Введение

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от негативных факторов во всех сферах жизни человеческой деятельности.

К формированию учения о безопасности жизнедеятельности привели ряд причин. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является, прежде всего, продолжительность жизни. В настоящее время в России по сравнению с предыдущими годами происходит значительное сокращение продолжительности жизни (особенно у мужчин). Это связано с низким уровнем дохода на душу населения, ухудшением медицинского обслуживания, несоблюдением норм здорового образа жизни, деградацией среды обитания, снижением требований безопасности на производстве. Численность населения существенно сократилась за последние годы, так как наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность. Высокая смертность обусловлена некоторыми причинами, одна из которых — высокий уровень травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) третье место занимает травматизм после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Причем от травматизма погибают молодые трудоспособные люди. Одно из первых мест занимает также детская смертность. Высокая смертность среди взрослого населения обусловлена внешними факторами (дорожно-транспортные происшествия, пожары, травматизм на производстве и т. д.).

Исходя из вышеизложенного можно говорить о недостаточном уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» — это формирование представлений, получение знаний, направленных на сохранение здоровья и жизни населения, формирование культуры безопасности.

Большое влияние на наше здоровье оказывает состояние среды обитания. Качественное состояние среды обитания достигается рациональным обращением с ресурсами, использованием объектов техносферы в соответствии с нормами по безопасности и экологичности. Также каждый человек должен соблюдать личную безопасность: это соблюдение правил и норм охраны труда, здоровый образ жизни, безопасность в быту и т. д. В свою очередь, государство должно обеспечивать коллективные меры безопасности: безопасные условия деятельности и быта, эффективную систему мер предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Эффективная профессиональная деятельность также непосредственно связана с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» — это общепрофессиональная дисциплина, обязательная при подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с сокращением вредного влияния промышленного производства на окружающую среду и направлена на создание экологически ориентированной индустрии.

Обучение студентов технического вуза направлено на изучение разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью. Самостоятельное изучение дисциплины БЖД, как часть комплексного самообразования студентов, является необходимой составляющей в подготовке современных инженеров, способных обеспечить нормальное функционирование системы «человек — техника — среда обитания» — сложного динамического комплекса с множеством прямых и обратных связей, которые, в общем виде, представляют совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Приступая к изучению дисциплины, необходимо детально проработать учебное пособие и материал, указанный в списке литературы. Кроме литературы, указанной в списке, студентом могут использоваться другие информационные источники, в том числе Интернет-ресурсы при помощи поисковых систем.

Соглашения, принятые в книге

Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пиктограммы и специальное выделение важной информации.

Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.

Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная информация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.

Пример

Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести практический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в теоретическом материале.

Контрольные вопросы по главе

Глава 1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >