Государственное управление Россией в Советский период

Создание Советского государства. Становление и развитие Советского госурарственного управления

Оказавшись в центре мирового и национального кризиса, который закончился распадом Российской империи и Гражданской войной, Россия избрала совершенно новый путь общественного развития: строительство социалистического общества. Чем же был обусловлен такой путь России?

  • 1) Социалистическое учение имеет многовековую историю. Оно отражает стремление малоимущих улучшить свое положение за счет передела накопленных богатств.
  • 2) Острота экономических и социальных конфликтов конца XIX-начала XX в. поставила проблему выбора дальнейшего пути развития, новых ориентиров. Наиболее подходящим из этих ориентиров многим представлялся социализм, построение бескризисного, планомерно регулируемого общества.
  • 3) В России возникли наиболее благоприятные условия строительства такого общества:
    • * появились революционные партии;
    • • существовали многовековые общинные традиции, имевшие много общего с социалистическим идеалом;
    • * преобладали неимущие и малоимущие слои, доведенные до крайнего состояния бедствиями военного времени, нищетой, бесправием и готовые принять экстремистские лозунги;
    • • не было значительного слоя собственников-предпринимателей (в том числе и среднего класса);

• появились лидеры, которые смогли начать претворять социалистические идеалы в жизнь.

II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата

Начало формирования нового государственного устройства в России началось с 25 октября 1917 г.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся 25-27 октября (7-9 ноября ) 1917 г. в Петрограде, в Смольном.

На первом же заседании меньшевики и эсеры, осудив «военный заговор большевиков, организованный за спиною Советов», покинули съезд.

Их уход дал большевикам свободу действий; под их влиянием съезд принял следующую резолюцию: «И съезд констатирует, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить это собрание представительности в тот самый момент, когда массы стараются защитить революцию от наступления контрреволюции» [12, с. 69].

Съезд также проголосовал за резолюцию, предложенную Лениным, передававшую всю власть Советам. Она была полностью формальна — власть на самом деле находилась в руках большевистской партии.

Съезд принял «Обращение к рабочим, солдатам и крестьянам о победе Октябрьской революции и ее ближайших задачах». Этот юридический документ советской власти носил конституционный характер, юридически закреплял победу Октябрьского восстания.

Основные положения Обращения:

  • 1) Съезд провозгласил себя единственным законным высший органом государственной власти в России.
  • 2) Он объявил, что вся власть на местах должна принадлежать Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатом. Таким образом, съезд, провозгласив единовластие и полновластие Советов в центре и на местах, учредил Советское государство.
  • 3) Съезд наметил программу первоочередных задач советской власти: демократический мир, безвозмездная передача помещичьих земель в распоряжение крестьянских комитетов, своевременная доставка хлеба в города, гарантированное право на самоопределение всем нациям, населявшим Россию.

Первым законом советской власти стал Декрет о мире, который был принят единогласно многопартийным составом делегатов съезда 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Другим важнейшим юридическим актом Второго съезда Советов стал Декрет о земле, принятый 27 октября (9 ноября)1917 г. Встал вопрос о формировании новых органов власти. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 —левыми эсерами, 6 —меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л. Б. Каменев, которого 8 ноября заменил Я. М. Свердлов. Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля и смещения правительства или изменения его состава.

Съезд Советов образовал временное (т. е. до созыва Учредительного собрания) рабочее и крестьянское правительство Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК), который получил право законодательной инициативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК.

Основным звеном среди центральных органов государственного управления стал Народный комиссариат. Совет Народных Комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и исполнительных функций было отличительной чертой новой власти. По поводу принципов формирования правительства (многопартийное или однопартийное) на съезде произошла острая дискуссия. Левые эсеры, стремившиеся к созданию широкой социалистической правительственной коалиции, отказались войти в правительство.

В результате его сформировали большевики в следующем составе: председатель—В. И. Лепин (Ульянов), народные комиссары: по внутренним делам — А. И. Рыков, земледелия — В. П. Милютин, труда —А. Г. Шляпников, торговли и промышленности — Ногин, по иностранным делам — Л. Д. Троцкий (Бронштейн), финансов — И. И. Скворцов (Степанов), просвещения — А. В. Луначарский, юстиции — Г. И. Ломов, продовольствия —И. А. Теодорович, почт и телеграфа — Н. П. Авилов (Глебов), по делам национальностей — И. В. Сталин (Джугашвили), комитет по военным и морским делам — В. А. Антонов (Овсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко [3, с. 18].

Выводы

Таким образом, иа II Всероссийском съезде Советов были заложены основы нового государственного устройства — Советской республики, — которая должна была выражать и защищать интересы трудящихся.

К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы, Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти были распущены Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной Думы и ее Временного комитета и другие учреждения.

Охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а затем - Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве. При СПК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф.Э. Дзержинский (1877-1926). В состав ВЧК вошли представители партий левых эсеров. Были упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Была приостановлена деятельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).

Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей армии были отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в Народный комиссариат по военным делам). В январе-марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. 15 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан комиссариат по морским делам.

Захват власти в Москве прошел с большими трудностями, чем в Петрограде. После нескольких дней вооруженных столкновений, повлекших за собой несколько сотен жертв, власть в Москве перешла в руки большевиков. В остальных городах России власть переходила к большевикам тремя способами:

1) в промышленных городах с большой численностью рабочего класса власть Советов одобрялась и признавалась;

  • 2) в промышленных городах с меньшей численностью рабочего класса вначале власть Советов создавалась на базе заводских комитетов или гарнизонов;
  • 3) в городах со слабо развитой промышленностью власть захватывалась силой [3, с. 29].

Через месяц после Октябрьского переворота под контролем большевистской власти находилась большая часть севера и центра России до Средней Волги, значительное число населенных пунктов до Кавказа и Средней Азии. Власть под контролем меньшевиков сохранялась в Грузии, в небольших городах влиянием пользовались эсеры. Сопротивление большевикам оказывали на окраинах: в районах Кубани и Дона; на Украине и в Финляндии, восточная часть России и Сибирь заявляли о своей независимости. Еще до окончания II съезда Советов Петроградский комитет предпринял ряд жестких мер против политических противников большевиков: были закрыты оппозиционные газеты, под контроль взяты радио и телеграф, власть присвоила себе право закрывать любой печатный орган, «сеющий беспокойство в ума и публикующий заведомо ложную информацию».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >