Актуальность исследования с точки зрения арктической проблематики

Арктика - один из немногих регионов мира, в котором сохранились нетронутыми как чрезвычайно хрупкие экосистемы, так и крупные запасы углеводородного сырья. Пробелы в научном знании об Арктике пока не позволяют делать окончательные выводы о том, каким образом за Северным полярным кругом возможно совместить охрану уникального биоразнообразия и добычу нефти и газа.

Арктика — это неотъемлемая часть планетарной экологической системы и естественная среда обитания многих «легендарных» диких видов: белых медведей, моржей, тюленей, гренландских китов, белух, гаг, тупиков и других животных. Арктика также играет чрезвычайно важную роль в процессах естественного регулирования погоды и климата на Земле, но при этом сама очень уязвима по отношению к изменению климата. Вместе с тем ученые пока не до конца понимают, как функционируют арктические экосистемы и каким образом эти природные сообщества могут отреагировать на изменение климата или промышленное освоение Заполярья.

По мере того как в результате изменения климата Арктика все больше теряет свой ледяной покров, а добыча нефти и газа на более легкодоступных месторождениях падает, растет интерес к освоению запасов углеводородного сырья за Северным полярным кругом. Оценки размеров запасов углеводородов в Арктике существенно разнятся в силу слабой изученности региона. По оценкам Геологической службы США, на арктический шельф может приходиться 13% еще не открытых месторождений нефти и 30% пока не открытых месторождений газа (Grom, 28 Мау 2009). По оценкам Минприроды РФ, арктические пространства, на которые Россия заявила свои права, могут содержать в два раза больше нефти, чем все месторождения Саудовской Аравии (Слижевский, 26 марта 2010).

Нефть и газ, которые планируется извлечь из арктических недр, будут сожжены и попадут в атмосферу в виде парниковых газов. Таким образом, «порочный круг» вновь замкнется в Арктике: чем больше углеводородного сырья добывается в глобальном масштабе, тем больше парниковых газов попадает в атмосферу, тем теплее становится климат и дольше продолжается период, в течение которого Арктика свободна ото льда, - и тем проще становится добывать нефть и газ за Полярным кругом. Вместе с тем до сих пор не существует надежных технологий по предотвращению и ликвидации разливов нефти в арктических ледовых условиях и не созданы точные модели процесса таяния вечной мерзлоты и последствий этого процесса для существующих и предлагаемых объектов инфраструктуры, требующихся для освоения нефтегазовых месторождений Арктики.

Как показывает опыт аварии танкера Exxon Valdez на Аляске, разлив нефти в арктических условиях может иметь ужасающие последствия для жителей региона и его экосистем. В зимний период Арктика покрыта льдом и навигация спецтехники по ликвидации разливов нефти невозможна. Таким образом, если разлив нефти произойдет в начале зимы, нефть будет распространяться по морю, в том числе подо льдом, до наступления весны, т.е. в течение нескольких месяцев. Ликвидация разливов в Арктике осложнена ледовой обстановкой, низкими температурами, штормовыми ветрами и сильным туманом (Всемирный фонд дикой природы, 2011).

Как планируется, первая нефть будет добыта в российском секторе Арктики на Приразломном месторождении в Печорском море в 2012 г. При этом Правительству России еще только предстоит создать необходимую инфраструктуру для предотвращения и ликвидации возможных нефтяных разливов. Такая неготовность вызывает резкую критику со стороны экспертов и организаций гражданского общества (Всемирный фонд дикой природы, 30 августа 2011).

Учитывая значительную степень неопределенности, высокие риски и затраты на разработку арктических месторождений, нефтегазовые компании наращивают давление на правительства отдельных стран, с тем чтобы те частично взяли на себя данные риски и издержки путем предоставления масштабных субсидий, особенно в форме разнообразных налоговых льгот. Без такого рода субсидий разработка многих арктических месторождений не представляется рентабельной. В то же время любые решения о предоставлении государственной поддержки таким проектам должны основываться на как можно более полной и объективной информации и на тщательном и прозрачном анализе экономических, социальных и экологических затрат и выгод таких субсидий.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >