Илиллия Пушкина «Земля и море» (Пушкин и Мосх)

Стихотворение Пушкина «Земля и море (Идиллия Мосха)», согласно помете в беловом автографе (ПД 833, л. 2), было написано 8 февраля 1821 г. в Киеве:

Когда по синеве морей

Зефир скользит и тихо веет

В ветрила гордых кораблей

И челны на волнах лелеет,

5 Забот и дум слогая груз,

Тогда ленюсь я веселее

И забываю песни Муз-.

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

10 Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут,

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубровы,

15 Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый:

Живет на утлом он челне,

Игралище слепой пучины,

А яв надежной тишине

  • 20 Внимаю шум ручья долины.
  • (II, 162)

Непосредственный источник его считается давно и прочно выясненным. Это стихотворное переложение Н. Ф. Кошанским идиллии древнегреческого поэта Мосха (II в. до н. э.), озаглавленное «К спокойствию»:

Когда Зефир подует нежно,

По морю синему в приятной тишине,

Я лени сладостной предавшися небрежно,

Пленяюсь морем безмятежно,

И Музы милые не милы больше мне.

Когда ж восстанут волны бурны,

И с тяжким ревом грозный ветр

Воздвигнет сонмы волн из недр,

И, пеной осребрясь, шумят моря лазурны:

Тогда, взглянув на кроткий луг,

14 вместе на моря превратны,

Кляну их — и клянет мой дух.

Люблю надежный дол, убежища приятны.

Лесочки мирные, долины ароматны,

14 шопот кротких ив, и говор сосн вокруг.

О сколько бедствен тот, кто век живет средь моря,

Кому ладья всегдашний кров,

Кто часто с неудачей споря,

Забавой ставит рыбный лов.

А я возлягу здесь под явором шумящим,

Склонюсь главой своей к потокам вод журчащим:

Как нежен, сладостен для пастырей их шум,

Влекущий в тихий сон, не возмущая ум![1]

То, что Пушкин следует за Кошанским, а не за каким-то иным переложением идиллии Мосха, помимо сходства в некоторых образах,

подтверждается еще и тем, что греческий оригинал написан от лица простого поселянина, а не поэта.[2] Отмечалось также, что такое истолкование оригинала, а также некоторые другие его детали Пушкин мог воспринять из комментария Кошанского к идиллии Мосха: «Может быть, сие небольшое произведение родилось в счастливое время прогулки по берегу моря, или реки, когда волны после бури утихали; или в приятную минуту размышления об участи, когда поэт сравнивал всегдашнее плавание по водам с тихою и беспечною жизнию на твердой земле, когда почувствовал всю цену спокойствия и почел себя счастливым, видя, что судьба не определила его искать пропитания на бурной стихии <...> Мысль (в первых двух стихах Мосха. — С. К.) кажется следующая: когда зефир струит поверхность голубого моря, тогда дух мой, хотя робкий, стремится к плаванию, и Музы не пленяют меня столько, сколько тишина моря» (Кошанский. С. 241-242; курсив мой. — С. К.).

Не так давно стихотворение было детально сопоставлено с переводом Кошанского, проанализированы как случаи следования переводу-посреднику, так и отступления от него Пушкина, и, кроме того, выявлен ряд реминисценций из поэзии Батюшкова и Жуковского, а также случаи использования поэтического языка карамзинистов. Это делает возможным не только более детальный анализ соотношения «Земли и моря» и его источников, но и решение вопроса о жанровой форме и о спектре поэтических смыслов, которые намечает художественная топика стихотворения.

1

Безусловный характер носят некоторые уже отмеченные ранее реминисценции. В стихах 2-3 это реминисценция из элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»: «О, вей, попутный ветр, вей тихими устами / В ветрила кораблей!», в стихе 5-м — из «Беседки муз»: «Пускай забот свинцовый груз»,[3] в стихе 10-м из «Певца в Беседе любителей русского слова»: «Как волны, пеной плещут» и в стихах 17-18 из элегии «Вечер»: «Игралище стихий среди пучины пенной, / И ты, рыбарь, спешишь на брег уединенной! / Там, сети приклонив ко утлой ладие...» {Зарецкий. С. 342).

Наибольшее сходство с Кошанским, следовательно, приходится на те места, в которых намечены сценарий стихотворения и общая лирическая ситуация (стихи 1-2, 6-8, 9-10, 13, 15, 19-20). При большей детализации ее Пушкин опирается уже на поэтический язык Батюшкова. Наконец, наиболее оригинален поэт в построении идеального плана стихотворения (хотя и здесь есть черты общего следования Мосху — Ко-шанскому). В целом, однако, по отношению к этому тексту пушкинское стихотворение есть скорее подражание-реконструкция, чем свободный перевод. Учитывая большую пространность текста Кошанского по сравнению с оригиналом и его очевидную стилистическую чуждость греческому первоисточнику, Пушкин при воссоздании его «древней простой, широкой, свободной» буколической природы (XI, 221) не имел другого выхода, кроме как попытаться реконструировать этот первоисточник. При этом он мог опираться лишь на простоту и естественность собственных идеальных представлений и на открытые Батюшковым способы реконструкции духа античной лирики средствами русского языка.

Тем не менее, первоочередное значение идиллии Мосха в переводе Кошанского как источника «Земли и моря» не вызывает сомнений. Напротив, утверждение А. Р. Зарецкого об одновременной существенной зависимости стихотворения от «Вечера» Батюшкова представляется преувеличением: «И общая канва пушкинского текста, и отдельные словесные формулы отсылают к стихотворению Батюшкова “Вечер” (1810). В нем обнаруживается та же исходная картина — задумчивый поэт на берегу моря; затем, как и в “Земле и море”, противопоставляются поэт и рыбак» {Зарецкий. С. 342-343). Однако в действительности у Батюш-

кова поэт представлен вовсе не на берегу моря, и как исходная картина, так и развитие лирического сюжета у него совсем иные. Во всех четырех строфах этого «подражания Петрарке» последовательно описывается возвращение домой «пастушки» (1-я), «оратая» (2-я), «пастуха», гонящего «стада <...> в дом», и «рыбаря», спешащего «на брег уединенный» (3-я строфа, отозвавшаяся в «Земле и море» справедливо отмеченной, но единственной реминисценцией). Каждая из первых двух строф заканчивается рефреном о поэте, который, в противоположность им всем, «один в изгнании» и «с безмолвною тоской» «беседует в ночи с задумчивой луной». В финальной строфе на фоне догорающего заката и идущих «в загон» волов лирический герой, по-прежнему «среди глубокой нощи» за поэтическим трудом; он призывает вдохновение, которое позволило бы ему вызвать «тень Лауры».[4]

Представляется не совсем основательной и попытка усмотреть в пушкинском стихотворении «элегизацию идиллии». Она, по мнению А. Р. Зарецкого, «возникает в тексте преимущественно вследствие двух моментов. С одной стороны, Пушкин ввел слова “Забот и дум слагая груз”, и этого намека на “заботы и думы” вполне достаточно, чтобы вызвать у читателя весь набор стандартных элегических ассоциаций. С другой стороны, у Пушкина оказался опущен заключительный пассаж о пастухах, который помешал бы восприятию текста идиллии в качестве автобиографического признания» (Зарецкий. С. 343).

Однако, во-первых, упоминание «забот и дум» отнюдь не противопоказано классической, не говоря уже о новоевропейской идиллии (ср., например, хотя бы известную XXI идиллию Феокрита «Рыбаки»), а во-вторых, «пассажа о пастухах» нет и у Кошанского. Единственное упоминание их в этом переводе: «Как нежен, сладостен для пастырей их шум» (а у Мосха нет даже и такого) — носит мимолетный характер и вовсе не препятствует восприятию его в качестве автобиографического признания.

В то же время «автобиографические признания» отнюдь не являются прерогативой только элегии, но вполне на месте и в идиллии — впрочем, не столько классической, сколько новоевропейской (не забудем, кстати сказать, что именно «идиллией» настойчиво обозначал пьесу сам Пушкин). Впрочем, та новоевропейская традиция, которой следовал Пушкин, в свою очередь, берет начало в таких нетрадиционных античных идиллиях, какой является данное стихотворение Мосха.[5] Не случайно современный исследователь полагает круг тем этого стихотворения вполне характерным для буколической поэзии: «Это стихотворение стало как бы девизом буколики. Отныне круг ее тем — восхваление скромной и тихой жизни, сентиментальная любовь и бегство от бурь природы и жизни — твердо очерчен, и она никогда более из него не выйдет». Пушкин в «Земле и море», разумеется, из него выходит, но общую идиллическую ситуацию спокойного отдохновения «в гостеприимных дубровах» он все же воспроизводит.

Если же эта идиллическая ситуация воспроизводится с некоторым отличием, то это происходит не только у Пушкина, но и у самого Мосха. Классическая, феокритовская идиллия предполагала конструирование идиллического сельского идеала посредством сопоставления его с другими жизненными укладами и состояниями. У Пушкина «идиллический мотив “земли и моря” органически связывает две субстанциональные сферы, не акцентируя ценность только одной из них — не возводя “надежную” сушу в жизненный идеал, в идиллему — в противовес “опасному” морю, антиидиллеме». Однако, во-первых, такое общее приятие обеих стихий присутствует у самого Мосха. Во-вторых, предпочтение одного другому все же происходит, но только это не предпочтение «земли» «морю», а предпочтение участи свободного человека рыбаку, прочно привязанному к одной из этих стихий нуждой. И в-третьих, если «море

отвергается, но вовсе не выводится “за скобки” идиллического кругозора, то “земля” представляется в чем-то удобнее, спокойнее, щедрее, приятнее ».

За счет чего же складывается такое впечатление? Не столько за счет того, что во второй части употреблено больше положительных оценочных эпитетов («гостеприимные», «верней», «надежной»), относящихся к суше, и отрицательных («жалок», «утлом», «слепой») — к морю, по сравнению с первой («веселее», «сладкий», «милее») частью. Скорее сама эта особенность стихотворения объясняется тем, что во второй его части описано нынешнее, данное в соположении с прошлым, местонахождение и состояние души поэта. «...Тематические перебивы, на которых построена вся идиллия Пушкина, — справедливо отмечает А. Р. Зарецкий, — <...> оказываются вместе с тем и перебивами временных планов — настоящего, недалекого прошлого и прошлого более отдаленного». (^Зарецкий. С. 345). Причем это нынешнее состояние души поэта заставляет его с сочувствием отнестись и к «суровому рыбаку», которого особенности его ремесла вынуждают часто становиться «игралищем слепой пучины», в мгновения ока могущей сменить свое состояние с описанного в первой части на изображенное в начале второй. Последнее сопоставление с рыбаком оттеняет имеющуюся у поэта свободу «удалиться от морей» при приближении бури, которая и позволяет ему в конечном счете наслаждаться «шумом ручья долины», в то время, как рыбаком играет «слепая пучина».

По сравнению как с комментарием, так и с текстом Кошанского, лирический герой Пушкина в спокойную погоду наслаждается не «тишиной» моря («в приятной тишине» сказано в переводе Кошанского), а его «сладким шумом». С этим образом, замыкающим первую часть стихотворения, отчетливо коррелирует образ «шума ручья долины», не случайно, конечно же, выдвинутый на самое финальное, ударное место в тексте.[6] Таким образом, вместо противопоставления у Пушкина мы действительно находим одинаковое приятие обоих состояний природы, которые в равной мере дают возможность человеку, сменив свое местоположение, наслаждаться жизнью в ее разных проявлениях (и, между прочим, позволяют даже при обоих состояниях природы наслаждаться

шумом водоема).[7] И, следовательно, настроение «Земли и моря» как раз самое что ни на есть идиллическое.

Это настроение проявляется также и в том, что Пушкин вводит в стихотворение ряд моментов, которые станут для него в дальнейшем традиционными составляющими элементами его идеального плана. Легче всего он выявляется при детальном сопоставлении с текстом-посредником Кошанского, которое обнаруживает некоторые существенные мотивные различия. Главная тема стихотворения «К спокойствию» верно отражена уже в самом заглавии этого перевода. Таковой, в сущности, является именно приверженность «безмятежности», «спокойствию», которые дает автору как «синее море» (но лишь в минуты «приятной тишины» на нем), так и деревенская природа, приверженность к которой, сочетающаяся с любовью к жилищу, декларирована гораздо более открыто («Люблю надежный дол, убежища приятны...»). Характерно и то, что у Кошанского пастухи («пастыри») хотя и мимоходом, но упоминаются («Как нежен, сладостен для пастырей их шум...»), и что во второй части стихотворения лирический герой «клянет» моря.

У Пушкина этих мотивов нет совсем. Зато если в стихотворении «К спокойствию» мотив «Муз» выражен довольно слабо: «И Музы милые не милы больше мне» (что можно понять не только как обращение к поэтическому творчеству, но и как наслаждение поэзией великих предшественников), то пушкинская формула: «И забываю песни Муз» — возможность подобного истолкования исключает. Во второй части пушкинского стихотворения ничего не сказано об обращении к творчеству, однако по четко обозначенному контрасту с первой частью, в которой был представлен переход от поэтического творчества к мгновениям гедонистического отдохновения от него, — в ней ясно обрисована обстановка, делающая возможным теперь, напротив, приход поэтического

вдохновения. В этом отношении «Земля и море» как бы предвещает такие последующие поэтические размышления Пушкина на эту тему, как «Поэт» («Пока не требует поэта...») (1827), «Осень» (1833). Характерно, что стих 14-й в измененном виде был впоследствии использован в первом из них именно для обрисовки того «идеального ландшафта», в который поэт «бежит» (ср. «Я удаляюсь» «Земли и моря») в моменты поэтического вдохновения: «На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы» (курсив мой. — С. К.).

Таким образом, центральной темой второй части пушкинского подражания греческой идиллии становится уже не просто спокойствие, а благотворность для поэта душевного сосредоточения в минуты «надежной тишины», являющейся важнейшим условием в том числе и поэтического творчества. В целом стихотворение входит, следовательно, в ряд таких пьес, как «Из письма к Гнедичу» (1821), «Чедаеву» (1821), в которых также выражен этот рано осознанный идеал поэта. В личнобиографическом плане «Земля и море» соответствует переезду Пушкина из Крыма в Каменку и Киев, где он уже не был отвлечен красотами моря, а наслаждался, напротив, преимуществами мирной суши (вспомним упоминание «Каменки тенистой» в десятой главе «Евгения Онегина»), и где, по воспоминаниям семьи В. Л. Давыдова, гораздо более сосредоточенно работал.

Другие аспекты идеального плана стихотворения вскрывают его «словесные переклички» с написанной немногим ранее пьесой «Редеет облаков летучая гряда»: «Мне моря сладкий шум милее» — «сладостно шумят полуденные волны», «Забот и дум слогая груз... ленюсь я веселее» — «Над морем я влачил задумчивую лень» {Зарецкий. С. 343). Очевидно, что они объясняются наличием в обоих стихотворениях, условно говоря, «крымского» плана и мотива воспоминания о море, который и там, и тут сополагается с «киевско-каменским» планом настоящего. Стихотворение отражает настроение душевного мира и спокойствия, владевшее поэтом в Каменке и в Киеве в период тесного общения с семьей Раевских, и в то же время его восприятие моря, сложившееся во время пребывания в Крыму. Оно создано в момент одной из первых «разлук» Пушкина с морем и является, по всей видимости, первым в ряду стихотворений, в которых он пытался осмыслить свои взаимоотношения с ним (ср., например, «К морю» (1824)), и

1

См.: Лобода А. М. Пушкин в Каменке // Киевские университетские известия. Май. Отд. 11. С. 90.

ни малейшим разрушением идиллической ситуации это здесь чревато не оказывается.

Вообще тема стихотворения достаточно часто встречается не только в идиллиях, но и, например, в поэзии Горация. Так, в сущности, именно эта тема составляет главное содержание знаменитого второго эпода римского поэта, неоднократно переводимого в пушкинское время.[8] Любопытно, что блаженный сельский удел у Горация неоднократно сопоставляется и с судьбой морехода: «Не опасаясь бурь морских» (стих 6), «Тогда не надо ни лукринских устриц мне, / Ни губана, ни камбалы, / Хотя б загнал их в воды моря нашего / Восточный ветер с бурею» (стихи 49-52). В целом все это стихотворение имеет у древнеримского поэта-философа саркастический смысл, вскрываемый в заключительных стихах: оказывается, все эти восхваления сельского удела вложены в уста ростовщика Альфия, который таким образом уговаривает сам себя прекратить давать деньги в рост, а купить на них поместье, однако снова не выдерживает. Характерно, что русские поэты, например, М. В. Милонов и некоторые его предшественники, в переводе этого эпода Горация опускали эту концовку, превращая таким образом стихотворение в искреннее, а не расходящееся с подлинными намерениями восхваление сельской жизни. Между прочим, сам Пушкин цитировал его знаменитую начальную строку: “Beatus qui procul ...” (XIII, 29) в своем письме к А. И. Тургеневу от 7 мая 1821 г., а Кошанский ссылался на повсюду рассыпанные «похвалы сельской жизни» и воспоминания «о тишине и беспечности деревенской» у Горация и Вергилия в примечаниях к своему переводу (Кошанский. С. 245).

Мотив восхвалений удела селянина, служащий лишь прикрытием для совсем иных намерений, вообще распространен у Горация. Так, в знаменитой посвятительной оде к Меценату, которую впоследствии Пушкин переводил («Царей потомок, Меценат», 1833), сказано: «А купца, если он, бури неистовой / Устрашася, начнет пылко расхваливать /

Мир родимых полей, — вновь за починкою / Видим мы корабля в страхе пред бедностью».[9] На этом фоне особую значимость приобретает пушкинский мотив свободного следования своим адекватно осознаваемым стремлениям. Вообще Пушкин посредством еле уловимых деталей вложил в стихотворение столько личного, что оно, безусловно, представляет собой идиллию не столько Мосха, сколько самого Пушкина.

Помимо прямого, непосредственного смысла стихотворения и ряда дополнительных, лежащих в его подтексте оттенков, в нем также как бы мерцает, как потенциально возможный, и совсем иной, аллегорический смысл. Если «уже в античности тенденциозное “общее место” идиллии стало осознаваться как “похвала сельской жизни” и шире — жизни, довольствующейся “немногим” оградившей себя от вторжения стихийных сил: воинственного пыла, “жажды наживы”, любви, ревности и иных “губительных” страстей», то и в «Земле и море» сопоставление, с одной стороны, спокойного, а с другой, бурного моря, а также надежной суши приобретает коннотации не только природных стихий. Этому в особенности способствует то обстоятельство, что в пушкинском описании бури на море только один образ: «...волны по брегам / Ревут, кипят и пеной плещут» — касается непосредственно моря. Причем и эта единственная деталь восходит к стихам 151-152 стихотворной сатиры Батюшкова «Певец в Беседе любителей русского слова» (1813): «В его устах стихи ревут, Как волны, пеной плещут...» {Зарецкий. С. 342) — где сравнение относится не к описанию моря, а к характеристике манеры декламации чиновника Соколова. Другие две детали: «И гром гремит по небесам, / И молнии во мраке блещут» — нередко используются в качестве сравнений для изображения житейских бурь, а сопоставление с рыбаком или мореплавателем, застигнутым бурей в море, вообще было в литературе

того времени наиболее тривиальной метафорой их.[10] Все это делает допустимым воспринимать «Землю и море» также и как своего рода притчу о красоте тихих, сдержанных чувств в противоположность бурным страстям. Однако эти притчевые черты относятся к числу скорее потенциальных смыслов стихотворения, которые лежат в его подтексте и актуализируются только при определенных условиях.

Психологически все это могло соответствовать, например, оставшемуся безответным любовному увлечению Пушкиным Екатериной Раевской, которая была известна своей холодностью и надменностью. Красота безответного платонического чувства могла внутренне противопоставляться поэтом разрушительности бурных любовных связей. В этом случае, может быть, не так уж и важно, что именно где-то около времени создания стихотворения поэт, возможно, узнал о помолвке Е. Н. Раевской с М. Ф. Орловым. Могли, разумеется, быть и иные внутренние основания, нам неизвестные.

2

Не так давно вопрос об источнике «Земли и моря» неожиданно было предложено пересмотреть: «Как показал в свое время Б. В. Томашевский, стихотворение восходит не столько непосредственно к Мосху, сколько к навеянному Мосхом стихотворению Лиотара (так! т. е. Леонара. — С. К.) “Le plaisirs du rivage” (так! т. е. “Les plaisirs du rivage”. — С. ТС). Отсюда — и неожиданная форма четырехстопного ямба, выделяющая текст из группы антологических стихотворений...». Однако, во-первых, Б. В.

Томашевский ничего такого не только не показал, но и не утверждал, а во-вторых, отличия пушкинского стихотворения от элегии Леонара намного значительнее, чем от перевода Кошанского.

Отнюдь не настаивая на первоочередном значении Н.-Ж. Леонара по сравнению с Мосхом в переводе Кошанского, Томашевский писал следующее: «Стихи эти по выбору формы, необычной для передачи античного гекзаметра (четверостишия четырехстопного ямба), напоминают стихотворение Леонара “Les plaisirs du rivage”». И далее, приведя пятую строфу стихотворения и отметив, что «Пушкин, зная подлинник, <...> в некоторых местах следовал ему», Томашевский констатировал, что в целом он «далеко отступал от Леонаровского перевода».[11]

Сопоставим же пушкинское стихотворение с текстом VI пьесы из четвертой книги «Идиллий» Леонара «Les plaisirs du rivage», в котором мы выделим курсивом строки, перекликающиеся с пушкинскими:

1 Assis sur la rive des mers,

Quand je sens 1’amoureux Zephyre Agiter doucement les airs Et souffler sur 1’humide empire,

  • 5 Je suis des yeux les voyageurs, A leur destin je porte envie: Le souvenir de ma patrie Seveille et fait couler mes pleurs.
  • 9 Je tressaille au bruit de la rame Qui frappe lecume des flots ;

J entends retentir dans mon ame Le chant joyeux des matelots.

  • 13 Un secret desir me tourmente De m’arracher a ces beaux lieux , Et d’aller, sous le nouveaux cieux, Porter ma fortune inconstante.
  • 17 Mais quand le terrible Aquilon Gronde sur 1’onde bondissante, Que dans le liquide sillon Roule la foudre etincelante,
  • 21 Alors, je repose mes yeux Sur lesforets, sur le rivage, Sur les vallons silencieux Qui sont a 1’abri de 1’orage;
  • 25 Et je mecrie: heureux le sage

Qui reve aufond de ces berceaux, Et qui n’entend sous leur feuillage Que le murmure des ruisseauxl

Как нетрудно убедиться, Пушкин действительно «далеко отступал» от Леонара. Стихотворения эти различаются и тематически, ведь у Ле-онара вид спокойного моря рождает не настроение блаженной лени, а мысль о мореплавании, связанную с воспоминаниями о родине. Соответственно если у Пушкина объектом сопоставления оказывается рыбак, то у Леонара это «матросы», впрочем, лишь на мгновение всплывающие в сознании лирического героя: «J’entends retentir dans mon ame I Le chant joyeux des matelots». Это же касается и отдельных образов. На первый взгляд стихи 2-3, 17-20, 22-23, 27-28 могли послужить источником для

1

Oeuvres de М. Leonard. Quatrieme edition. T. 1-2. Paris, 1787. T. 1. P. 178-188. Далее привожу свой прозаический буквальный перевод этого стихотворения, в котором, так же как и во французском оригинале, курсивом мною выделены слова, полностью или частично эквивалентные пушкинским: «Сидя на морском берегу, / Когда я чувствую, как нежный Зефир / Слегка колеблет воздушное пространство /14 летит над водным царством. // Я провожаю взглядом путешественников, / Я завидую их судьбе: / Воспоминание о моем отечестве / Пробуждается во мне и вызывает слезы. // Я трепещу при стуке весла, / Которое ударяет по пене волн; / Я слышу, как в моей душе отзывается / Веселая песня матросов.// Меня мучит тайное желание / Вырваться из этих прекрасных мест / И отправиться искать под иными небесами/ Счастья, которое мне так часто изменяет. // Но когда ужасный Аквилон /Рокочет над вздымающей волной, /Которую по водной борозде /Катит сверкающая молния, / Я успокаиваю свой взор / Созерцанием лесов и берегов / И тихих долин, которым не угрожает буря; //Ия восклицаю: счастлив мудрец, / Который мечтает в глубине этих зеленых беседок / И слышит под их листвой / Лишь журчание ручья.»

Пушкина. Однако если сопоставить соответствующие пушкинские строки с вышеприведенными фрагментами из Кошанского и Батюшкова, то становится ясно, что они восходят именно к ним, а сходство с Леонаром имеет самый общий характер. Это же касается и пятой строфы, процитированной Томашевским: она нисколько не ближе к «Земле и море», чем соответствующие строки из перевода Кошанского: «Когда ж восстанут волны бурны, /Ис тяжким ревом грозный ветр / Воздвигнет сонмы вод из недр, / И, пеной осребрясь, шумят моря лазурны...»

Скорее всего, некоторое общее сходство текстов объясняется тем, что французский поэт сам подражал в своей идиллии классическому образцу этого жанра у Мосха,[12] соединив мотивы греческого поэта с автобиографическими мотивами сентиментальных воспоминаний о далекой родине и стремления к возвращению туда (родившись и выросши в Гваделупе, бывшей в то время французской колонией, Леонар провел большую часть жизни во Франции и в Бельгии).

Тем не менее, одна вероятная реминисценция из Леонара у Пушкина действительно есть. Стихотворением французского поэта, возможно, навеяны два заключительных стиха «Земли и моря». Строки «А я в надежной тишине / Внимаю шум ручья долины», по всей видимости, резюмируют стихи 23-28 французского поэта. С одной стороны, они соединяют в единый образ «ручья долины» два разрозненных образа Леонара: “Sur les vallons silencieux” и “Et qui n’entend sous leur feuillage I Que le murmure des ruisseaux!” С другой стороны, «в надежной тишине» как бы суммирует несколько аналогичных деталей Леонара: «а I’abri de I’orage», «aufond de ces berceaux», «sous leurfeuillage».2 Частичным воздействием Леонара можно было бы объяснить и первоначальное заглавие пушкинской пьесы «Морской берег» в одном из автографов (ПД 833, л. 1 об.)

(у Леонара в буквальном переводе — «Наслаждения морского берега»). Однако и в этом автографе имеется подзаголовок — «Идиллия Мосха», да и вообще первоначальное заглавие могло прийти на ум Пушкину просто как наиболее естественное обозначение темы.[13]

Таким образом, в целом нет никаких оснований, чтобы считать “Les plaisirs du rivage” основным или равноценным «Цветам греческой поэзии» Кошанского источником «Земли и моря». Впрочем, и одним из дополнительных его источников он может считаться только гипотетически. Вообще идиллии Леонара воплощали в новоевропейской литературе тип восходящей к Геснеру пространной, ролевой или субъективной и нередко дидактической идиллии. «Les plaisirs du ravage» входит в четвертую, последнюю книгу «Идиллий» Леонара и относится, следовательно, к числу его поздних «чувствительных» и «меланхоличных» идиллий. В русской поэзии эту жанровую форму развивал один из литературных противников пушкинского круга поэтов В. И. Панаев, чьи идиллии вызывали у Пушкина насмешливую реакцию.

Пушкин противопоставлял «Геснеровской, чопорной и манерной» идиллии «древнюю простую, широкую, свободную...» буколическую природу (XI, 221). Самому поэту были ближе идиллии и в особенности фрагменты идиллий А. Шенье «во вкусе древних», которые, кстати сказать, и восходили в классической поэзии не столько к Феокриту, сколько к произведениям, вроде привлекшего внимание Пушкина стихотворения Мосха. Между прочим, в издании Шенье 1819 г. в разделе «Фрагменты идиллий» Пушкин мог прочитать его перевод эпиграммы Мосха на пашущего Эрота; еще два подражания идиллиям Биона и Мосха включены в раздел «Элегий». У Шенье был замысел целого ряда идиллий на темы

моря, который он осуществил лишь частично[14] (к нему, в частности, относится “La jeune Tarentine”, которую в 1822 г. перевел Н. И. Гнедич, а Пушкин по этому поводу в шутку сетовал на него: «Гнедич у меня перебивает лавочку...» (XIII, 56). Именно свою ориентацию на этот «лирический», субъективный тип идиллии, выдержанной в духе простоты и естественности древних, поэт недвусмысленно выразил, включив «Землю и море» в несобранный цикл «эпиграммы во вкусе древних», а впоследствии поместив ее в своих «Стихотворениях» (СПб., 1826) в разделе «Подражания древним».

Зато знакомство со сборником, изданным лицейским учителем Пушкина, судя по всему, не только вдохновило поэта на «Землю и море» и, возможно, также на стихотворение «Редеет облаков летучая гряда», но сказалось и в следующей шутке из письма к Л. С. Пушкину от конца февраля - начала марта 1825 г.: «Кланяйся моему другу Воейкову. Над или под Морем и Землею должно было поставить Идиллия Мосха — От этого я бы не удавился — а Бион старик при своем остался б...» (XIII, 146). В ней оказались аккумулированы почти все сведения о Мосхе и Бионе, которые Пушкин мог почерпнуть у Кошанского: 1) что некоторые произведения Биона приписывались Мосху и наоборот; 2) что Бион был старше Мосха; 3) что Бион покончил жизнь самоубийством (правда, Пушкин в этой фразе отождествляет себя с Мосхом, и, следовательно, слова «я бы не удавился...» могут считаться отзвуком этого обстоятельства только при условии весьма свободного обращения Пушкина с фактами — которое, впрочем, вполне уместно в шутке).

Так, на страницах «Цветов греческой поэзии», соседствующих с переводом Кошанского из Мосха, упоминается о том, что некоторые произведения Биона, в частности, идиллия, обращенная к Гесперу, которой Пушкин подражал в своей элегии «Редеет облаков летучая гряда», приписывались Мосху (Кошанский. С. 97). Пушкин в пародийной форме обыгрывает этот факт, а также разницу в возрасте между собой и своим издателем, примерно соответствовавшую разнице в возрасте между Бионом и Мосхом, как она была представлена в приписывавшемся Мосху

известном «Плаче о Бионе», написанном на смерть греческого идиллика и также переведенном Кошанским. В «Цветах греческой поэзии», целиком посвященных жизни и творениям именно этих двух греческих стихотворцев, на это указывается неоднократно: Мосх «был современником и учеником Биона, которому в честь написал идиллию под именем “Надгробная песнь Биону”» (Кошанский. С. 323-326, 126).[15] Непосредственно пассаж насчет «старика Биона» мог быть отзвуком следующей фразы Кошанского: «Мосх в юности своей видел старика Феокрита». Пушкин легко мог в своем сознании сконтаминировать ее с утверждением, что Мосх «был современником и учеником Биона» (Кошанский. С. 127, 126). Так скорее всего и появился «старик Бион».

В контексте всего вышесказанного сожаление Пушкина о том, что при публикации «Земли и моря» не был указан ее греческий источник, могло объясняться не только его нежеланием, чтобы кто-то из читателей воспринял его как претендующее на полную оригинальность стихотворение, но и опасением, что его примут за подражание Леонару или какому-то другому европейскому поэту (названная тема была довольно распространенной).

Итак, «Земля и море» — это все же действительно подражание Мосху —Кошанскому (хотя и отчасти переведенное на поэтический язык Батюшкова) и вполне идиллия (хотя и, разумеется, не древнего, а новоевропейского типа, в духе «фрагментов идиллий» А. Шенье), причем идиллия не столько Мосха, сколько самого Пушкина. То есть это «чисто пушкинская» пьеса, свободно и ясно формулирующая идеальный план бытия поэта, полная приятия мира в его самых разнообразных проявлениях и являющаяся квинтэссенцией многих других пушкинских мотивов, развитых впоследствии. Более того, это еще и выраженная в формах «предметного мышления» (С. Л. Франк) своеобразная притча о красоте тихих, сдержанных чувств в противоположность бурным страстям, о том, как, пользуясь своей свободой, сохранить гармонические отношения с природой в самых разных ее состояниях и как обрести внутреннюю гармонию, просто оставаясь самим собой.

Приложение

МОСХОВА ИДИЛЛИЯ[16]

Когда средь тишины приятной, безмятежной Поверхность вод едва зефиры, шевелят;

Любуюсь морем я, смотря с скалы прибрежной —

И музы милые тогда уж не манят;

И боязливый дух мой бодростью живится, В необозримую морскую даль стремится.

Когда же с яростью дохнет свирепый ветр

И море закипит, подъяв седой хребет;

Объемлет страх меня, невольно содрогаюсь, —

С трепещущей душой от моря удаляюсь

К вам, рощи мирные, обитель тишины, —

Жилища радостны прекрасныя весны!

Люблю беспечный дол и говор сосн зеленых! —

Несчастлив, что живет морей средь треволненных, — Кому ладья есть — дом, небесный свод — покров, Всегдашние труды — рыб ненадежный лов!

А я под явором возлягу сеннолистным,

Склоню спокойно слух к потокам тихим, чистым, Текущим близ него; их сладок шум, как он Склоняет пастухов в невозмущенный сон!

С греческого П. Куницкий

(Украинский вестник на 1816 год. Ч. 1. Март. С. 349-351)

МОРЕ И ЗЕМЛЯ

К. Масальский

Море когда светлосинее легким колеблется ветром, Слабой душой восхищаюсь! Земля немила становится! Боле пленяет меня спокойствием моря. Когда же Вдруг глубина седая застонет и, сводами пенясь, Море вскипит, и сердито покатятся длинные волны; Взоры к земле обращаю, к лесам и от моря бегу я;

Мне лшла и земля, и отрадна тенистая роща!

Дышит ли ветер в ней яростный, сосна шумит лишь приятно. Жизнь ты ведешь, рыболов, незавидную!

Лодочка — дом твой, Море — работа, а рыба — добыча неверная. Мне же Сладостный сон уделом под явором широколистным Ропот источника близкого весело, мило мне слушать; Журчаньем радует он селянина, не ужас наводит.

С греческого, 1820 (Северные Цветы на 1825 год. С. 278-279)

МОРЕ И ЗЕМЛЯ

(Из Мосха)

Когда голубая пучина струится, От тихого ветра сребрясь чешуей: Мне берег не мил, и мой дух веселится Ее безмятежной, немой тишиной.

Когда ж она воет, исполнена гневом,

И пеня, седая клубами шумит, И бурные волны сражаются с ревом: Мне воды не милы и берег мне льстит.

Тогда мне приятна и роща густая, Растущая дико на мрачных лугах, Где ветр завывает, деревья качая, И свищет уныло в иглистых соснах.

Сколь рыбарей бедных несчастна судьбина! Их одр и жилище — колеблемый челн,

Их поприще — вод неизмерных пучина, А рыба — добыча неверная с волн.

*

Блаженней стократно, кто взоров мрачных, Под сенью густою в беспечности спит, При сладостном ропоте струек прозрачных Ручья, что зелены равнины кропит.

М. Загорский

(Благонамеренный. Журнал, издаваемый А. Измайловым.

СПб., 1822. С. 304-305)

Из комментариев к «Евгению Онегину»

  • [1] Цветы греческой поэзии, изданные Н. Ф. Кошанским. М., 1811. С. 341-342. Далее ссылки на это издание в тексте с пометой «Кошанский» (курсивом) и с указанием страницы. В текстах Пушкина и Кошанского курсивом мною выделены слова, имеющие полное или частичное соответствие. Впервые источник указан Л. Н. Майковым {Пушкин А. С. Сочинения. СПб.: Академия наук, 1899. Под ред. Л. Н. Майкова. Т. 1. С. 186-187, примеч.) и — в гипотетической форме — П. Черняевым {Черняев П. А. С. Пушкин как любитель античного мира и переводчик древне-классических поэтов. Казань, 1899. С. 50-51). 2 Как явствует из библиографического указателя Е. В. Свиясова «Античная поэзия в русских переводах XVIII-XX вв.» (СПб., 1998. С. 74), к 1821 г. был опубликован лишь один перевод этого стихотворения: Кунацкий П. Мосхова идиллия («Когда средь тишины приятной, безмятежной...») // Украинский вестник. 1816. Ч. 1. № 3 (Март). С. 349-351. Однако, будучи опубликован в издании, зхнакомство с которым Пушкина мало вероятно, он также и не обнаруживает особого сходства с пушкинским переложением. Мог быть доступен Пушкину перевод К. П. Масальского, опубликованный только в 1825 году (Северные Цветы на 1825 год. СПб., 1825. С. 278-279), но датированный самим переводчиком при публикации 1820-м годом. Однако предположение об этом переводе как об основном источнике пушкинского стихотворения, однажды высказанное печатно {Аернер Н. Разъяснение о происхождении стихотворения А. С. Пушкина «Земля и море»: (Библиографическая попытка) // Русский архив. 1899. № 11. С. 451), было снято самим Н. О. Лернером, убежденным комментарием в издании под редакцией Л. Н. Майкова {Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. Примеч. С. 186-187) во влиянии перевода Кошанского. См.: Лернер Н. Еще о стихах Пушкина «Земля и море» // Русский архив. 1899. № 12. С. 612.
  • [2] Якубович Д. П. Античность в творчестве Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. М.; Л., 1941. С. 133-134. Слово «Музы» во втором стихе Мосха появляется только у Кошанского, потому что почти во всех рукописях Мосха здесь стоит не имеющее смысла и требующее поэтому конъектуры роюа; большинство филологов-классиков придерживаются чтения poi уа («мне земля <не мила>», а Кошанский избрал вариант роиаа («муза»). Этой экзегезы нет ни у К. Масальского, ни в появившемся вскоре после пушкинского переводе М. Загорского, но она присутствует также (возможно, не без влияния Кошанского) в переводе П. Куницкого. См.: Приложение к настоящей статье. 2 Якубович Д. П. Античность в творчестве Пушкина С. 133-134. Зависимость пушкинского стихотворения от переложения Кошанского еще заметнее, если обратиться к его черновым вариантам. В процессе работы над стихотворением Пушкин убрал другие близкие к переводу Кошанского места, например: «Я внемлю шуму смирных вод / Под темным явором долины». Правда, сходный вариант находим и у П. Куницкого: «А я под явором возлягу сеннолистным, / Склоню спокойно слух к потокам тихим, чистым». 3 Зарецкий А. Р. Об идиллии Пушкина «Земля и море» // Университетский Пушкинский сборник. М.: МГУ, 1999. С. 340-346. Те слова в «Земле и море», которые имеют соответствия у Кошанского, выделены Зарецким в текстах стихотворений с некоторыми отличиями от того, как это сделано мною выше. Далее ссылки на это издание даются в тексте с пометой «Зарецкий» (курсивом) и с указанием страницы.
  • [3] Элиаш Н. К вопросу о влиянии Батюшкова на Пушкина // Пушкин и его современники. Пг., 1914. Вып. 19-20. С. 32.
  • [4] Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений (Б-ка поэта. Большая сер. 2-е изд.). М.; Л., 1964. С. 114-115. 2 Показательно, что сам исследователь все же признает: «Тема “Земли и моря” отнюдь не элегична: речь идет не о гнетущих переживаниях, а об избавлении от них» (С. 345). 3 Греческое «t'ov ’ayptov» означает «селянина», а не «пастуха». Именно так передано это слово как в современном переводе М. Е. Грабарь-Пассек, так и в предшествующем пушкинскому переводе К.П.Масальского {Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. Пер. и коммент. М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1958. С. 167; Северные Цветы на 1825 г. С. 278-279).
  • [5] Тем не менее, стихотворение это обыкновенно печаталось в составе древнегреческих идиллий. Это же жанровое обозначение сохраняет и Кошанский, озаглавивший свой комментарий к нему как «Нечто о пятой идиллии» (С. 241-247). У него же отмечен тот факт, что как «буколика» это стихотворение обозначено в одной из рукописей Мосха. См.: Кошанский. С. 241. 2 Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. С. 220. В то же время идиллия эта рассматривается комментатором этого издания как своего рода прообраз новоевропейской идиллии: «Это — уже та искусственная, идиллическая в нашем смысле слова ситуация, которая в новой европейской литературе развилась в пастораль» (Там же. С. 314). 3 Вершинина И. Л. Проблема вариативности идиллической жанровой традиции в стихотворении Пушкина «Земля и море» // Болдинские чтения. Нижний Новгород, 1995. С. 84-85.
  • [6] Там же. С. 85. 2 Как точно заметил А. Р. Зарецкий, «в “Земле и море” слово “шум” наделено устойчивыми положительными коннотациями (ср. “Погасло дневное светило...”), тогда как у Кошанского противопоставляется приятный шум ручья и неприятный шум бури, а у Мосха слуховые образы вообще не повторяются» {Зарецкий. С. 346).
  • [7] гад Кстати сказать, в свете всего вышесказанного не совсем правомерно истолковывать заголовок стихотворения как «антитезу» {Зарецкий. С. 343). Характерен один из первоначальных вариантов заглавия в первой публикации стихотворения: «Море и земля» (см.: Новости литературы. 1825. Кн. 11. Янв. С. 27), в большей степени соответствующий его сценарию, но также скорее сополагающий, чем противопоставляющий Окончательный вариант заголовка, очевидно, вызван его лучшим ритмико-фонетическим звучанием. 2 Ср. характеристику М. Е. Грабарь-Пассек «идиллического настроения» у Феокрита: «Это нигде открыто не сформулированное, но проникающее все произведения Феокрита любование действительностью, изображенной на фоне прелестей природы, и создает то — уже в нашем смысле — идиллическое настроение, которое порождает все позднейшие бесчисленные идиллии, эклоги и пасторали» {Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. С. 223).
  • [8] 2 Квинт Гораций Флакк. Поли. собр. сочинений. Пер. под ред. и с примеч. Ф. А. Петровского. М.; Л., 1936. С. 181-182. 3 См.: Поэты 1790-1810-х годов (Б-ка поэта. Большая серия. 2-е изд.). А., 1971. С. 522, 852 (комментарий М. Г. Альтшуллера). Впрочем, например, в переложении Г. Р. Державина эта концовка сохранена.
  • [9] Квинт Гораций Флакк. Поли. собр. соч. С. 7-8. 2 Вершинина Н. Л. Проблема вариативности идиллической жанровой традиции в стихотворении Пушкина «Земля и море». С. 86. 3 Точности ради, следует отметить, что в действительности основным текстом этих стихов в большинстве изданий Батюшкова (см., например: Собр. соч. М.; Л., 1934. С. 260; Поли. собр. стихотворений. С. 151; Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 371) принят вариант: «В его устах стихи ревут, / Как волны, в уши плещут...» (курсив мой. — С. К.')'). Вариант «пеной плещут» находится лишь в некоторых рукописных копиях послания (см.: Батюшков К. Н. Собр. соч. С. 584). Более непосредственное отношение к пушкинскому тексту, возможно, имеет сопоставление его с «Источником» Батюшкова: «Падая с камня, источник пустынный / С ревом и пеной сквозь дебри течет!»; «Тише, источник! Прерви волнованье, / С ревом и пеной стремясь по полям!» {Зарецкий. С. 346). Устойчивая формула «с ревом и пеной» могла дать под пером Пушкина ее вариант «Ревут <...> и пеной плещут». 4 Батюшков К. И. Поли. собр. стихотворений. С. 295.
  • [10] Метафора эта к концу романтической эпохи оказалась настолько затертой, что вариант ее использует даже Чичиков у Гоголя: «Да и действительно, чего не потерпел я? Как барка какая-нибудь среди свирепых волн...» См.: Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М., 1951. Т. 6. С. 36-37. 2 Впрочем, возможно и то, что помолвка эта к 8 февраля 1821 г. еще не стала гласной. М. Ф. Орлов извещал о ней свою сестру в письме из Киева от 12 февраля 1821 г. См.: Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев. Очерки прошлого. М., 1989. С. 251. Об отражении увлечения Е. Н. Раевской в лирике Пушкина см.: Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л., 1990. С. 185-193 (с. 313-323 наст изд.). 3 Высказывалось даже предположение о связи стихотворения с «вынужденной, но гордой отдаленностью» Пушкина от тайного общества (Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Сост, вступ. очерки и примеч. В. В. Кунина. М., 1988. Т. 1. С. 387. Характерна — при всей неубедительности — попытка писателя объяснить биографически наличие верно ощущаемого им переносного смысла стихотворения. 4 Проскурин О. Поэзия Пушкина, или подвижный палимпсест. М., 1999. С. 96. Непонятно, почему исследователь воспроизводит подзаголовок «Земли и моря» как «идиллия
  • [11] Томашевский Б. Пушкин — читатель французских поэтов И Пушкинский сборник памяти проф. С. А. Венгерова (Пушкинист. IV). М.; Пг., 1922. С. 215-216). Воспроизведено в изд.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960. С. 450. Задолго до О. Проскурина Г. Д. Владимирский, должно быть, со слов (но без ссылок на) Томашевского пытался a priori решить вопрос о значении “Les plaisirs du rivage” Леонара и «К спокойствию» Кошанского как источников «Земли и моря» более правдоподобным, но также не совсем верным образом. Он утверждал, что Пушкин, «не удовлетворившись Кошанским, привлек» «французский перевод идиллии Мосха, сделанный Леонаром» {Владимирский Г. Д. Пушкин — переводчик И Временник Пушкинской комиссии. Вып. 4-5. М.; Л., 1939. С. 314, 313).
  • [12] Г. Д. Владимирский полагал “Les plaisirs du rivage” Леонара «французским переводом идиллии Мосха, сделанным Леонаром» {Владимирский Г. Д. Пушкин — переводчик. С. 313). Однако, как мы видели выше, текст Леонара не может рассматриваться ни как даже вольный перевод из Мосха, ни как равноценный с переложением Кошанского источник «Земли и моря». Аналогичным образом Б. В. Томашевский отводит предположение Ю. Г. Оксмана о том, что пушкинский отрывок «Счастлив, кто в страсти сам себе...» восходит к стихам, приписываемым Леонару, поскольку сами эти стихи являются подражанием Буало, именно его переводу из Сафо. См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. С. 85. 2 Notice sur la vie et les ouvrages de Leonard // Oeuvres de Leonard recueillies et publiees par V. Campenon. Vol. 1. Paris, 1798. P. 5-11. 3 Впрочем, опять-таки Пушкин мог и, отнюдь не ориентируясь на эти строки Леонара, отталкиваться лишь от перевода Кошанского: «А я возлягу здесь под явором шумящим, / Склонюсь главой своей к потокам вод журчащим». Сходство опять-таки может объясняться подражанием Мосху самого Леонара.
  • [13] Сходным образом означает тему стихотворения Мосха и Кошанский: «Может быть, сие небольшое произведение родилось в счастливое время прогулки по берегу моря...» {Кошанский. С. 241-242). 2 Notice sur la vie et les ouvrages de Ьёопагб // Oeuvres de Leonard recueillies et publiees par V. Campenon. Vol. 1. Paris, 1798. P. 6. Характерно, что 13 гекзаметров Мосха (греческий оригинал был приведен Кошанским, и сам он подчеркивал это обстоятельство в своем комментарии: «Тринадцать стихов, ознаменованных печатью гения...» — Кошанский. С. 241), отлившиеся у Пушкина в 20 строк четырехстопного ямба, под пером Леонара превратились в 7 четверостиший того же размера. 3 Oeuvres de Leonard recueillies et publiees par V. Campenon. Vol. 1. P. 9-10. T. 2. P. 179. В издании “Poesies pastorales” (Paris, 1771) было лишь 2 книги по 10 идиллий, а в “Oeuvres diverses” (Liege, 1777) помещено двадцать идиллий без разделения на книги, и “Les plaisirs du rivage” в них отсутствует. 4 См. об этом: Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000. С. 119. 5
  • [14] См.: Chdnier A. Idylles marines И Chenier A. Oeuvres completes pibliees d’apres les ma-nuscrits par P. Dimoff. V. 1. Bucoliques. Paris, 1937. P. 161-182. 2 Гнедич H. Тарентинская дева 11 Полярная Звезда на 1823 год. С. 180. 3 См.: Сандомирская В. Б. Из истории пушкинского цикла «Подражания древним» // Временник Пушкинской комиссии; Кибалъник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. С. 181-195. 4 Якубович Д. П. Античность в творчестве Пушкина. С. 132.
  • [15] Разумеется, при том уровне развития классической филологии, который существовал в начале XIX века, трудно было бы ожидать от Пушкина знания того, что в действительности Бион был моложе (если вообще не жил позже) Мосха, а приписываемый последнему в некоторых списках «Плач о Бионе» в действительности создан одним из эпигонов буколической поэзии. 2 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1955. Т. 7. С. 294.
  • [16] Курсивом мною выделены слова, имеющие полное или частичное соответствие в приведенном выше тексте Пушкина.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >