Программа и основные этапы исследования динамики ценностных ориентаций формирующейся личности младших школьников в разные периоды развития российского общества

ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Вышеизложенное предположение позволило сформулировать цель исследования - провести сравнительный анализ ценностных ориентаций личности младших школьников в разных исторических условиях (начало 1980-х годов, конец 1990-х годов и начало XXI в.).

В исследовании сформулированы следующие эмпирические задачи:

  • 1) выполнить сравнительный анализ структуры ценностных ориентаций личности младших школьников в различные исторические периоды;
  • 2) проанализировать парциальную динамику ценностных ориентаций личности младших школьников с начала 1980-х годов по 2007 г. с целью выявления ее особенностей в разных исторических условиях.

При формулировании основной гипотезы исследования мы опирались на психосоциальный подход к психическим явлениям, на рассмотрение связи исторических условий и социально-психологической динамики. Было выдвинуто предположение, что наиболее значимые изменения в структуре ценностных ориентаций личности младших школьников определяются изменениями в социально-экономических условиях их жизнедеятельности, которые характерны для разных исторических периодов развития российского общества.

Частные гипотезы

  • 1. Относительно «стабильные» исторические периоды характеризуются отсутствием динамики наиболее значимых ценностей в иерархической структуре.
  • 2. Наибольшие изменения в структуре ЦО соответствуют периоду «острого» социально-экономического кризиса в российском обществе.
  • 3. Как одна из функций ЦО может быть рассмотрена функция предиктора, раскрывающаяся через высокую парциальную социальную чувствительность личности по отношению к латентным изменениям в социально-экономическом развитии общества и соответствующую реакцию, проявляющуюся в позитивной динамике значимости для личности отдельных ценностей.

Участниками исследования выступили школьники 9-10-летнего возраста, учащиеся 3-4-х классов московских школ. Общая численность респондентов, участвовавших в исследованиях с 1996 по 2007 г., составила 351 чел., из них: в 1996-1998 гг.- 90 чел.; в 2000-2001 гг.-120 чел.; в 2005 г. - 66 чел.; в 2007 г. - 75 чел. Выборка в исследовании Н. А. Волковой 1983 г. включала 50 учащихся 3-х классов одной из ленинградских школ.

В качестве основной методики исследования применялась «Методика ценностных ориентаций» Н.А. Волковой (Волкова, 1983), которая с помощью специальных процедур была адаптирована Т. В. Дробышевой для более адекватного восприятия современными школьниками (Дробышева, 2002; Журавлев, Дробышева, 2010). Методика является опросником, состоящим из 64 суждений, соответствующих ценностным ориентациям (ЦО), восьми типов: соматические, волевые, эмоциональные, интеллектуальные, нравственные, материальные, культурные, социальные. Например, к интеллектуальным ЦО относятся: умение быстро и легко решать задачи; разбираться в компьютерах и т. п.; к соматическим - быть здоровым; красивым; физически развитым; сильным и т. п.; к материальным -иметь дома современную мебель, бытовую технику, машину; хорошо одеваться, следовать моде; много зарабатывать; иметь возможность тратить деньги; копить деньги и т. п.; к нравственным - быть чутким; справедливым; самокритичным и т. п.; к волевым - уверенность; це леустремленность; решительность; настойчивость и т.п.; к эмоциональным -впечатлительность; непосредственность, импульсивность; «не давать волю слезам»; быть бодрым и т. п.; к культурным - воспитание чувств; соблюдать правила приличия; много читать и т. п.; социальным - принимать участие в общественной жизни - быть лидером в кругу одноклассников и друзей; быть на хорошем счету у учителей; иметь много друзей во дворе, школе, секциях и кружках по интересам и т. п. Методика построена по типу пятибалльной шкалы суммарных оценок Р. Лайкерта.

Процедура адаптации включала несколько этапов работы. На первом на основании экспертных оценок учителей (8 чел.) и школьников разного возраста (26 чел.) выявлялись суждения, которые содержательно устарели и снижали надежность и валидность используемой методики. Например, «Иметь дома современную мебель», «Иметь магнитофон» (материальные ценности); «Иметь много знакомых ребят во дворе» (социальные ценности) и т. п. На втором этапе работы из таких суждений был сформулирован опросник, включающий только невалидные вопросы, переформулированные в утверждения по типу: «Важно иметь дома современную мебель» и т. п. Младшим школьникам (48 чел.) было предложено согласиться либо не соглашаться с данными высказываниями. В случае несогласия предлагалось изменить или дополнить каждое суждение тем, что соответствовало смыслу высказывания. В результате несколько пунктов методики были переформулированы. Так, «Иметь дома современную мебель» изменили на «Иметь дома современную мебель, бытовую технику, машину»; «Иметь много знакомых ребят во дворе» - на «Иметь много друзей во дворе, школе, секциях и кружках по интересам» (современные дети мало гуляют во дворе); «Иметь дома магнитофон» - на «Иметь дома последнюю модель современного компьютера» и т. п. На следующем этапе была проведена психометрическая проверка надежности шкал (надежность-повторяемость, по Спирмену, и надежность-согласованность, по Кронбаху).

В целом выбор методики определялся целью работы и возрастом респондентов, так как ряд формулировок ценностей соответствовал интересам младших школьников: «Любить подвижные игры», «Быть на хорошем счету у учителей» и т. п. Инструкция методики включала указание на субъективную оценку степени значимости, ценности для школьника тех или иных знаний, умений, качеств, объектов социального мира, которые требовалось оценить по 5-балльной шкале: 1) Самое важное в жизни; 2) Очень важное; 3) Важное; 4) Важное, но не очень; 5) Неважное совсем.

Кроме основной методики, ориентированной на изучение ценностных ориентаций личности младших школьников, в работе применялись качественные методы: беседы, наблюдения, экспертного заключения учителей и родителей, которые позволили дополнить информацией статистические данные. Важно, что их применение расширило круг субъектов оценивания изучаемого феномена - ценностных ориентаций школьников.

С целью повышения достоверности полученных данных была проведена большая работа по контролю за факторами невалиднос-ти выводов.

Так, анализ работ, выполненных на младших школьниках, показал, что структура ЦО личности в этом возрасте (от 6-7 до 9-10 лет) подвержена быстрым (фактически ежегодным) изменениям. С целью нивелирования возрастного фактора сравнивались данные, полученные на выборках детей только 9-10-летнего возраста. В конце учебного года у младших школьников наблюдается повышенная утомляемость, начало учебного года связано с трудностями адаптационного периода. Оба этих фактора оказывают существенное влияние на психическое состояние детей данного возраста, что определило и выбор времени (сезона) проведения экспериментов - вторая половина октября. В одном из наших исследований было выявлено, что значимость некоторых ЦО (например, материальных, культурных, интеллектуальных) отличается в сознании школьников, обучавшихся в образовательных учреждениях различного типа (гимназиях с углубленным изучением иностранного языка, общеобразовательной и православной школе) (Дробышева, 2012). В данной работе приняли участие только учащиеся общеобразовательных школ. Таким образом, был снят ряд целенаправленных, организованных микросоциальных воздействий на ценностную структуру детей. К ним относятся, например, специализированные программы обучения, уровень материального благосостояния семей школьников, религиозные традиции, отношения родителей и педагогов к материальным и духовным ценностям, социально-психологический климат в учреждении, степень доступности различных информационных источников и т. п. Так, ученики православной школы указывали на ограниченность просмотра новостных и развлекательных телепрограмм и только немногие использовали компьютер для получения информации. Формирование выборки по изложенному выше принципу позволило сделать акцент на историческом факторе исследуемой динамики.

Несмотря на то, что все вышеизложенные процедуры работы с выборкой привели к сокращению ее объема (данные более половины обследованных детей, не соответствующие заявленным требованиям, не были приняты к работе), репрезентативность оставшейся части выборки была качественно выше. Данный факт имеет существенно важное значение для социально-психологического исследования, ориентированного на изучение личностных феноменов представителей разных возрастных и социальных групп, характеризующегося оптимальным сочетанием качественных и количественных методов.

Выбор исторических периодов определялся следующими критериями: 1) стабильность/кризисность; 2) выраженность до- и посткризисных изменений. Так, первый анализируемый временной отрезок был связан с теми изменениями в сознании формирующейся личности, которые произошли за 13 лет при переходе от «советского» (1983) к «постсоветскому» (1996-1998) периоду развития российского общества. Предполагалось, что срез 1996-1998 гг. может дать представление об ориентациях на те ценности, резкое изменение значимости которых могло бы рассматриваться как психологический механизм «сохранения», «выживания» интенсивно формирующейся личности в период острых социальных кризисов. При этом следует иметь в виду, что в подобных исторических условиях, родители стараются «отсрочить», «оттянуть» тот момент, когда экономические и психологические эффекты происходящих изменений в обществе могут коснуться и их детей. Можно предположить, что для своих детей взрослые еще какое-то время пытаются сохранять старые привычные формы отношений и условия существования (в первую очередь, материального плана) с целью смягчить последствия социальных изменений. И это также отражается в динамике ценностей у взрослых и детей. Аргументом в пользу такого суждения может стать и установленный нами факт гиперопеки российских родителей, проявляемых ими, например, в экономическом воспитании своих детей. Обнаружено, что в разные исторические периоды большинство родителей не только младших школьников, но и подростков считают неприемлемым информировать их об источниках и размерах доходов семьи, статьях расходов, не формируют навыков планирования собственного бюджета и т. п., аргументируя это желанием «продлить беззаботное время детства» своих детей. При этом 78% родителей в возрасте от 30 до 40 лет на вопрос о получении финансовой поддержки со стороны их родителей (т. е. дедушек и бабушек исследованных школьников) дали положительный ответ. Данный факт также может быть рассмотрен как косвенное подтверждение суждения о «гиперопеке» как ведущей стратегии детско-родительских отношений в российских семьях (Дробышева, 2002; Дробышева, Новокшенова, 2007; Дробышева, Байдакова, 2008).

Предположили, что срез 2000-2001 гг. выявит специфику структуры ценностных ориентаций школьников, соответствующих началу относительно стабильного периода в развитии общества. По всей видимости, данный исторический период (1996/1998-2000/2001) -не столь длительный, но существенный по значимости событий (новый президент, активный рост цен на нефть, «новая экономическая политика», рост потребительских кредитов, социальных программ и т. п.) - будет характеризоваться позитивной динамикой «ценностей стабильности», которые, возможно, усилят свои высокие позиции в структуре ЦО на следующем этапе либо останутся на прежних позициях. Таким образом, эмпирический срез 2000-2001 гг. должен был выявить ориентации на ценности начала стабильного периода, в то время как отсутствие динамики данных ЦО на срезе 2005 г. не только должно было указать на ценности собственно стабильного периода, но и дать представление об их функциональной направленности. При условии совпадения значимых ценностей, выявленных в 2005 г., с аналогичными ценностями 1983 г., можно аргументировано утверждать наличие ценностного комплекса «стабильного периода». Наконец, срез 2007 г. (начало финансового кризиса), возможно, покажет зарождающиеся изменения в ценностной структуре младших школьников за счет одновременно существующих тенденций в комплексе «стабильных» ценностей - отсутствия динамики одних и наличия сдвигов в значимости других, а также изменения степени «социальной чувствительности» различных ценностей по отношению к макросредовым изменениям.

Далее анализировались данные нескольких срезов иерархически организованных структур ЦО личности младших школьников с 1996 по 2007 г. Полученные данные сравнивались с теми, которые были получены Н. А. Волковой (1983) на выборке учащихся третьих классов. С целью определения достоверности различий применялся Т-критерий Стьюдента (при р<0,05).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >