ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В SCM

Эволюция 1Т в SCM

В 1960-х годах для американских компаний, испытывавших тяжелый кризис и теснимых японскими конкурентами, было критически важно обеспечить внутри предприятия четкий контроль материальных запасов, необходимых для производства. Для этого требовалось, чтобы бизнес-приложения помогли наладить учет и синхронизацию данных о запасах сырья и компонентов, заказах на готовую продукцию, стоимости производства и т.д.

Компании, управляющие своими запасами с помощью MRP-систем, быстро и безошибочно оплачивали поставки (при четком учете всех транзакций) и могли быстрее договориться со своими поставщиками, ускоряя за счет этого процедуры организации снабжения и сокращая операционные издержки. Эволюционное расширение рамок этой платформы поставило перед учетными системами задачу интеграции бизнес-процессов производства, снабжения, управления поставками сырья и заказами внутри предприятия, тем самым сместив их фокус с сугубо финансовых вопросов на управление материальными потоками и в конечном итоге привело к созданию Enterprise Resource Planning — ERP-систем.

В 1980-х годах, с ростом популярности «вытягивающего» (pull) подхода к производству товаров под конкретные требования клиентов, определяющей для развития IT управления бизнесом стала адаптация производства к прогнозируемому спросу, т.е. «обратное распространение» требований спроса вниз по цепочке стоимости — от сбыта через логистику к производству.

Главными условиями победы в конкурентной борьбе в тот период начали считать своевременную и точную поставку качественного сырья и материалов и быструю адаптацию характеристик товара к требованиям спроса. Менеджеры-логисты пришли к выводу, что эффективное взаимодействие с поставщиками сырья и материалов — суть важнейшая составляющая в их способности быстро, точно и качественно удовлетворять постоянно меняющиеся требования заказчиков.

Рожденные в результате новые принципы управления были основаны на технологиях минимизации издержек, повышения производительности труда и скорости доставки товара, а главное — лучшей организации управления бизнес-процессами. Исследования показывают, что компании-лидеры сумели добиться значительного снижения своих операционных затрат, сфокусировавшись на следующих аспектах SCM.

  • 1. Улучшение прогнозирования спроса, основанное на использовании современных программных приложений. Это помогает уменьшить объем закупаемых материалов и повысить их оборачиваемость, что, в свою очередь, позволяет высвободить оборотные средства и снизить расходы на складские операции.
  • 2. Снижение закупочных цен за счет тесного взаимодействия с поставщиками и обмена информацией по планируемому объему закупаемых материалов.
  • 3. Оптимизация складских операций через использование современных ІТ-технологий.
  • 4. Упрощение процессов закупок посредством применения online-заказов.
  • 5. Уменьшение затрат на закупку различных материалов за счет применения унифицированных материалов. Это также приводит к уменьшению времени настройки на определенный технологический процесс.
  • 6. Повышение качества товара и уменьшение количества производственного брака.
  • 7. Внедрение методов бережливого производства с целью уменьшения отходов.

8. Оптимизация логистических процессов, ведущих к сокращению транспортных расходов.

Эффективное функционирование SCM сейчас невозможно представить без использования современных IT-платформ следующих классов.

PDM (Product Data Management) — система управления данными о продукции — база данных, содержащая спецификации товаров и используемая для связи с поставщиками и покупателями.

PLM (Product Lifecycle Management) — система управления жизненным циклом изделия. В ней уделяется особое внимание параллельному проектированию еще на стадии разработки изделия, когда имеет большое значение не только контроль затрат, но и последовательность операций. Ее задача — получение максимальной выгоды при параллельном проектировании и минимизация времени выхода нового продукта на рынок.

EDI (Electronic Data Interchange) — электронный обмен данными (документацией). При использовании системы EDI тратится намного меньше времени и допускается меньше ошибок.

Trading Exchanges — проведение операций на online-биржах. Интер-нет-рынки используются для размещения тендеров на поставку товаров, а также для реагирования на тендеры, размещенные клиентами.

еProcurement — автоматизированные системы закупок и материально-технического снабжения с использованием электронных средств связи с поставщиками для передачи данных о потребностях организации и проведения операций по осуществлению закупок.

ERP (Enterprise Resource Planning) — система планирования ресурсов предприятия — включает следующие функции: бухучет, трудовые ресурсы (HR), обработку заявок клиентов, закупки, управление материально-техническим снабжением, производственные процессы, выполнение заданий.

Demand Planning — планирование спроса. Это отдельная программа или же модуль ERP для планирования спроса на продукцию компании, при котором используются следующие факторы: спрос за предыдущий период, время поставки/производства товара, акции по маркетингу и рекламе, состояние экономики, планируемые скидки на товар, предпринимаемые акции конкурентов.

QMS (Quality Management System) — система управления качеством. Это комплексная система оценки поставщиков (по срокам, качеству поставок, уровню обслуживания), отслеживание претензий, контроль и управление внедренными усовершенствованиями.

CRM (Customer Relationship Management) — управление взаимоотношениями с клиентами — включает управление запросами, деятельностью по выполнению заказов, кампаниями по стимулированию сбыта, операциями центра обработки звонков и центра технического обслуживания.

В начале 2000-х гг. в развитии систем управления цепочками поставок наступила новая эра, которую можно назвать эрой конвергенции. С одной стороны, вслед за нарастающей консолидацией всей отрасли бизнес-приложений происходит конвергенция до того не пересекавшихся семейств решений. Крупнейшие разработчики ERP-пакетов, в частности SAP и Oracle, уже не могли игнорировать потребность клиентов в функциях SCM и дополнили свои системы модулями планирования, в которых были реализованы некоторые возможности SCE. В то же время поставщики инструментов для управления цепочками поставок, такие как І2 и Manugistics, разработали интегрированные SCM-решения, объединявшие развитые функции планирования и оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок, характерные для APS-систем, с богатым операционным SCE-функционалом.

С другой стороны, сами SCM-системы нового поколения вбирают в себя функциональность, присушую корпоративным информационным системам (КИС). Например, вошедшие в них средства интеграции приложений (Enterprise Application Integration, ЕА1) устраняют несовместимость информационных, управленческих и транзакционных систем, используемых контрагентами в цепи поставок, а это одна из главных проблем, осложняющих внедрение и последующую эксплуатацию SCM-решений.

Модули мониторинга цепочек поставок (Supply Chain Event Management, SCEM) с помощью визуальных средств показывают, насколько эффективно осуществляется управление ими, оперативно предупреждают о любых изменениях в сложно структурированной цепи поставок корпораций, вынужденных интегрировать данные о поставщиках, производителях готовой продукции, дилерах и других ее участниках, расположенных по всему миру. В SCM-системах нового поколения поддерживаются технологии отслеживания статуса товара (детализированные до уровня ассортиментной единицы и даже отдельной упаковки) на любом этапе прохождения его по цепи поставок.

Современные SCM-продукты имеют модульную структуру, дающую возможность последовательно оптимизировать наиболее критичные для компании элементы цепи поставок. Благодаря этому оптимизация всей цепи поставок может быть проведена в ходе нескольких относительно быстрых внедрений отдельных SCM-модулей, сфокусированных на решении наиболее критических проблем и быстро даюших ощутимый количественный эффект. Подобные SCM-модули легко интегрируются между собой, поскольку обычно реализованы как части единой целостной SCM-архитектуры.

Так, имеющиеся в SCM-модулях управления спросом функции совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR) и управления запасами поставщиков (Vendor Managed Inventory, VMI) позволяют разрабатывать и быстро корректировать согласованный со всеми подразделениями компании, ее дистрибьюторами и поставщиками план спроса.

Это позволяет определить, где должен производиться данный продукт, когда его нужно отгрузить, где и в каком количестве товар следует хранить для оптимальной реализации плана продаж. Средства управления исполнением заказов анализируют данные о продажах в режиме реального времени и помогают своевременно пополнять товарные запасы в дистрибьюторских компаниях и розничных магазинах, оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства.

SCM-решения по оптимизации производства создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах. В тех отраслях, в которых 40—60% затрат приходится на закупки, оптимизация бизнес-процес-сов такого рода обеспечивает конкурентное преимущество и определяет прибыльность бизнеса в целом. SCM-модули оптимизации закупок помогают реализовать стратегию поиска поставщиков на основе анализа затрат.

Внедрение SCM-решений по управлению логистикой и ее оптимизации позволяет снизить расходы на хранение, транспортировку и дистрибуцию продукции. Средства управления складом (WMS-системы) автоматизируют складскую логистику, от эффективности которой сегодня как ни от чего другого зависит успех 3PL-операторов (Third

Party Logistics) и дистрибьюторов. При грамотном подходе к реализации подобных проектов эффект заметен уже в течение первых месяцев после запуска системы.

SCM-модуль для управления транспортировкой (Transportation Management System, TMS) может стать незаменимым помощником при проведении тендеров на перевозки. Он учитывает ассортимент продукции, размеры партий, ограничения на закупки, маршруты и тарифы.

Многие компании используют SCM-модули, интегрированные в ERP-системы. То есть в тех случаях, когда компания использует систему SAP, для SCM будет использован модуль, интегрированный в R/3. У использования решений, интегрированных в общую ERP-систему есть свои преимущества и недостатки. Плюсом решений является использование обшей системы, которая позволяет объединять данные различных служб — финансовых отделов, отделов продаж, склада и т.д. для создания обшей базы, получения данных и совместного использования клиентских данных.

Решения направлены на два основных направления:

  • 1) регулирование операционных процессов (автоматизация приема и обработки заказов, электронный документооборот, учет продаж и т.д.);
  • 2) оптимизация дальнейших процессов (прогнозирование спроса, расчет оптимальных схем доставки, анализ и планирование сбытовой деятельности).

Рассмотрим несколько решений компаний-лидеров на Западе в области разработки ERP-систем: SAP, BAAN, PeopleSoft.

1. SAP. Всеми решениями компании SAP используется общая схема для всех приложений, что позволяет интегрировать любые модули. Кроме этого, продукты SAP могут работать с продуктами третьих сторон. В качестве SCM-решения компанией предлагается пакет Business Information Warehouse (BW), который позиционируется как решение для любой отрасли. С помощью SAP BW компания собирает данные, необходимые для принятия решений и планирования, получает возможность хранить и анализировать их.

Еще одним решением в этой области является SAP Advanced Planner & Optimizer (APO), предлагающий целый перечень сервисов для планирования и оптимизации процесса поставок. Преимущество решения в том, что оно позволяет рассматривать всю цепь поставок в целом, выявлять слабые места и принимать решения по улучшению.

Для оптимизации логистической цепочки компанией предлагается система Logistics Execution System, которая позволяет управлять процессом движения товарных запасов, хранением товаров на складе и транспортировкой. Система внедрена в R/3 в качестве утилиты, позволяющей управлять товародвижением и складскими запасами.

2. BAAN. Решений, входящих в систему BAAN и отвечающих за управление цепочкой сбыта, несколько. Эти решения направлены на оптимизацию процесса производства и его четкого согласования со сбытом продукции.

Так, компания получает набор инструментов, которые позволяют:

  • • оптимизировать производственные планы предприятия согласно спросу на продукцию;
  • • планировать для себя и предоставлять клиентам четкую информацию о том, когда заказ будет получен потребителем;
  • • моделировать цепь поставок.

Для управления и планирования транспортировкой продукции предлагается решение — Trans Pro, которое на основе полученных от компании данных позволяет снижать затраты на транспортировку продукции, а также увеличивать прогнозируемость поставок.

3. People Soft. Решения компании People Soft направлены на установление длительных отношений с клиентами и дистрибьюторами, поэтому наряду с элементами, которые позволяют оптимизировать производственные процессы предприятия, SCM-решения компании People Soft направлены на разработку схем отношений, выработку определенной политики по отношениям с клиентами и установление «приоритетности заказов».

Кроме этого, решения People Soft содержат целый набор инструментов для планирования, которые позволяют определять минимальный возможный объем товаров на складе, рассчитывать объемы поставок для различных направлений и т.д. Инструменты, включенные в SCM-решения, позволяют оптимизировать весь процесс дистрибуции товаров от приема заказа (выставление счетов, уведомление клиентов) до поставки товаров клиентам.

Преимущества решений в том, что они являются элементами единой системы и позволяют осуществлять управление, контроль, планирование и оптимизацию системы поставок. В тот же момент специалистами отмечается и целый ряд недостатков использования интегрированных систем:

  • • стоимость решения;
  • • дороговизна поддержки (по данным экспертов, поддержка иногда обходится компании в 3—5 раз дороже, чем покупка);
  • • длительность внедрения (например, опыт многих компаний показал, что внедрение R/3 заняло более трех лет);
  • • отмечались случаи, когда универсальные решения не могли учесть всю специфику отрасли и автоматизировать все процессы в полном объеме.

Помимо упомянутых выше элементов ERP-системы, на рынке существует и ряд отдельных решений. Одной из компаний, предлагающих подобные решения, является Manugistics. Цель решений — оптимизация текущих процессов компании. SCM-решения являются одним из основных направлений деятельности компании и могут быть использованы как отдельно, так и совместно с решениями в области ценообразования и увеличения прибыли предприятия, а также консалтинговыми услугами в области внедрения программы и оптимизации работы.

Использование отдельных решений позволяет избегать ряда проблем, таких как длительность внедрения, однако может столкнуться с рядом других. При использовании отдельных решений (сейчас их, впрочем, немного) компания может столкнуться с несовместимостью с другими решениями. К тому же использование SCM-решений без интеграции с другими службами может оказаться неэффективным.

При этом технические проблемы не являются единственными, с ко-торыми сталкивается компания. Наряду с внедрением возникает ряд сложностей с обучением персонала и повышением оперативности работы. Кроме того, многие компании столкнулись с сопротивлением дистрибуторов, которые предпочитали использовать традиционные способы заказа, а не системы открытого склада в Интернете. Тем не менее, все большее количество компаний используют Интернет и SCM-решения для оптимизации каналов распределения.

Компании-разработчики предлагают все большее количество отраслевых решений, которые способны учитывать специфику фирмы и избежать разочарования от внедрения сложных систем.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >