих выпускнику возможность творческой самореализации в меняющемся контексте социального развития и профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но также освоенные социокультурные и индивидуальные способности, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности. Это понятие нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осмысленности педагога в сфере педагогики и психологии, ни к набору личностных качеств. Профессиональная компетентность педагога определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки, сформированностью определенных компетенций, поскольку они позволяют достигать личностно значимых результатов.

По мнению многих исследователей, компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Он предполагает отказ от бессмысленного запоминания в пользу практичности знаний. Таким образом, компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.

Реализация компетентностного подхода в педагогическом образовании означает, что каждому преподавателю предстоит решать задачи не только по формированию системы знаний, умений и навыков студентов по конкретному предмету, но и компетентности личности.

На этапе внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс в соответствии с требованиями государственного стандарта подготовки специалистов (бакалавров и магистров) в системе высшего педагогического образования акцентируется внимание на том, что педагог должен быть готов к осуществлению разных видов профессиональной деятельности (образовательно-воспитательной, учебно-методической и социально-педагогической) с учетом специфики своей специальности. На основании большого числа психологопедагогических исследований, посвященных разработке профессиографических моделей личности, были выбраны базовые свойства «педагогической профессии», основывающиеся на системе предъявляемых к специалисту требований. В соответствии с ними выделены разные виды профессионально-личностной компетентности и компетенций (как их составляющих), которыми в определенной мере должен обладать выпускник педагогического вуза как представитель педагогической профессии. Это общепрофессиональная компетентность (характеризующая накопление компетенций общей педагогической направленности), специальная компетентность (определяющаяся специфическими для данной профессии компетенциями), социальная компетентность (отражающая вхождение и реализацию вышеуказанных компетенций в социуме) и индивидуально-личностная (характеризующая проявление и накопление личностных и психологических качеств и возможность их воплощения в профессиональном и личностном жизнетворчестве). Таким образом, начинающий педагог (выпускник педагогического вуза) должен обладать ключевыми и профессионально-личностными компетенциями с учетом конкретной педагогической специальности.

Вместе с введением компетентностного подхода разрабатывается система оценки качества вузовской подготовки специалистов, позволяющая выявить у будущих педагогов уровень сформированное™ ведущих компетенций по следующим критериям и показателям:

  • - мотивационный (профессиональные ценности, мировоззрение, мотивы (внешние и внутренние), цели, рефлексия, готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее, выполнение этических норм профессии);
  • - операциональный (способности к осуществлению педагогической деятельности, ее результативность, профессиональные умения, навыки, владение современными технологиями профессионально-личностного роста, индивидуальный стиль деятельности);
  • - социальной активности (умение вступать в продуктивное взаимодействие, показывать значимость своего труда, преимущество своих методов и форм работы, искать внутренние резервы в профессии).

В настоящее время в вузах происходит отслеживание качественного накопления компетенций у студентов: создаются системы информационноаналитической поддержки управления качеством подготовки специалистов (определяются технологии для контрольно-оценочной деятельности - практические процедуры текущего мониторинга, сбора и хранения результатов образования, сравнительного анализа, проведения итоговой аттестации выпускников и др.) по направлениям: мониторинг общепрофессиональной компетентности (качество общих профессиональных знаний и умений студентов); мониторинг специальной компетентности (качество педагогических знаний студентов в соответствии со специальностью, готовность и способность практически решать профессиональные задачи); мониторинг социальной компетентности (готовность студентов к эффективному социальному взаимодействию, проектированию профессионального развития); мониторинг индивидуально-личностной компетентности (уровень развития личностных качеств, соответствующих требованиям профессиональной деятельности); мониторинг профессионального мастерства (компетентности) преподавателей вуза. Все это направлено на то, чтобы качественно усовершенствовать вузовскую подготовку специалиста и в полной мере реализовать государственные образовательные стандарты, максимально приближенные к современным требованиям общества.

Компетентностный подход, совокупность приобретенных в вузе фундаментальных знаний, превратившихся в практические навыки, выступает стержнем Болонской системы. Основу компетентностного подхода составляет подготовка к практической деятельности и формирование определенных профессиональных способностей: умение принимать решения и работать в коллективе (команде), быстро наращивать (менять) квалификации, добирать необходимые для работы знания и навыки и др. В центре внимания вузовских преподавателей оказываются не формальные процедуры передачи знаний, а личностный и профессиональный рост студентов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >