ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕРГИИ

Проектная деятельность как средство проявления синергии в образовании

Проектная деятельность в образовании

Одной из ключевых характеристик современного человека в XXI в. является его способность к осуществлению проектной деятельности, самоорганизации и самообразованию.

Под деятельностью будем понимать активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [18].

Деятельность человека является необходимым условием существования общества и включает следующие составляющие: мотивы, побуждающие к деятельности; цели — результаты, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых осуществляется деятельность, результат и сам процесс.

Проективная (или проектная) деятельность — это индивидуальная или совместная деятельность обучающихся, предполагающая преобразование существующей реальности на основе творчества, выбора средств и способов ее осуществления и направленная на разработку конкретного значимого продукта.

Отличительные признаки проектной деятельности от других видов:

  • — направленность деятельности на достижение конечной цели;
  • — координированное выполнение взаимосвязанных действий участниками проекта;
  • - ограниченная протяженность во времени;
  • - результатом деятельности является социально-значимый продукт.

Проектная деятельность содержит:

  • — анализ существующей проблемы;
  • - постановка цели;
  • - определение средств ее достижения;
  • - поиск, анализ и обработка информации;
  • — разработка и реализация проекта;
  • — индивидуальная и коллективная оценка полученных результатов и выводов.

Остановимся на вопросах проектной деятельности обучающихся в системе образования.

Целью проектной деятельности в системе образования является понимание и применение обучающимся знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных дисциплин, которые найдут свое выражение в разработке конкретного продукта, являющегося результатом опредмечивания его субъективного опыта и познавательных интересов.

Задачи проектной деятельности:

  • - обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • - формирование умения анализировать (критическое мышление и креативность);
  • - обучение самостоятельному конструированию знаний;
  • - формирование умения разрабатывать проекты и их оформлять;
  • - формирование свободной, творческой личности обучающегося.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • - повышение мотивации обучающихся:
  • - развитие творческих способностей;
  • - смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • - формирование чувства ответственности;
  • - создание условий для отношений сотрудничества между обучающимся и педагогом.

Раскроем содержание этих факторов.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности у обучающегося осуществляется в стремлении доказать, в первую очередь, самому себе, правильность сделанного выбора. Более того, стремление обучающегося самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Проектная деятельность, направленная на решение той или иной практической задачи, обуславливает двусторонний процесс: деятельность обучающегося и деятельность координатора проекта, при этом непременно возникают отношения сотрудничества, так как для них задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется при решении тех задач, которые сумел сформулировать сам обучающийся.

Проектная деятельность обучающихся побуждает их к самоорганизации и направлена на формирование его исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к решению важных проблем.

Так, проблема самоорганизации и саморазвития личности в процессе обучения математике диктует необходимость включения в единую целостность мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых, исследовательских и ме-такогнитивных, социальных и личностных стратегий поведения в ходе познавательной деятельности по освоению предметного содержания. Это создает прецедент расширения и углубления опыта личности на основе текущего его состояния, формирования и развития мотивационной сферы учения, интеллектуальных операций и способностей с опорой на фундирующие механизмы и наглядное моделирование возможностей проявления и коррекции функциональных, операциональных и инструментальных компетенций в освоении математики. При этом возможность адаптации современных достижений в науке к школьной математике и компьютерного интерактивного взаимодействия с учебным предметом на основе организации проектной деятельности усиливает развивающий эффект и повышает учебную мотивацию, выявляет связи с реальной жизнью и практикой, создает феномен проявления синергетических эффектов в освоении сложного математического знания. Именно эти направления предоставляют уникальную возможность мотивированного вовлечения обучающихся в процесс согласованного освоения предметного содержания в открытой и насыщенной информационно-образовательной среде, прогноза и самоорганизации когнитивной деятельности, оценки и динамики текущего состояния личностных изменений, развития и самоорганизации надситуационной активности и наглядного моделирования как в процессе формального, так и неформального математического образования. Следует отметить, что ключевым аспектом феномена проявления синергетических эффектов в обучении математике в ходе проектной деятельности на основе адаптации современных достижений в науке является возможность актуализации этапов и характеристик сущности сложных математических знаний. При этом важным аспектом исследования явлений и процедур являются создание условий для коммуникаций и диалога культур, наглядного моделирования фундирующих модусов развития опыта и личностных качеств обучающегося, выявление атрибутов самоорганизации содержания, процессов и взаимодействий (аттракторы, точки бифуркации, бассейны притяжения, итерационные процедуры и т.п.) в ходе освоения «проблемных зон» математики в контексте развертывания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. И прежде всего возрастает потребность в актуализации и адаптации обобщенных конструкций и отношений в предметном содержании математического образования. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «...генерализация отношений предметного содержания выступает, затем и осознается как генерализация операций, производимых над обобщенным предметным содержанием; генерализация и закрепление в индивиде этих генерализованных операций ведут к формированию у индивида соответствующих способностей» [28].

Таким образом, при осуществлении проектной деятельности обучающимися в ходе освоения сложного знания возрастает возможность проявления синергетических эффектов в математическом образовании.

Это означает, что синергетический подход может и должен стать одним из структурообразующих способов организации современного математического образования, который позволяет мотивировать обучающихся к самоорганизации и самообразованию.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >