РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Состояние и перспективы развития отечественного сельского хозяйства

В аграрном секторе России в течение четырех лет действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 № 264-ФЗ). Она определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства.

За 2008-2010 гг. в среднем было произведено 88,8 млн т зерна (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Производство основных видов продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах всех категорий, млн т

Продукция

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008-2010 гг. (в среднем за год)

2011 г.'

Зерно

108,2

97,1

61,0

88,8

93,9

Льноволокно, тыс. т

52

52

35

46,7

46,4

Сахарная свекла

29,0

24,9

22,3

25,4

46,3

Семена подсолнечника

7,4

6,5

5,3

6,4

9,6

Соя, тыс. т

746

944

1222

971

1749

Картофель

28,8

31,1

21,1

27,0

28,0

Овощи

13,0

13,4

12,1

12,8

13,2

Скот и птица на убой (в живой массе), тыс. т

9331

9972

10487

9930

11012

Молоко, тыс. т

32363

32570

31895

32276

31634

Яйца, млн шт.

38058

39429

40580

39355

41014

* Предварительные данные.

В 2009-2010 гг. произошел спад производства. Основным фактором, повлиявшим на состояние всей отрасли в 2010 г., явилось положение в сфере производства и реализации зерна. В 2010 г. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в массе после доработки сократился по сравнению с предыдущим годом на 37% и составил 61 млн т. Уменьшение производства зерна произошло из-за снижения его урожайности вследствие сильнейшей засухи (на 4,5 ц/га), а также сокращения посевных площадей (на 9,2%).

В 2011 г. благодаря мерам государственной поддержки последствия аномальной засухи 2010 г. были преодолены. Произведено 93,9 млн т зерна в зачетной массе, рекордные урожаи получены по сахарной свекле (46,3 млн т), рапсу (1,054 млн т), сое (1,749 млн т), подсолнечнику (9,6 млн т), производство кукурузы составило 6,7 млн т.

В этой связи при разработке проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы важное место отведено дальнейшему развитию животноводства. Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и отраслевыми союзами разработан и реализован комплекс мер, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности отечественного животноводства, усиление племенного потенциала отрасли. В рамках реализации Госпрограммы были разработаны и утверждены приказами Минсельхоза России отраслевые ведомственные программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы», «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы», «Развитие свиноводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы», «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы», «Развитие производства комбикормов в Российской Федерации на 2010-2012 годы» и Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 годов.

С целью создания экономических условий для развития молочного животноводства в хозяйствах малых форм приказом Минсельхоза России № 163 от 24.04.2009 утверждена отраслевая целевая программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских ( фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». По поручению Правительства России от 08.07.2010 № 3 в Программу внесены изменения. Эта программа даёт возможность фермерским хозяйствам осуществлять строительство не только молочных, но и других животноводческих ферм.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. и первые три года (2008-2010 гг.) реализации Госпрограммы показали, что восстановление отдельных отраслей идет различными темпами. Наиболее интенсивно, с опережающими темпами развиваются птицеводство и свиноводство (в регулировании которых программный метод применяется

с 2005 г. и разработаны прогнозы развития до 2020 г.), а также овцеводство и козоводство, мясное табунное коневодство и оленеводство.

В разрезе категорий хозяйств в динамике наблюдается тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в сельхозорганизациях и хозяйствах населения и увеличения его в К(Ф)Х. Поголовье свиней увеличилось лишь в сельхозорганизациях, в хозяйствах населения и К(Ф)Х оно сократилось, но в данных категориях хозяйств наблюдается прирост поголовья овец и коз.

В мясном скотоводстве модернизация осуществляется более низкими темпами по сравнению со скороспелыми отраслями птицеводства и свиноводства. Отрасль остается малопривлекательной для крупных инвесторов, так как окупаемость инвестиций в ней превышает 8-10 лет. Только около одной трети говядины производится в сельскохозяйственных организациях, 5% - в фермерских хозяйствах, свыше 60% - в хозяйствах населения. В связи с этим для активизации модернизации в этой отрасли требуются новые механизмы. Опыт регионов показывает, что модернизацию необходимо проводить не только за счет строительства крупных откормочных комплексов с современным оборудованием для содержания и кормления животных обновленных пород, но и путем поддержки мелкотоварного производства. Высокопродуктивных животных необходимо ставить на откорм в хозяйства населения и К(Ф)Х на контрактной основе, обеспечивая их при этом сбалансированными кормами и оказывая ветеринарные услуги.

Неравномерное развитие отраслей мясного животноводства привело к изменению структуры производства мяса по его видам: доля мяса птицы в общем объеме его производства в 2010 г. по сравнению с 2005 г. возросла с 25,5 до 36,7%, свинины - с 27 до 29,4%, доля говядины сократилась с 41,5 до 28,8%.

Предпринятые меры по ускоренному развитию животноводства в 2006-2010 гг. позволили замедлить темпы сокращения поголовья коров, стабилизировать объемы производства молока и создать определенные условия для развития отрасли молочного скотоводства в целом.

Одной из наиболее значимых причин, ограничивающих рост сельскохозяйственного производства и напрямую влияющих на его конкурентоспособность, является состояние его основных фондов. Половина активной части основных фондов сельского хозяйства выведена из производства, 60% оставшихся основных фондов физически и морально устарело. С 2007 г. по 2010 г. количество тракторов в сельскохозяйственных организациях сократилось с 441,1 тыс. до 330 тыс., зерноуборочных комбайнов с 107,7 до 80 тыс. В 2009 г. в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х и у индивидуальных предпринимателей насчитывалось 522 тыс. тракторов, в 2011 г. - 494,1тыс., зерноуборочных комбайнов - 135 тыс. и 131,5 тыс., кормоуборочных комбайнов -27 тыс. ед. и 23,4 тыс. ед. соответственно. Нагрузка на машины, работающие в АПК, возросла за последние несколько лет более чем в 20 раз. Энерговооруженность труда на селе в 2,5 раза ниже, чем в других отраслях экономики, и более чем в 30 раз -чем в развитых странах. Так, в Канаде, близкой к России по почвенно-климатическим условиям, сезонная нагрузка на основную сельскохозяйственную технику меньше в 2 раза.

Сложившееся положение усугубляется тем, что до 70% машин выработало свой срок службы и требует повышенных затрат на поддержание в работоспособном состоянии. Вследствие высокой степени износа около 20% техники не задействовано в полевых работах (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Возрастная структура тракторов и зерноуборочных комбайнов

Возраст

Тракторы

Зерноуборочные комбайны

1992 г.

2006 г.*

2010 г.

1992 г.

2006 г.*

2010 г.

До трех лет

26,3

5,6

6,8

25,4

11

13,2

От четырех до восьми лет

53,2

ПД

13,1

52

15

17,7

Девять лет и старше

20,5

83,2

80,1

22,6

74

69,1

* Результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.

По расчетам ученых, ежегодно требуется 40-45 тыс. новых тракторов. Но коэффициенты обновления техники очень низкие. За девять месяцев 2011 г. приобретено 15147 тракторов, 5188 зерноуборочных и 1342 кормоуборочных комбайнов.

Обновление машинно-тракторного парка в отрасли осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Последствия засухи 2009-2010 гг. привели к снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая в значительной мере сдержала темпы обновления машинно-тракторного парка. В 2010 г. расчетные коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составили по тракторам 2,3%, зерноуборочным комбайнам - 3,5, кормоуборочным - 4,1% при плановых значениях соответственно 8; 10,4 и 12,4%(табл. 1.3).

Таблица 1.3

Коэффициенты обновления сельскохозяйственной техники за год (приобретено новой техники к наличию на конец года, %)

Виды техники

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тракторы

1,4

2,4

2,9

3,8

2,3

Плуги

2

2,4

3

3,4

1,9

2,4

Культиваторы

3,8

4

5

4,8

2,7

3,2

Машины для посева

3,9

4,4

4,4

2,4

2,7

Жатки валковые

3,9

5,4

5,7

7

3

3,6

Зерноуборочные комбайны

3,4

4,4

5,3

6,9

4,3

3,5

Невыполнение задания по обновлению парка тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов стало одним из основных факторов, сдерживающих рост производительности труда. Индекс роста производительности труда в хозяйствах всех категорий составил 91% и был ниже на 14,2 процентных пункта целевого показателя Госпрограммы.

Недостаток техники влечет за собой нарушение оптимальных сроков выполнения полевых работ, по этим причинам не добирается до 10% урожая.

Исследования показывают, что в качественном отношении основу МТП составляют морально устаревшие модели, разработанные и поставленные на производство в 1965-1975 гг. Кроме того около 90% сельскохозяйственной техники изготовлено с отклонением от технических условий, она отстает от импортных аналогов по параметрам надежности более чем в 6 раз. Например, наработка за сезон отечественных зерноуборочных комбайнов составляет 200 га, а импортных - в среднем 1200 га. Вследствие этого применяются в основном экстенсивные и традиционные технологии.

Сложившаяся ситуация в перспективе представляет собой серьезную угрозу конкурентоспособности АПК России. Решение проблемы лежит в сфере технологического и технического переоснащения сельского хозяйства, модернизации отечественного сельхозмашиностроения, увеличения поставок современной техники.

На данный момент передовые техника и технологии имеются примерно в 1,5% крупных аграрных организаций и менее чем в 0,5% фермерских (крестьянских) хозяйств. Они используют современную зарубежную технику и технологии, включая посевной материал, эффективно производят более 10% всей сельскохозяйственной продукции в стране.

Ключевым фактором повышения конкурентоспособности производимой в сельском хозяйстве продукции является преодоление технического и технологического отставания от развитых стран. Наиболее актуальными задачами в этой связи становятся использование новейших технологий сельскохозяйственного производства, техническое перевооружение производства, повышение квалификации кадров, развитие рыночной инфраструктуры. Все это обеспечит экономичное использование ресурсов, рост производительности труда, сокращение издержек производства и увеличение объемов реализации продукции.

Высокоинтенсивные ресурсосберегающие технологии обеспечат стратегическое будущее конкурентоспособного сельского хозяйства России. С их помощью реально достигнуть урожайности зерновых 50-60 ц/га и более. Техника для этих технологий обеспечивает сберегающее землепользование, точное управление процессами возделывания сельскохозяйственных культур, уборки урожая и его хранения.

Таким образом, проблема ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве решается путем использования современных технологий, обновления процессов производства и перехода на более дешевые энергетиче ские ресурсы, что имеет принципиальное значение для повышения конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время темпы развития современных ресурсосберегающих технологий в России значительно отстают от общемировых, например, по технологиям сберегающего земледелия обрабатывается около 2% сельскохозяйственных угодий. Медленное освоение сберегающих технологий на фоне роста цен на материальные и, особенно, энергетические ресурсы является причиной постоянного повышения себестоимости сельскохозяйственной продукции, что негативно сказывается на уровне рентабельности и конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому использование современных ресурсосберегающих технологий будет определять устойчивость развития АПК.

Для дальнейшего развития сельского хозяйства и его модернизации необходимо повысить доходность отрасли и её финансовую устойчивость. Однако за последние четыре года доходность снизилась. Уровень рентабельности за это время снизился в 2 раза, а прибыль уменьшилась на 23,5 млрд руб., выросло число убыточных предприятий. В 2010 г. рентабельным производство сельскохозяйственной продукции было в 66 регионах, производство продукции растениеводства - в 69, животноводства - в 61 регионе.

Под влиянием природно-климатических условий ухудшились основные показатели сельскохозяйственного производства: сократился удельный вес отрасли в валовой добавленной стоимости, сальдированном финансовом результате, общих инвестициях в основной капитал, расходах консолидированного бюджета (табл. 1.4).

Таблица 1. 4

Доля сельского хозяйства в экономике Российской Федерации, %

Показатели

2004 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Удельный вес сельского хозяйства:

в валовой добавленной стоимости по всем видам экономической деятельности (в текущих ценах)

5,7

5,2

4,2

4,5

3,8

сальдированном финансовом результате

1,4

0,9

2,2

1,4

1,2

инвестициях в основной капитал

4,1

3,9

4,4

4,0

3,0

расходах консолидированного бюджета

1,7

1,1

1,7

1,7

1,5

Справочно:

Индексы физического объема к предыдущему году, %:

ВВП

107,2

106,4

105,2

92,2

104,0

производства продукции сельского хозяйства

102,4

101,6

110,8

101,4

88,1

Следует отметить, что в сельском хозяйстве за последние годы существенно вырос уровень господдержки.

Общий объем средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села из федерального и региональных бюджетов в 2011 г. составил 156,6 млдр руб. (рис. 1.1).

Всего 156,6 млрд руб.

Федеральный бюджет

  • 109,3 млрд руб., или 70%
  • 3,1% 4,6%

63,9%

Региональные бюджеты Российской Федерации 47,3 млрд руб., или 30%

4,7% 2,3%

  • ? - субсидии на страхование урожая; |
  • 2 - субсидии на поддержку животноводства; |
  • 3 - субсидии на минеральные удобрения; I

Б - субсидирование процентных ставок по кредитам; I

  • ? - субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ; |
  • 3 - субсидии на мероприятия в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2012 г.) Б - субсидии на поддержку растениеводства I

Рис. 1.1. Объем средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на государственную поддержку в 2011 г.

Важнейшими задачами на 2012 г. являются разработка и утверждение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В ее основу легли положения действующей Госпрограммы и результаты, достигнутые в ходе её реализации. В качестве стратегических целей и задач определены следующие: обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; устойчивое развитие сельских территорий; обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовой устойчивости и конкурентоспособности, достаточного для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и поддержания их финансовой устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; модернизация и переход к инновационной модели развития АПК; ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции; воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других природных ресурсов; развитие малых форм хозяйствования и кооперации как важного фактора роста доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечения их доступа на агро-продовольственный рынок; информационное обеспечение участников агропромышленного сектора экономики, наращивание экспортных ресурсов зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.

В Госпрограмме будут представлены и новые приоритетные направления: поддержка развития перерабатывающих отраслей АПК и малых форм хозяйствования на селе; развитие мелиорации и плодородия, а также инфраструктуры агропродовольственного рынка; стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК, эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Реализация новой государственной программы позволит не только выполнить все основные задачи, сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности, но и качественно повысить уровень жизни на селе.

Основной стратегической задачей в сельском хозяйстве является разработка комплекса мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий. Прежде всего, это развитие мелиоративного комплекса и системы страхования с государственной поддержкой. На поддержку страхования в 2011 г. было направлено 5 млрд руб. - в 2 раза больше, чем в 2010 г.

Особое внимание будет уделено социальному развитию села. Министерством принята Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. Ее реализация позволит вывести развитие сельских территорий на качественно новый уровень, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала села. Важной составляющей программы станет расширение несельскохозяйственной занятости населения.

Развитие животноводства останется одним из приоритетных направлений Госпрограммы на период 2013-2020 годов. В рамках данного направления предполагается реализация утвержденных ведомственных целевых и отраслевых программ, в том числе по развитию мясного и молочного скотоводства, птицеводства и свиноводства, племенного животноводства. Особое внимание уделено противоэпизоотическим мероприятиям, которые планируется выделить в отдельное направление.

Для дальнейшего развития растениеводства в Госпрограмму будут включены мероприятия, предусмотренные ведомственными программами по развитию производства зерна, картофеля, овощей, технических культур, мероприятия по развитию виноградарства и виноделия.

Большое внимание в новой государственной программе будет уделено поддержке малых форм хозяйствования на селе. С целью интеграции всех форм государственной поддержки малого предпринимательства в единой программе разработан проект «Российский фермер», направленный на формирование сильного класса собственников на селе и развитие предпринимательства, что придаст новый импульс устойчивому развитию всего АПК. С 2012 г. планируется реализация комплекса дополнительных мер, направленных на поддержку малых форм.

В условиях высокой кредитной нагрузки (особенно с учетом засухи последних двух лет) и отсутствия залоговой базы единственным доступным инвестиционным ресурсом для производителей является земля. К настоящему моменту только 15% всех земель являются межеванными и должным образом оформленными. Это ограничивает возможности производителей выставлять землю в качестве залога при кредитовании. Для решения этой проблемы разработан и принят в трех чтениях Закон «О совершенствовании оборота земель сельскохозяйственного назначения». В качестве дополнительных мер рассматривается возможность предоставления субсидий на оформление земель в собственность (до 50% из федерального бюджета), а также снижение бюрократических барьеров при оформлении.

Разработана программа «Начинающий фермер» для привлечения молодежи к созданию собственных фермерских хозяйств. Средства федерального бюджета могут предоставляться на оформление земли, хозяйственное обзаведение, субсидирование процентной ставки по кредитам, подключение фермерских объектов к энергосетям и дорожной инфраструктуре и др. Будет продлено действие программы по семейным животноводческим фермам до 2020 г.

С 2012 г. будет возобновлено финансирование центров сельскохозяйственного консультирования, в том числе с целью повышения уровня информированности производителей о направлениях и формах государственной поддержки [14-16].

Таким образом, намечаемый комплекс мер наряду с уже действующими программами и инструментами позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >