Введение

На современном этапе развития педагогического образования дефектологическая переподготовка представляется нам как полимодальная андрагогическая модель переквалификации, перепрофилирования и профессионального совершенствования специалистов различных профессиональных групп. В силу сложившейся институциональной структуры она играет одну из ключевых ролей в широкомасштабном процессе подготовки дефекте логических кадров.

Со стороны ведущих специалистов данной профессионально-образовательной области высказываются мнения, которые характеризуют дефектологическую переподготовку как систему, способную достаточно гибко и мобильно реагировать на перемены в образовательной политике и потребности специалистов в профессионально-личностном совершенствовании. (О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. В. Воронкова, В. А. Жарова, Н. Г. Калашникова, Н. М. Назарова, Н. Г. Петелина, Б. П. Пузанов, Л. С. Сековец, И. М. Яковлева и другие).

Решая вопросы блочно-модульного проектирования адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки, следует учитывать ее внутрисистемные особенности и взаимосвязь с другими институциональными системами, интересы которых лежат в области коррекционноразвивающего обучения, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такая постановка вопросов приводит к необходимости отбора релевантной информации, соответствующей изменениям образовательной парадигмы педагогических систем, социальной значимости и личностно-профессиональной востребованности дополнительных образовательных услуг. Сообразность высказанных предположений требует конкретизации и научно-обоснованного подтверждения поставленных проблем.

Анализируя тенденции развития современных профессионально-образовательных систем, важно понимать, что сегодня педагогическое образование ориентировано на профессионально-личностную подготовку учителя, востребованную данным видом профессионального труда. Фактически речь идет о переходе к личностно-ориентированному профессиональному образованию и компетентностной модели профессиональной подготовки педагога. (Н. А. Алексеев, Е. Б. Егорова,

Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. Л. Матросов, Б. П. Пузанов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Л. А. Трубина, И. С. Якиманская и другие). Специальное (дефектелогическое) образование не стало в этом случае исключением. Более того, оно было выделено отдельным самостоятельным направлением педагогического образования.

Дефектологическим сообществом признается необходимость образовательных перемен и преобразований. Между тем вопросы о способах реформирования профессиональнообразовательных систем долгое время оставались спорными и только в 2011 учебном году, в связи с массовым переходом педагогических вузов на двухуровневое образование, стало ясно, что обратной дороги к специалитету, знаниево-прос-ветительской парадигме, преобладавшей на протяжении многих столетий, не будет.

Изменение образовательной парадигмы дефектологического образования влечет за собой необходимость координации образовательных задач дефектологической переподготовки и соответствующего им содержания дополнительного профессионального образования. Обусловлено это тем, что исходной нормативной составляющей для формирования дополнительных образовательных программ переподготовки всегда являлся государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Сегодня — это федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения со значительными изменениями в плане теоретической основы, используемой методологии и уровневой подготовки педагогов в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование» (050700).

Успех реализации программ дефекте логической переподготовки во многом определяется тщательностью проработки вопросов, касающихся ее социальной значимости и востребованности, соответствия современным профессионально-образовательным требованиям. Весомым аргументом в подтверждение сказанного выступают следующие положения.

Модернизация дополнительного профессионального образования дефектологов в первую очередь касается практикующих педагогов. В процесс дефекте логической переподготовки вовлечены разные категории специалистов. Самая многочисленная категория слушателей это специалисты с опытом коррекционно-образовательной практики в педагогических, социальных и медицинских областях, специалисты, не имеющие соответствующей профессиональной или про фильной дефекте логической подготовки. В связи с этим столь важно понять, кто и почему отдает предпочтение данной форме профессионального обучения. На основании этого можно проанализировать социально-регулятивные функции дефектологической переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики, установить ее профессиональный статус в системе непрерывного дефектологического образования и, главное, организовать учебный процесс на основе блочно-модульного проектирования адаптивных образовательных программ.

К числу социально-значимых регуляторов, инициируемых обращение к модификации программ дефектологической переподготовки, можно отнести изменения квалификационных характеристик и аттестационных требований к работникам образования. В области коррекционной педагогики на соответствие квалификационной характеристики специалиста занимаемой должности акцентируется особое внимание, поскольку в силу сего-дняшней востребованности дефектологических кадров современное общество возлагает на них особую ответственность.

Как никогда ранее актуализируются вопросы расширения сферы дополнительных образовательных услуг и модификации программ переподготовки с установкой на опережающее проектирование и адресное конструирование. Для этого необходимы объективные данные о модернизации образовательных систем, так как обновление содержания программ дефектологической переподготовки напрямую связано с внедрением в образовательные системы инновационных технологий абилитации, интеграции, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Бесспорного внимания заслуживает возможность переподготовки дефектологических кадров по индивидуальным образовательным маршрутам, что допустимо, прежде всего, в случае проектирования образовательных программ, дополняющих или углубляющих базовую профильную подготовку педагога-дефектолога в рамках узкоспециализированного на-правления работы.

Обозначенные позиции являются, на наш взгляд, отправной точкой в формировании упреждающей учебно-профессиональной образовательной среды, учитывающей как внутренние потребности профессионального самоопределения, самоактуализации, карьерного и личностного роста педагогов, так и внешние — ведомственные, региональные и общественные запросы. От сообразности соотнесения внешних и внутренних детерминант переподготовки с состоянием и перспективами развития специального (дефектологического) образования зависит координация целевых устано-вок в предоставлении дополнительных образовательных услуг.

При пересмотре целевых установок дефектологической переподготовки возникает необходимость их согласования с доминирующими тенденциями развития современного специального (дефектологического) образования, рассмотрения их своеобразия в системе ДПО и вариативности реализации в условиях переподготовки. Значимыми факторами, определяющими целевой компонент переподготовки, можно признать:

  • — переход к личностно-ориентированной образовательной парадигме, который выражается в направленности на формирование новой системы профессиональных ценностей и реализации личностно-профессионального потенциала обучающегося;
  • — модернизацию образовательных систем общего и специального образования с учетом их реструктуризации и особенностей регионализации;
  • — социальный спрос на более высокий компетентностный уровень профессиональной подготовки дефектологов и необходимость приведения профессиональной подготовки практикующих специалистов в соответствие с современными требованиями квалификационных характеристик, предъявляемых к работникам коррекционно-образовательной сферы;
  • — необходимость внедрения новейших достижений науки и распространение инновационного опыта коррекционно-образовательной практики в учреждения общего и специального образования;
  • — востребованность профессиональной переподготовки педагогических кадров различными ведомствами — целевая переподготовка кадров для систем общего и специального образования, социальной сферы и лечебно-профилактических учреждений.

Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки представляется нам весьма перспективным сервисным направлением стратегического плана развития кадровой политики в образовательной отрасли.

Особую благодарность мы выражаем авторам программ дефектологической переподготовки - преподавателям дефектологического факультета МПГУ Софии Давыдовне Заб-рамной, Наталье Петровне Коняевой, Юлии Александровне Костенковой, Алле Григорьевне Московкиной, Татьяне Сергеевне Никандровой, Любови Ивановне Плаксиной, Борису Пантелеймоновичу Пузанову, Елене Николаевне Соломи ной, Татьяне Моллаевне Уманской, Людмиле Борисовне Халиловой, Марине Тагировне Холод, Татьяне Вячеславовне Шевыревой. Содержание их авторских концепций программно-методического обеспечения дисциплин было положено в основу разработки эталонных таблиц, ориентирующих на проектирование целевых и индивидуальных профессионально-образовательных программ.

ГЛАВА 1

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >