Игровые предпочтения младших школьников и подростков, обучающихся в школах разного типа

На пилотном этапе исследования изучали игровые предпочтения школьников разного пола и возраста, обучающихся в гимназии, «муниципальной» и «христианской» школах. Среди наиболее предпочитаемых детьми игр выделялись те, в которых игровые ситуации включают моделирование экономических отношений между игроками. На данном этапе работы изучались различия в предпочтениях экономической игры у школьников разного возраста, пола, обучающихся в разных школах, а также связь предпочтений с ЦО личности, которые, возможно, определяли направленность детей к такому виду поведения, выстраиванию соответствующих отношений со сверстниками.

Сравнительный анализ предпочтений игр с экономическим содержанием у школьников, обучающихся в разных образовательных учреждениях, показал следующее. Наибольшее число игроков было обнаружено среди учащихся муниципальной школы. В ряду всех игр, обнаруженных в исследовании и моделирующих экономические отношения между игроками (настольно-печатных, компьютерных и т. п.), наиболее предпочитаемой была игра в сотки. Причина видится в наличии свободного времени и сравнительно меньшей учебной нагрузке (только базовый образовательный компонент) учащихся муниципальной школы по сравнению с другими школьниками. Кроме того, муниципальная школа отличается от «христианской» и гимназии разнообразным контингентом учащихся и их родителей, среди которых были очень состоятельные люди и совсем неблагополучные как в материальном, так и социальном плане. По сути, в общеобразовательной муниципальной школе учились дети, чьи родители представляли все категории населения, определяемые как «высокообеспеченные», «среднеобеспеченные», «малообеспеченные». Возможно, такая разнообразная (по финансовому критерию) среда стимулировала противоречия в отношениях между учащимися и их интерес к играм, в которых дети моделировали экономические отношения, «как у взрослых».

Возрастные различия в предпочтениях школьниками экономических игр были выявлены на основе сравнительного анализа полученных данных. Так, было обнаружено, что экономические игры (компьютерные, настольные, подвижно-ролевые) наиболее распространены среди 10-11-летних школьников, обучающихся в 4-х классах начальной школы и 5-х классах ее среднего звена. Причем наиболее высокие показали предпочтения экономических игр школьниками, в том числе игры «сотки», были выявлены у учащихся 5-х классов, что соответствует переходному периоду от младшего школьного к подростковому возрасту. По всей видимости, период взросления сопровождается не только социальными новообразованиями, перестройкой физиологических процессов в организме, но и потребностью в поддержании со сверстниками экономических отношений, имитирующих «взрослую жизнь».

Обнаружены половые различия в предпочтениях игр, моделирующих экономические отношения со сверстниками. Так, среди всех видов игр, предпочитаемых школьниками, которые упоминались в начале параграфа, наибольшие различия у учащихся 5-х классов продемонстрировала игра «сотки» (при р<0,05). Большинство 11-летних игроков - это мальчики, ориентированные на процессуальную сторону игры (бросание биты, выставление дисков на кон и т. п.), а также выбор стратегий с целью приобретения «капитала», обладания им («соток», «услуг») или «власти» над другими детьми. Интерес девочек к игре заключался в коллекционировании красивых «соток», обладании ими или в поддержании отношений со сверстниками («быть как все»). В целом девочки существенно меньше времени проводили за этой игрой, чем мальчики.

Прежде чем обратиться к содержательному анализу игры «сотки», раскрывающему мир экономических отношений школьников, следует описать основных субъектов этих отношений. Так, выявлено, что в период проведения исследования («стабильный» в развитии экономики) данная игра представляла наибольший интерес для мальчиков 10-11-летнего возраста, обучающихся в общеобразовательной школе муниципального типа. Уровень материального благосостояния семей игроков варьировался по шкале: от очень высокого до очень низкого. С нашей точки зрения, именно факт «расслоения» учащихся по уровню экономического благосостояния семей, явился «предпосылкой» выявленных игровых предпочтений школьников. Кроме того, корреляционный анализ связей ЦО и предпочтений 11-летними школьниками игр с экономическим содержанием обнаружил положительные связи между ними. Учащиеся, предпочитающие игры с экономическим содержанием, активно общаются со сверстниками, ориентированы на поддержание физического здоровья и своего внешнего вида (соматические ЦО), отношений со сверстниками, родителями и учителями (социальные ЦО). Высоко ценят сообразительность, умение легко и быстро решать задачи и т.п. (интеллектуальные ЦО); возможность много зарабатывать, копить деньги, обладать собственностью (компьютерной и бытовой техникой, автомобилем) и т.п. (материальные ЦО).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >