ПРЕСС

В полиграфическом предприятии основным производственным процессом является печать тиража (пресс). Печатание или печать -это перенос красящего вещества (краски, тонера) с предварительно изготовленной печатной формы на запечатываемый материал, например, бумагу. В зависимости от расположения печатающих и пробельных элементов на печатной форме можно выделить три основных способа печати: высокая, глубокая, плоская. Каждый из перечисленных видов имеет свои исторически сложившиеся разновидности и современные спецвиды. Особенности основных способов печати учитываются и при разработке новейших полиграфических технологий.

Вся история изобретения и развития различных видов печати непосредственно связана с решением одной из важнейших задач - это высококачественная печать цветных изображений, максимально приближенных по передаче цвета к оригиналу. В связи с этим данный раздел пособия помогает изучить не только классические и новые способы печати, но и получить представление о способах воспроизведения иллюстративных материалов, современной технологии цветоделения.

КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Высокая печать и ее разновидности

Высокая печать - способ печати, в котором печатающие элементы на печатной форме располагаются выше пробельных. Этот способ появился в мире первым (VIII в., Корея), древнейшая его разновидность - ксилография (от греч. xylon - «срубленное дерево»), так как первые печатные формы для производства книг изготавливали на деревянной поверхности. При подготовке печатной формы гравер углублял пробельные места, оставляя высокими печатающие, отсюда название способа - высокая печать.

Ксилографические печатные формы были монолитными (цельными), трудоемкий процесс их изготовления растягивал подготовку произведения к печати на годы.

^Сначала на пергамене или бумаге жирной краской наносили текст и до того, как он высохнет, прижимали его к подготовленной ровной доске. После этого гравер видел все темные места, которые в дальнейшем должны были стать печатными элементами, и не тронутые краской участки, которые следовало углубить. С такой печатной формы в течение дня можно было отпечатать до 2000 оттисков.

В 1041-1048 гг. китаец Би Шен предложил использовать в книгопечатании «подвижный» шрифт, который изготавливали из клея и глины, а затем обжигали в печи1.

? Би Шен располагал полученные литеры построчно на ровном листе железа, предварительно покрытом смесью смолы, пчелиного воска и бумажного пепла. Затем лист размещали над слабым огнем, чтобы смола и воск стали эластичными. Ровной доской литеры выравнивали по высоте, вдавливая их в густую разогретую смесь, в конце лист охлаждали.

Такая наборная печатная форма имела явные преимущества перед монолитной:

  • • повысилась скорость подготовки печатной формы;
  • • литеры можно было использовать многократно;
  • • появилась возможность исправления текста без переделки всей печатной формы.

Позднее в противовес хрупким керамическим литерам были изобретены литеры из металла. Способ высокой печати, в котором для набора текста использовались металлические литеры, был назван типографским.

1 Были попытки использовать и деревянные наборные литеры, однако они также быстро изнашивались и под воздействием печатной краски деформировались.

В Европе революцию в книгопечатании произвел Иоганн Гуттенберг, главными изобретениями которого считают устройство для отливки металлических литер и ручной печатный станок. Почти все операции на станке выполнял человек, используя мускульную силу. Тем не менее изобретение И. Гутенберга позволило поднять производительность печати до 100 оттисков в час.

^?Конструктивные особенности станка состояли в следующем: деревянная плита - пресс, называвшийся ти-гелем (нем. tiegel - «плита»), перемещаясь по винту, обеспечивал давление нужной силы на талер (нем. teller -«тарелка»), стол, где располагалась печатная форма, тем самым прижимая бумагу к печатной форме (см. рис. 1).

Ручной печатный станок

Рис. 1. Ручной печатный станок

Станок прослужил полиграфистам три с половиной века, и постоянно совершенствовался:

  • • в 1620 г. Биллем Янсон Бло к рычагу пресса добавил противовес, чтобы тигель поднимался автоматически;
  • • в 1790 г. Уильям Николсон для нанесения краски на печатную форму вместо кисти предложил использовать цилиндр, обтянутый кожей;
  • • в 1795 г. деревянный пресс был заменен металлическим и обеспечивал производительность до 250 оттисков в час.

Основателями первого в мире завода полиграфического машиностроения были немецкие изобретатели Ф. Кёниг и А. Бауэр. Еще в 1803 г. Ф. Кёниг начал конструировать пресс, в котором перемещение тигеля осуществлялось без физической силы человека, и к 1811 г. была построена паровая машина, в которой подъем тигеля и движение станины обеспечивались системой зубчатых колес.

? Этими же изобретателями плоский тигель был заменен цилиндром. Ив 1814 г. на новой машине с печатным цилиндром вместо плоского тигеля в Лондоне была отпечатана газета «Таймс». Производительность машины составляла 1100 оттисков в час.

В дальнейшем для повышения производительности машину также существенно модернизировали:

  • • в 1818 г. Ф. Кёниг и А. Бауэр добавляют к машине еще один печатный цилиндр для осуществления двусторонней печати;
  • • в 1824 г. У. Чёрч добавляет к этой конструкции бумагоподающее устройство - самонаклад;
  • • в 1844 г. Р. Хоу запатентовал первую ротационную машину, в которой лист бумаги проходил между формным и печатным цилиндрами, а скорость печати возросла до 8000 оттисков в час;
  • • в 1865 г. в США У. Баллок патентует машину с подачей рулонной бумаги; совместно с Р. Хоу изобретатель также снабжает машину специальным устройством, отрезающим и складывающим бумагу.

В отечественной полиграфии высокая печать с использованием металлических печатных форм оставалась одним из приоритетных способов вплоть до конца XX в. В последнее десятилетие она утратила свое доминирующее значение (занимает 30 % полиграфического рынка) и оптимально подходит для печати на немелованной, шероховатой, пухлой и толстой бумаге, которая позволяет печатающим элементам погрузиться и создать рельеф.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >