Конфликты личности с общим состоянием мира

Основанием внутритипового деления конфликтов, выстраивающихся на отношениях человека с общим состоянием мира (с укладом жизни), целесообразно считать отношение к общественному устройству. Первоначально в истории драмы (античный период) конфликт стал проявляться как противостояние человека окружающему миру вне зависимости от общественного устройства. С формированием крупных европейских государств деятельность индивида начинает осознаваться в связи с закономерностями общественного развития. В выражении драматургических конфликтов свободная воля личности меняет ориентир и направляется на борьбу не с природным, а с социальным порядком. Вместе с этим со стороны авторов возникает дифференциация оценок общественного устройства (признание его разумности и непринятие).

Конфликты личности с миром, независимые от общественного устройства'.

  • столкновение свободной воли личности с силами природного мира (волей богов) [27, с. 350-410]. Конфликт, в котором герои вступают в борьбу с высшими силами, принято называть провиденциальным конфликтом',
  • столкновение свободной воли индивида с непостижимыми, непознаваемыми силами судьбы, проявляющимися в области духа (непостижимыми мистическими силами) [1, с. 36-37; 50, с. 28];
  • столкновение свободной воли личности с обстоятельствами внешнего мира (непреднамеренными, случайными событиями, несчастными случаями и пр.) [18, с. 279];
  • столкновение неосознанных (природных) влечений личности с обстоятельствами внешнего мира [58, с. 552].

Конфликты, основанные на признании разумности общественного устройства:

  • столкновение волевых актов личности и государственных интересов, нравственного закона общества [18, с. 223-312]. Действия человека в изображении такого вида конфликтов оцениваются как неправомерные;
  • противоборство природной страсти личности с нравственными законами общества [там же]. Человеческие страсти в данном случае рассматриваются как эгоистические, порочные;
  • столкновение непреднамеренных действий личности с нравственными законами общества [там же]. Волевые усилия человека, если таковые предпринимаются, не имеют цели нарушить моральные постулаты. Драматизм ситуации вызревает из осознания последствий, о которых человек изначально не догадывался.

Конфликты, связанные с непринятием общественного устройства:

  • столкновение волевых актов личности, основанных на данном обществом ложном праве, с нравственными основами жизни. Это право дано человеку от рождения на основании религиозных или государственных предписаний [там же];
  • столкновение волевых действий, основанных на духовном праве личности, с несправедливым общественным устройством, препятствующим реализации её интересов [там же]. Высокие духовные качества не могут реализоваться в желаниях, целях и требованиях, на которые индивид претендует;
  • столкновение волевых действий личности с нравственным идеалом, которым руководствуется автор [5, с. 15]. Социально политический и эстетический идеал не выведен в конкретных нравственно оправданных образах. В противовес поведению негативно оцениваемого героя рождается представление о прекрасном, которое выступает не как реальная данность, а как обнаруживающая себя потребность в осуществлении идеала.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >