ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная особенность современного человека состоит в том, что в настоящее время его деятельность приобретает проектный характер и, как следствие, ключевым требованием к его профессиональным качествам становится овладение проектной деятельностью, способами организации совместной деятельности, самоорганизации и самообразования в образовательной информационной среде, т.е. появляется возможность проявления синергетических эффектов.

Это означает, что синергетический подход является одним из структурообразующих способов организации современного образования, который позволяет мотивировать обучающихся к самоорганизации и самообразованию.

Самообразовательная деятельность человека включает: быструю ориентацию в современном информационном пространстве, структуризацию и представление информации, умение целенаправленно извлекать и генерировать субъективно новые знания, способность задавать цели, выбирать методы и временные рамки своей деятельности, готовность и способность реализовать свой личностный потенциал при решении профессиональных задач, а также осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Перечисленные выше качества можно сформировать у обучающихся эффективно, в том числе, в процессе проектной деятельности.

Освоение содержания учебной дисциплины «Введение в проектную деятельность» обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностных:

  • - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
  • - сформированность толерантного сознания и поведения личности, готовности и способности вести диалог с людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • - сформированность навыков продуктивного сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
  • - готовность и способность к образованию и самообразованию;
  • - сформированность основ эстетического образования, включая эстетику научного и технического творчества;
  • - осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • - гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметных:

  • - умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
  • - умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
  • - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • - готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • - умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
  • - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметных:

  • - умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
  • - способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
  • - самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
  • - способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  • - получение представления об обще логических методах и научных подходах;
  • - получение представления о процедуре защиты индивидуального проекта.

В данном учебном пособии авторы рассматривают основы проектной деятельности обучающихся на основе синергетического подхода, особенности разработки учебных проектов в системе образования.

Настоящее учебное пособие представляет собой попытку разработки технологии проектной деятельности обучающихся на основе адаптации современных достижений в науке к содержанию школьной и вузовской математики на основе компьютерного моделирования, сетевого взаимодействия и дизайна сложного знания. Освоение в «проблемных зонах» математического образования реализуется с проявлением синергетических эффектов личностного роста в ходе развертывания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Учебное пособие содержит теоретический материал таких дисциплин высшей школы, как «Введение в проектную деятельность», «Основы проектной деятельности» и окажет значительную помощь учителям школ и преподавателям вузов при организации проектной деятельности.

Пособие состоит из двух глав, каждая из которых разбита на параграфы.

В первой главе изложены основные понятия проектной деятельности как средства проявления синергии в образовании. Особое внимание уделено этапам жизненного цикла проекта, современным программным средствам, используемым при разработке и управлении проектом с синергетическими эффектами в учебной и профессиональной деятельности индивидуума.

Вторая глава посвящена особенностям разработки и реализации учебных проектов в образовании. В ней представлены как основные требования к использованию метода проектов в обучении, так и общие подходы к структурированию проекта с проявлением синергии. В главе достаточно подробно рассмотрены современные программные средства работы над учебным проектом, оформление и представление его результатов. Пособие имеет практическую направленность, поэтому в нем представлены многочисленные примеры разработки и реализации проектов в математическом образовании в средней и высшей школе.

Каждый параграф пособия заканчивается вопросами для самоконтроля, в конце пособия представлен тест для самопроверки знаний.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >