Между небом и землей, или иметь и быть

Уже было сказано относительно тщетности накопления собственности и о заблуждении, свойственном тем, кто считает, что может достигнуть высокого духовного развития, презирая земные блага. Мы знаем, что настоящее изменение души опирается на признание потребностей тела. Двадцать лет назад, когда я начал слушать повествования о сновидениях наяву, находясь, кроме других прочих идей, под влиянием фрейдизма, я ожидал открыть у большинства пациентов доминирующее наличие проблематики, связанной с сексом. Очень скоро я должен был признать, что данная проблематика присутствовала не более чем в 30% случаев. К тому же я сделал удивительное наблюдение. Какими бы ни были изначальные ожидания приходящих на консультацию пациентов, природа их психологического дискомфорта часто была одной и той же. Часто не осознавая этого, все эти пациенты в большей или меньшей степени испытывали трудности позиционирования относительно стремления себя реализовать и потребности в духовном совершенствовании. Отношения в рамках понятий иметь и быть настолько очевидны, что мы их не замечаем. Однако одной из наиболее трудных задач, стоящих перед привилегированными мужчинами и женщинами, познавшими цивилизацию изобилия, является именно восстановление непрерывно нарушаемого равновесия между потреблением и психическим усовершенствованием. В мире, где под видом борьбы с лицемерием, правит цинизм, где принцип соревнования, то есть сравнения, пропитывает до абсурдности всякую человеческую активность, необходимо значительное усилие совести, чтобы развивать в себе ценности само-осо-знания в то время, когда все нацелено на безликую личность. Уже допущенные ошибки не являются оправданием для со вершения новых ошибок «наоборот». Ошибки, допущенные в эпоху духовной нетерпимости, не являются оправданием необузданного стремления к обладанию и экономическому соревнованию, приводящему к невыносимому неравенству между людьми!

Я достаточно подробно развил эти идеи в статьях «Словаря символов сновидений», посвященных золоту, драгоценным камням, сундуку, орлу, ослу. Многочисленные примеры показывают, что пациент, достигнув в сновидении пещеры с сокровищами, в которой блестят всеми цветами золото и драгоценные камни, обнаруживает, что на самом деле поиск был направлен на сокровища внутренние. Никогда мне не встречался сценарий, в котором пациент, запустив руки в сундук с богатствами, унесли с собой хотя бы горсть золотых монет. Попав в подобное место, каждый знает, что не существует иного богатства, чем то, которое они несут в себе и чьи яркие цвета всегда останутся неизменными. Девятый сценарий Вероники предлагает иллюстрацию осознания ценности бытия. Я привел соответствующий пример в главе, посвященной психической реконструкции.

Здесь моей задачей является показать постоянство, с которым обнаруживает себя появление отношения между потребностями земными и стремлениями духовными. Несколько фраз, иногда наивных, иногда очень субтильных, взятых из различных сценариев, покажут реальность этих аспектов психологической проблематики.

J Мишель: «Это массивная, сводчатая деревянная дверь, немного средневековая... массивная дубовая дверь замка или монастыря, окруженная большими камнями... за ней большая зала, огромная, пустая, с голыми стенами, с большими каменными плитами на полу, со сводчатым потолком... это может быть либо зала для хранения оружия, или для встречи паломников...»

J Жан-Пьер: «Я вижу, что он держит в руках бокал на ножке, в котором церковное вино или шампанское, и он вращает его как при дегустации...»

J Элизабет: «Я вернулась к маленькому дому... меня доброжелательно встречает старый человек, не произнося ни слова... он дает мне понять, по крайней мере, я так понимаю, что днем приходили священник и нотариус... я не знаю, что это значит!»

J Пьер: «Я снова вижу эту девушку, ее звали Мари-Анн... не Марьян, как изображение республики... и между тем это одновременно и якобинка, и мать, и бабушка Христа... я бы никогда не подумал, что она выйдет замуж за буржуа, что она предпочтет безопасность, материальный комфорт... но она мне объяснила, что это ей дало свободу самореализации, чтобы воспитывать детей как она хочет, чтобы мечтать, чтобы самовыражаться...»

  • S Мария: «Это длинная изгородь из прутьев, и в ней - отверстие!.. я вижу чашу, да, чашу или бокал, некий трофей исключительно правильной формы... церковную чашу...»
  • 5. Иншаллах[1], или принятие предназначения

J Если Бог пожелает

В течение сотен тысячелетий мозг человека прогрессивно структурировался, чтобы позволить ему вести сложные философские рассуждения и осуществлять необычайные технические открытия. Однако умозрительные рассуждения и рациональное мышление, как бы далеко они ни заходили, остаются

бессильными преодолеть присущие им границы. Никто не может ответить на вопрос, откуда рождается жизненный порыв, почему на смену скошенной траве упрямо вырастает новая. Почему каждое живое существо, будь то растение или животное, обеспечивает продолжение своего вида изобилием семян. Наука все глубже проникает внутрь физико-химических механизмов, лежащих в основе этих феноменов, но ей недоступен смысл жизни!

Наиболее просвещенные умы испытывают головокружение, узнавая от астрономов, что расстояние, которое нас отделяет от наиболее далекого видимого источника света, равно пятнадцати миллиардам световых лет! Источника света, чья световая мощность в десять раз превосходит мощность совокупности всех звезд нашей галактики! Наука хочет приблизить человека к тайнам жизни, к вечности, к бесконечности, к будущему, но на самом деле она отдаляет его от них. Люди не перестают расходовать свою энергию на то, что может помочь им забыть то, что вызывает у них страх: непреодолимые границы понимания. Неопределенность порождает потребность в ориентирах. Ужас перед неизмеримостью вечности порождает потребность измерения времени, его отсчета. Ужас перед бесконечностью порождает потребность измерять, дробить пространство. Неподдающаяся сравнению, всегда больше себя самой бесконечность - это ничто. Стремление понять бесконечность и вечность посредством разума заканчивается ощущением тупика. Задолго до того, как были сформулированы простая и общая теории относительности, сновидения освободились от границ пространства и времени. Именно эта свобода является их важной особенностью. То, что в «Словаре символов» я назвал дерзкой относительностью, предлагает спасительный выход для тех, чей разум заблудился в ментальных лабиринтах. В динамике сновидений бесконечность не является некоей абстракцией. Она превращается в некоторое переживание. Быть значит иметь будущее, а будущее означает идти к чему-то, что нам неизвестно. Жизнь означает отплытие от воображаемого порта - живота матери - к воображаемым и непредвидимым назначениям. Когда воображение уносит пациента в бесконечность, то это не для того, чтобы он потерялся в не ограниченном горизонтом мире. Это для того, чтобы избавить его от страха будущего. Ощутить бесконечность и вечность - значит установить гармонию с тайной бытия. Понять свое отличие от своих предков, принять в своем будущем элементы неизвестности, возмужать и вернуться в мир повседневности повзрослевшим - вот что дает онири-ческий опыт переживания бесконечности и вечности. Отрывок их шестнадцатого сценария Мирьям - первая иллюстрация такого опыта:

«Я в пространстве, как будто я больше не существую в материальном виде, я бесплотна... это новое состояние, я мутировала, я очень сильно чувствую изменение, которое во мне происходит, это напоминает алхимию... у меня ощущение присутствия в нескольких местах в одно и то же время, да, одновременно!.. Жить в моем времени, в моей жизни, как будто я способна быть повсеместно... я на перекрестке дорог и одновременно на каждой из этих дорог! Реальность моего сегодня - это уже то, чем я стану завтра... от этого кружится голова... быть одновременно везде, на всех уровнях, в одно и то же время... Мое тело растет, расширяется от энергии, я становлюсь бесконечно большой, у меня больше нет границ, лишь некое сплетение дорог, которое пульсирует наподобие биению сердца... я вижу плывущие облака... я решила тоже плыть в неизвестное, в еще не известное, и одновременно открытое для всех возможностей... Принять непредвиденное, еще не предвиденное, это - свобода!., теперь речь больше не идет о контроле, управлении, а о наблюдении... я погружаюсь в космос, в пространство, время смешивается, прошлое и будущее становятся единым... я - некая машина, которую запустили в пространство... смерти больше нет...»

Судьба представляется угрожающей лишь тем, кто не признает, что она непредсказуема. Для тех, кто изнуряет себя непрерывными усилиями подчинить своему контролю то, что невозможно предвидеть. Желание контролировать свою судьбу - это одна из ловушек, в которой можно потерять свою жизнь. Гармония существования не может быть достигнута без гибкого и доверительного приятия случайностей судьбы.

В сновидении появление мудрого старца и звезды означают фундаментальное изменение отношения пациента или пациентки к будущему. Переживание дерзкой относительности, открывающее новый аспект реальности, а именно бесконечность возможностей предвещает и готовит это счастливое изменение в отношении к судьбе. Несколько фраз из двенадцатого сценария Феликса покажут, что космическая авантюра Мирьям не является чем-то исключительным. В процессе терапии такого рода приключения могут наблюдаться в течение четырех или пяти сеансов:

«Я окружен планетами... как будто я с удовольствием шагаю по этому галактическому пространству... я не знаю, день ли сейчас или ночь, это теперь не важно... такое освещение, что непонятно, день это или ночь... просто свет! Неизвестно, откуда он исходит... ощущение уюта, нежности... неподвижности... как будто нет смысла куда-то идти, так как я могу быть везде, и везде одинаково!., я могу двигаться вперед, назад, направо, налево, головой вниз, я всегда остаюсь с теми же ощущениями: одновременно вне и во времени, и так может продолжаться целую вечность... у меня все же возникает ощущение быть втянутым в некую спираль... я себя чувствую сгустком энергии, как атом внутри огромного тела. Как будто в рамках вселенной я маленький, но это ощущение совсем не преуменьшает мою значимость. Я чувствую себя свободной энергией в мире энергии...»

J На то есть Божья воля!

Приходит время, когда человек начинает видеть конец своей дороги, дороги своей жизни. Возраст, когда болезни привели его к темной двери. Никто не знает, что ожидает того, кто переступит через порог этой двери. Некоторые хотели бы выкрасить эту дверь в цвета надежды. Другие думают, что имеют представление о небытии, которое ждет их в пропасти, куда они упадут, войдя в эту дверь. На весах разума аргументы одних и других ничего не весят, как ничего не весит незнание. Как и в день своего вхождения в мир, путешественник по жизни стоит одинокий без всякого багажа перед черной дверью. Никогда еще характер его отношений с будущим не был так для него значим. Страх будущего, отказ «подойти к...» вызывают смертельную тревогу. Сознательное отречение от материальных ценностей дает относительное спокойствие, относительное освобождение от тревоги. И только опыт переживания растворения в энергии вселенной может принести тому, кто готовится перешагнуть через последний жизненный порог, свет успокоения. Будучи убежденным в гармонизирующем влиянии свободного сна наяву одновременно на психику и на тело, доктор Т. Науроки отправил ко мне несколько тяжелобольных пациентов, знавших, что им осталось недолго жить. И каждый раз я убеждался в положительном влиянии динамики воображаемого, всегда работающей на благо пациенту. В подобных случаях она способствует спокойному принятию будущего. Речь уже не идет о смирении, а об участии в том, что должно произойти! Услышав пятнадцатый сценарий Ирен, можно смело утверждать, что терапия свободным сном наяву может занять достойное место среди других видов паллиативной помощи. Когда душа может получить облегчение, даже если тело уже не способно выполнять свои земные обязанности, невозможно отрицать интерес, который представляет в данном случае подобного рода психологическое сопровождение. Несколько недель спустя после этого сновидения наяву Ирен умерла, но перед этим она написала мне несколько слов, в которых она выразила мне свою благодарность. Будучи слишком длинным, это сновидение не может быть воспроизведено здесь полностью: оно начинается эпизодом, в котором Ирен выражает свое желание отдалиться от этого мира, которым правит закон состязания, закон обладания. Она присутствует на автомобильных гонках и описывает гвалт и шум, вызванные автомобилями и толпой зрителей. Она покидает это место и оказывается в пустыне. Там она встречает старого пастуха, всю свою жизнь посвятившего поискам овцы, которую он, наконец, нашел. Вместе они подходят к реке, берега которой покрыты цветами - настоящее райское место. Вот как заканчивается этот сон:

«Это очень приятное место, вокруг много цветов... а теперь я в городе, я смотрю в окно, идет бесконечный дождь, и снаружи никого нет, так как дождь очень сильный... дождь бесшумный, и это очень необычно, так как не видно ничего, ничего, совсем ничего!., я открываю окно: вокруг один только дождь... я снова закрываю окно, эта атмосфера бесконечного дождя мне кажется странной... я выхожу на улицу в плаще и сапогах... я сразу промокаю насквозь... я даже не вижу больше моего дома... есть только дождь и я... я потерялась под дождем (долгое молчание)... я правда не знаю, что я буду делать... я промокла насквозь... это неважно, так как я превращаюсь в дождь... я - капля дождя, и я чувствую, как это приятно, весело и радостно... я слышу только смех... смех заливистый, заразительный... и вот вдобавок появляется свет... мы, капли, продолжаем наше падение... радужные капли... это еще более приятно и радостно, вокруг всеобщее веселье... каждая маленькая капля воды испытывает настоящую радость, невозможно испытать большую радость! Каплям тесно, но это хорошо. .. это как смех создателя!.. и теперь - это не просто свет, а настоящая радуга... и каждая капля воды составляет часть общей туманной атмосферы... и больше ничего нет... даже земля уступила место дождю, и мы, мы все - частицы света... это прекрасно, и это именно так кончается... вот и все!»

  • [1] Иншаллах, также «иншалла, инша’Аллах» (араб. «если Бог пожелает», «если (на то есть) Божья воля») - ритуальное молитвенное восклицание, междометное выражение, используемое в арабских и других мусульманских странах, как знак смирения мусульманина перед волей Аллаха. Сопровождает высказывание верующего о его планах или событиях, которые должны произойти в будущем. В арабоязычных странах используется представителями всех конфессий. В современном арабском языке фактически выступает в качестве маркера будущего времени. Примерно эквивалентно русскому «Бог даст!», «С Божьей помощью!». Также может указывать на желание того, чтобы что-либо произошло, или надежду на благословение от Бога в каком-либо предприятии в будущем.-Прим. пер.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >