семьи в русской литературе

А.С. Пушкин) Тема семьи в русской литературе

Всем очевидно, что семья - это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. В связи с этим, 2008 год был объявлен в России Указом Президента Владимира Путина Годом семьи. Основной целью проведения Года семьи является возрождение авторитета российской семьи, укрепление базовых семейных ценностей и традиций. В рамках Года семьи проводятся многочисленные культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия, такие, как круглые столы по тематике семьи, семинары, выставки, кинопоказы, книжные экспозиции, конкурсы.

М. Горький назвал русскую литературу «человековедением». Но также ее можно определить как «семьеведение». В русской словесности заложен колоссальный духовный потенциал: национальные традиции и обычаи, духовные и нравственные устои, четкие понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В российском обществе семья традиционно выступала в качестве основного воспитательного института. Большую роль здесь сыграло принятие Русью христианства в 988 году. Крещение стало точкой отсчета для формирования нового подхода к воспитанию детей. Например, возникает особое духовнонравственное единство - крестный отец и крестная мать. Они становятся восприемниками крестного сына или крестной дочери. О последних говорили: «сын или дочь по кресту, по Господу». После смерти родителей крестный отец и крестная мать брали на себя заботу о своих крестниках. Таким образом, духовное родство («братство во Христе») ставилось выше кровных, родственных связей.

Обряд крещения в православии - это принятие христианской веры и наречение личного имени. Уместно вспомнить об обряде крестования - обмен нательными крестами в знак вечной дружбы.

Основной особенностью древнерусской семьи можно считать традиционализм и консерватизм. В основе воспитания лежала традиция, т.е. то, что перешло от одного поколения к другому. Приверженность традициям в быту, семейной жизни воспринималась как естественная норма жизни. «Не нами заведено - не нам и менять», «Мы живем по заветам отцов и дедов», - говорили наши предки. Отсюда и значение слова косный (традиционный). Люди допетровской Руси жили косно, т.е. так, как жили до них. В средневековой педагогике не было понятия «детство» в нашем современном значении. Ребенок сразу же «превращался» во взрослого. Этому способствовало его приобщение к труду, к военным походам. Консерватизм русской семьи воплощался в следовании раз и навсегда установленным нормам морали, нравственности.

В древнерусской культуре чрезвычайно популярны морально-этические наставления на тему: «Како подобает человеку быти», т.е. каким человеку следует быть. Вот основные выдержки:

«Лучше всего человеку в жизни своей не слишком уж отдаваться богатству, но соблюдай воздержание - телу, смягчение -нраву, в голосе - ласковость и теплоту, в еде и питье - умеренность.

Пред старцами - молчание, пред мудрыми - послушание, с равными дружбу иметь, с младшими - дружелюбное согласие.

Плотских и сладострастных дел избегать, мало говорить да больше понимать, не дерзить словами, не перечить людям».

Тема семьи, ее духовно-нравственных основ присутствует в любом великом произведении отечественной культуры. Например, в «Домострое» - памятнике литературной и педагогической мысли XVI века.

«Домострой» - это слово накрепко вошло в русский язык и стало нарицательным. Так мы обычно определяем патриархальный, косный семейный уклад, основанный на строгом подчинении членов семьи хозяину дома - мужчине. Сразу возникает образ мужа-деспота и забитой жены. Между тем, «Домострой», т.е. домоустроение, домостроение, свод правил домашнего этикета, долгое время служил практическим руководством для жизни русской семьи. «Домострой» был составлен в XVI веке священником Сильвестром, пользовался популярностью в народе вплоть до Петровских реформ. В нем мы находим объяснение «о мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами». В своем личном пространстве человек Средневековья руководствовался принципом: «Мой дом - моя крепость». Поэтому в обязанности домохозяина входило обеспечение порядка в широком смысле: экономического, нравственного, педагогического. Долг перед Богом и государем диктует мужчине заботиться о питании своих чад: отсюда и воспитание, т.е. вскармливание физических и духовных сил жены и детей. От женщины требовались чистота и послушание: «Жена добрая, трудолюбивая - венец своему мужу...» «За жену хорошую мужу хвала и честь». «Следует тебе самому, - обращается «Домострой» к мужчине, - учить домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». В «Домострое» даются советы по ведению домашнего хозяйства: как «устроити хорошо и чисто» избу, как повесить иконы и как их содержать в чистоте, как приготовить пищу. Стоит поразмыслить и над такими словами: «Если кому-то Бог дарует жену хорошую - дороже то камня драгоценного... Хорошая жена да будет благою наградою тем, кто боится Бога, ибо жена мужа своего добродетельней делает...» Самое главное наставление «Домостроя» состоит в том, чтобы «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке».

А.С. Пушкин известен нам как художник слова, но почти незнаком как общественный деятель, теоретик и практик в сфере образования молодежи России XIX века.

В конце XVIII - начале XIX столетий в повседневной практике господствовало засилье домашних учителей-иностранцев. Данное явление составило предмет негодующей сатиры в комедиях Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, журналах просветителя Н.И. Новикова. В общественном сознании складывалась оппозиция «модное - истинное воспитание». Воспитывать «по моде» - значило отдавать ребенка в руки иностранным воспитателям, научить двум-трем иностранным языкам, хорошим манерам и, в конечном итоге, сделать из него щеголя и вертопраха. И если в негативной оценке «модного» воспитания сходятся самые разные слои общества (прогрессивное дворянство, правительственные круги, консерваторы), то в определении «истинного» нет единодушия.

В 1826 г. А.С. Пушкин по указанию Николая I составил записку «О народном воспитании». Об этом монаршем поручении поэт отозвался так: «Я был в затруднении, когда Николай спросил мое мнение о сем предмете. Мне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случая, чтоб сделать добро». В этой записке он выделил основные недостатки педагогической системы своего времени. Среди них: пренебрежение в обществе полнотой воспитания ради раннего начала карьеры. По этому поводу Пушкин говорит следующее: «Чины сделались страстью русского народа <...> В других землях молодой человек кончает круг учения около 25 лет; у нас он торопится вступить как можно ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским советником. Он входит в свет без всяких основательных познаний, без всяких положительных правил: всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние. Он не в состоянии ни поверить, но возражать; он становится слепым приверженцем или жалким повторителем первого товарища, который захочет оказать над ним свое превосходство или сделать из него свое орудие». Пушкин отмечает минусы частного образования: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным освоением всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем. Воспитание в частных пансионах немногим лучше; здесь и там оно кончается на 16-летнем возрасте воспитанника. Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное».

По мнению великого русского поэта, развращенность нравов молодежи связана с применением в закрытых учебных заведениях телесных наказаний. «Уничтожение телесных наказаний, - говорил Пушкин, - необходимо. Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия <...> Слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников». «...Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия», - вот важная нравственная составляющая социально-педагогических воззрений Пушкина.

Автор записки «О народном воспитании» утверждал, что в средних и высших учебных заведениях необходимо уделить больше внимания таким предметам, как право, политическая экономия, статистика, история. Последнюю необходимо «.. .преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг частного человека. Россия слишком мало известна русским; сверх ее история, ее статистика, ее законодательство требуют особенных кафедр». О том, чему и как учить поэт судил не понаслышке. К счастью, для потомков сохранилось «Свидетельство», выданное 18-летнему Александру Пушкину по окончании Царскосельского лицея. Из него мы узнаем, что он «в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божьем, в Логике и Нравственной философии, в Праве Естественном». Хорошие результаты будущий великий представитель отечественной литературы показал в правоведении, словесности, «сверх того занимался Историею, Географи-ею, Статистикою, Математикою и Немецким языком».

Тема семьи - стержневая в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Создавая образ провинциальной семьи Лариных, поэт не скупится на доброжелательные и радушные эпитеты в их адрес:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины...

В этой среде выросла Татьяна Ларина, «милая Татьяна», -пленительный идеал русской женщины. Она впитала в себя всю доброту, простоту, патриархальность, сердечность, что царили в семейных отношениях. Татьяна, говоря языком XXI века, воспитывалась в полной семье: отец Дмитрий Ларин, мать, сестра Ольга.

«Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным», - писал А.С. Пушкин. Тема семьи, конечно, неисчерпаема. Каждый писатель по-своему пытается определить то, что такое семья, на каких принципах должны строиться семейные отношения. Но ясно одно: семья - это гармоничное соединение двух и более людей. Муж, жена, дети, старшие родители (дедушки, бабушки) - всё это и есть семья. Если мать ответственна за воспитание чувств, эмоций детей, то отец - за их социализацию, т.е. за связь с внешним миром. Мать - это зеркало, в которое смотрит ребенок, чтобы понять, что он сделал хорошо, а что плохо. Отец - высший авторитет в семье. Вспомним Гринева-старшего из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он говорит сыну Петру: «Береги честь смолоду», т.е. сохрани чистой и незапятнанной свою репутацию. Петр Гринев живет согласно завету отца: остается верен присяге, защищает и спасает любимую женщину. Но есть в русской литературе и другой пример - это завет отца, данный Павлу Чичикову: «Береги и копи копейку». Не зря говорят: «Что делает отец, то старается делать и сын». В финале поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» перед нами эгоист, «рыцарь копенки», человек, посвятивший свою жизнь барышу.

Закончить наш разговор на эту актуальную тему хотелось бы словами А.С. Пушкина. Он подчеркивал общественное и государственное значение семейного воспитания человека. Великий поэт ценил социальный фактор в деле развития человеческого самосознания. В письме П.В. Нащекину от 1834 г. он отмечает следующее: «Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способствует к доброму и прекрасному». Только в счастливой семье может вырасти здоровая и гармоничная личность. В семье, где нормой стали скандалы, взаимные упреки, обиды, получают благодатную почву детская агрессия, недоброжелательство, жестокость. Благополучная семья закладывает в нас чувство ответственности, гуманности, справедливости.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >