Темы лекционных занятий

Содержание разделов дисциплины состоит из 3 модулей:

Модуль 1

Модульная единица 1: Предмет изучения философии.

Модульная единица 2: Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Модульная единица 3: Античная философия. Доклассический период.

Модульная единица 4: Античная философия. Классический и позднеантичный периоды.

Модульная единица 5: Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Модульная единица 6: Особенности классической философии XVII в.

Модульная единица 7: Особенности классической философии XVIII -XIX вв.

Модульная единица 8: Немецкая классическая философия

Модуль 2

Модульная единица 9: Русская философия XI - XVII вв.

Модульная единица 10: Русская философия XVIII - XX вв.

Модульная единица 11: Философские направления XIX-XX вв. Позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм.

Модульная единица 12: Философские направления XIX-XX вв. Иррационализм. Философия жизни. Экзистенциализм.

Модульная единица 13: Общие вопросы учения о бытии.

Модульная единица 14: Философское учение о познании.

Модуль 3

Модульная единица 15: Философская антропология.

Модульная единица 16: Общество как система.

Модульная единица 17: Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта.

Темы практических занятий (семинаров)

Античная философия

Вопросы для обсуждения:

  • 1. Предпосылки появления античной философии.
  • 2. Досократовский период: милетская, пифагорейская, элейская школы, Гераклит, атомисты, софисты.
  • 3. Классический период: Сократ, Платон, Аристотель.
  • 4. Позднеантичный период: киники, скептики, стоики, эпикурейцы, Плотин и другие неоплатоники.

Контрольные вопросы:

  • 1. Назовите черты, определяющие сущность античной философии.
  • 2. Какие периоды характерны для истории философии Античности?
  • 3. Почему первых философов Греции называли «физиками» и «наивными материалистами»?
  • 4. Каковы характеристики «бытия» в философии Парменида?
  • 5. Какие диалектические понятия раскрывались апориями Зенона?
  • 6. Назовите причины перехода от космоцентризма к антропоцентризму.
  • 7. Почему метод Сократа называют майевтикой?
  • 8. Какой принцип лежал в основе практической философии киренаиков?
  • 9. Сравните этические основы философских направлений: эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.
  • 10. Какое пространство, по мнению атомистов, является изотропным?
  • 11. Какие идеи пифагорейцев легли в основу «секрета» красоты древнегреческого искусства, послужили толчком к развитию «революции Коперника»?
  • 12. Какова суть процесса «анамнесиса» Платона?
  • 13. Как Платон объясняет бесконечное разнообразие физических явлений?
  • 14. Понятие «сущность» или «субстанция» в философии Аристотеля является фундаментальным. Почему?
  • 15. Что представляет собой теория креационизма Аристотеля?
  • 16. Каким идеалам следовали киники?

Задания для закрепления материала:

  • 1. Античные философы Продик, Демокрит и Платон утверждали, что жизненная цель каждого человека - счастье, однако споры о критериях счастья не утихают до сих пор. Выведите свои критерии счастья.
  • 2. «Счастливый человек - не тот, у которого все есть, а тот, которому ничего не нужно». Назовите возможные причины появления этого высказывания на основных этапах развития общества и человека в нем (в историческом контексте).
  • 3. Особенность Гераклита не ясно выражать свои мысли привела к развитию в настоящее время научной дисциплины - полисемии, куда входят каламбуры и обыгрывания слов. Например:
    • - Оратор - не от слова «орать», а умеющий говорить красиво.
    • - Блестящий учёный - тот у кого блестит лысина.

Приведите свои примеры.

4. Знаменитый древнегреческий философ Сократ отличался рассудительностью, спокойным нравом, неприхотливостью в быту, однако сыскал себе множество врагов, которые судили его и приговорили к смертной казне. В чем был обвинен Сократ? Почему философ отказался спасти свою жизнь?

Литература, рекомендуемая для изучения темы:

1. Антология мировой философии: Античность / отв. Ю. Г. Хацкевич. -Минск : Харвест ; М. : ACT, 2001. - 960 с.

  • 2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - М. : Высшая школа, 1998.-400 с.
  • 3. Гомперц, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. - Мн. : Харвест, 1999. -752 с.
  • 4. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1989. - 204 с.
  • 5. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили — М. : Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. — 248 с.
  • 6. Платон. Диалоги / Платон ; пер. с древнегреч. В. Н. Карпова. - СПб. : Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 448 с.
  • 7. Плотин. Избранные трактаты / Плотин. - Мн. : Харвест ; М. : ACT, 2000. -320 с.
  • 8. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М. : ACT, 2010. -831 с.
  • 9. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб. Петрополис, 1994. - Т. 1 : Античность. - 326 с.
  • 10. Эннес, Джулия. Античная философия: очень краткое введение / Джулия Эннес ; пер. с англ. А. Н. Ганор. - М. : Астрель : ACT, 2009. - 192 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >