Стр. Введение

В настоящее время активное применение информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе является актуальным с точки зрения повышения интереса и мотивации учащихся к учебной деятельности, формирования практического мышления студентов при обучении математике и смежным учебным дисциплинам, а также повышения эффективности решения учебных, прикладных, профессионально-ориентированных и научно-исследовательских задач [1...9].

При реализации учебного процесса в вузах студенты должны получать взаимосвязанный комплекс знаний, умений и навыков с целью дальнейшего успешного решения профессиональноориентированных задач. Проблема эффективной учебной деятельности студентов неразрывно связана с формированием у учащихся мотивов обучения, которые являются источником активности и побудителем направленной деятельности. В период обучения в вузе у студентов общие мотивы личности трансформируются в профессиональноориентированные.

При решении различных задач в процессе обучения у студентов формируются навыки практического мышления, поскольку решение конкретной практической задачи осуществляется с применением определенного расчетного алгоритма за ограниченный промежуток времени на основе анализа и синтеза полученных ранее теоретических знаний.

При отсутствии использования информационнокоммуникационных технологий при реализации аудиторных занятий у 4

студентов вузов проявляется слабая мотивация к учебной деятельности и формируется низкий уровень практического мышления в силу ограничения времени проведения занятий и количества решаемых задач, что отрицательно сказывается на качестве получения знаний, умений и навыков, необходимых при реализации дальнейшей профессиональной деятельности.

Реализация студентами расчетных проектов при выполнении домашних, курсовых работ или проектов по математике или другим дисциплинам естественнонаучного цикла подразумевает реализацию необходимых расчетных процедур на основании полученных значений исходных данных с целью получения и визуализации значений промежуточных и итоговых результатов проекта при решении взаимосвязанных задач.

Выполнение трудоемких расчетных проектов студентами вузов целесообразно осуществлять на дистанционном уровне с целью предоставления учащимся большого количества времени на реализацию соответствующих расчетных алгоритмов вне зависимости от временных параметров и пространственного расположения в режиме удаленного доступа с использованием глобальной сети Интернет.

При организации дистанционного процесса обучения в вузах в настоящее время применяются различные системы дистанционного обучения («Прометей», «WebTutor», «Moodle» и т.д.), которые применяются для реализации взаимосвязи между преподавателями и студентами в процессе изучения различных учебных дисциплин без привязки к пространственному расположению и временным критериям.

Подобные информационные системы обладают существенным недостатком, который заключается в отсутствии динамических средств для реализации учебных расчетных проектов, что приводит к понижению интереса и мотивации к учебной деятельности, а также отсутствию полноценного формирования у обучаемых практического мышления в рамках интеграционной взаимосвязи получаемых во время обучения в вузе знаний, умений и навыков.

Для устранения указанного недостатка систем дистанционного обучения может быть использована разработанная автором дистанционная система динамических расчетных проектов, которая расположена в рамках динамического Интернет-сайта по адресу http ://bogunyar.ru/?razd=6.

В информационной системе применяются динамические расчетные проекты с представлением необходимых дидактических и методических составляющих проектной деятельности учащихся, включающих описание курса в рамках учебной дисциплины, список наименований и описание расчетных проектов в рамках курса, список наименований расчетных работ в рамках проекта, описание, демоверсии, список коэффициентов исходных данных и результатов, а также расчетные задания по работам в рамках каждого расчетного проекта. С точки зрения каждой расчетной работы применяется автоматизированная генерация независимых вариантов демо-версий (значений исходных данных, промежуточных и итоговых результатов) для преподавателя и студента с возможностями просмотра демо-версий противоположными представителями учебного процесса и администрирования только одной из сторон. Генерация заданий

(вариантов значений исходных данных) для расчетных работ студентов производится однократно, преподаватель может получить доступ к работе студента только в режиме просмотра, студент может получить доступ к своей расчетной работе с возможностью просмотра корректно указанных значений, просмотра и редактирования ранее указанных неправильных значений промежуточных и итоговых результатов. Реализация демо-версий расчетной работы преподавателя и студента, а также индивидуального задания для студента осуществляется согласно разрабатываемым на программном уровне расчетным алгоритмам.

Внедрение рассматриваемой информационной системы предполагается осуществлять параллельно с изучением дисциплин естественнонаучного цикла. При реализации аудиторных занятий в процессе изучения определенной темы на лекциях целесообразно рассмотрение преподавателя со студентами теоретического материала в рамках описания учебного курса, расчетных проектов и работ, тогда как на практических занятиях преподавателем совместно со студентами необходимо осуществлять генерирование, активацию, изучение и проведение сравнительного анализа демо-версий расчетных работ как для преподавателя, так и для студента, с необходимыми комментариями.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >