ВВЕДЕНИЕ

В 2010 году, году жесточайшей засухи и, соответственно, опустошительных ущербов, сумма премий по договорам страхования агрорисков с господдержкой составила 3,5 млрд, рублей. Понятно, что когда составлялись эти договоры - а заключались они весной - мало кто предполагал, что произойдет опасное природное явление под наименованием засуха.

Позже, в том же году, после того как подсчитали урожай и прослезились по поводу потерь, подтвержденные убытки от засухи, составили 41,8 млрд, рублей (так говорится в сообщении Счетной палаты).

Государство выделило, утверждает «Российская газета», сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию убытков 2010 года из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд, рублей (из них 25 млрд, рублей бюджетных кредитов и 10 млрд, рублей в форме дотаций). Объем поддержки за счет региональных бюджетов составил 11,1 млрд, рублей. В общей сложности государство компенсировало, проще говоря, почти подарило аграриям сумму, равную убытку на Саяно-Шушенской ГЭС.

Оставляя формулировку выводов из приведенных рассуждений на размышления читателя, автор делает из них свое заключение: эти события и их глубинные причины ускорили появление данной работы именно в предложенном виде, структуре и форме подачи.

И еще. Ускорило эту работу и принятие Закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования...». Скажем прямо: закон предельно рамочен.

Законы подобного порядка (в Китае, например) имеют в своем составе до ста пятидесяти статей и подробно регламентируют всю последовательность операций агрострахования. Но Закон -есть Закон. Хорошо, что он есть.

Представляемая работа по своему содержанию, замыслу автора и литературному жанру является методологическими, научно-практическими и методическими рекомендациями для участников системы агрострахования. Здесь нет так называемой пошаговой инструкции для страхователя по страхованию аграрных рисков. Здесь есть попытка систематизированного научно-просветительского изложения системы общего агрострахования и агрострахования с государственной поддержкой.

В структуре каждой темы, которые рассматривается в 17 подразделах, кроме, пожалуй, тем последней главы, присутствуют, как стремился автор, следующие научно-практические элементы:

  • • анализ понятий;
  • • определения терминов;
  • • обзор публикаций;
  • • рассмотрение фактов;
  • • толкование нормативно-правовых актов;
  • • учет мнений и взглядов специалистов: практиков и

ученых.

Цель работы - способствование внедрению, освоению и развитию агрострахования в цивилизованных и апробированных формах в практику страховой защиты сельскохозяйственного производства России и ее регионов.

Работа состоит из 5 глав.

В 1-й главе рассмотрены история агрострахования в России со времен Екатерины-Il до настоящего времени, а также основные положения, понятия и термины, применяемые в статьях Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

Вторая глава посвящена анализу технологических терминов, критериев, определений и вопросов классификации в агростраховании с господдержкой (опасных природных явлений, сельскохозяйственных культур растений, животных, а также вопросов информационного гидрометеорологического обеспечения сельскохозяйственного страхования).

В главе 3 проведен методический обзор систем агрострахования, существующих на сегодняшний день в разных странах мира. Глава построена в виде обзора публикаций авторов, являющихся ведущими специалистами в соответствующих областях, видах, формах и методах агрострахования.

Автор считает весьма перспективными, особенно в связи со вступление России и некоторых других стран в ВТО, для использования в практике будущего агрострахования в России и странах ближнего зарубежья материалы главы 4 «Методические основы индексного страхования в сельском хозяйстве (обзор материалов публикаций по теме)». В данной главе использованы в основном материалы публикаций украинских авторов, в частности, подраздел 4.4 «Проблемы формирования баз данных при индексном страховании: опыт Украины» приведен в авторской редакции.

И, наконец, глава 5 рассматривает региональный аспект агрострахования. Здесь проанализировано состояние агрострахования в Республике Башкортостан и его место в регионе Приволжского федерального округа.

Завершается глава комплексом предлагаемых мер по совершенствованию системы агрострахования в Республике Башкортостан.

В конце работы помещен ряд приложений, которые, как считает автор, являются минимальной подборкой нормативных, регламентирующих, официальных документов и информационных материалов, необходимой для всех участников агрострахования с господдержкой.

Условно их можно подразделить на 3 группы.

Первая. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие агрострахование с господдержкой;

Вторая. Регламентирующие документы, касающиеся понятий, определений и критериев рисков и объектов агрострахование с господдержкой (опасные явления, классификация растений и животных и др.);

Третья. Информационные материалы об организации и состоянии защиты агрорисков, в том числе с господдержкой, в России.

Библиография, использованная в работе, состоит из 195 наименований.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >