МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЗОР СИСТЕМ АГРОСТРАХОВАНИЯ

Классификация систем агрострахования

В подготовке данного раздела книги в качестве обзорного материала включены работы Ализаде Ф.,Бутко А., Вергара О., Гринюк И., Роше Г., Сосенко Е.Б., Терновской Т., Шинкаренко Р., Хелен Е, 00 «Общество Актуариев Казахстана», выдержки из данных Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине» и др.(см. библиографический список).

Классификация систем агрострахования может производиться по различным признакам: региональному, по степени развитости, по масштабам (степени охвата), формам господдержки и т.д.

Анализ международной практики агрострахования показывает, что данный сегмент страхования развивается достаточно быстро и работает эффективно только при долгосрочной и масштабной поддержке со стороны государства.

В странах, где отсутствует государственная поддержка, широко распространенны такие проблемы, как:

  • - демпинг,
  • - недостаточное количество страховых продуктов (в основном, применяется страхование только отдельных или поименованных рисков),
  • - большое количество страховщиков, работающих в сегменте агрострахования,
  • - низкий уровень доверия производителей к страхованию.

Как следствие, в таких странах у производителей ограничен выбор в инструментах по управлению рисками и их доходы подвержены значительным колебаниям.

Государства, заинтересованные в том, чтобы обеспечить страховую защиту своих сельхозтоваропроизводителей и стабилизацию их доходов во времени, обычно поддерживают агрострахование. Формы, методы и способы государственной поддержки могут быть самыми разными - для России они коротко рассмотрены в данной работе в разделе ???

Одним, хотя далеко не единственным из способов такой поддержки, является применение различных субсидий и других видов финансовой поддержки агрострахования.

Выбор того или иного вида субсидий зависит от стратегии государства, наличия политической воли и финансовых ресурсов. В практике субсидирования используются следующие виды субсидий (программ финансирования), направленных на поддержку агрострахования:

  • - субсидирование страховых премий: обычно государством компенсируется от 30% до 65% суммы платежа, причем более распространенной практикой является выплата субсидии на покрытие части страховой премии страховщикам (что позволяет избежать проблемы отвлечения оборотных ресурсов производителя, который в противном случае должен вначале внести страховую премию полностью, а потом ждать получения компенсации ее части от государства в виде субсидии);
  • - субсидирование страховых выплат: встречается редко и обычно впоследствии заменяется на субсидирование премий;
  • - компенсация административных затрат страховщиков на предоставление страховых услуг агропроизводителям
  • (администрирование программы субсидирования агрострахования является достаточно сложным, поэтому в большинстве стран имеются специальные органы или структуры, выполняющие функции администратора программы (в России и ряде других стран такой структурой является Министерство сельского хозяйства как уполномоченный орган государства). Необходимость учреждения отдельного органа (учреждения, структуры) вызвана тем, что такой орган нужен для осуществления контроля над использованием средств, выделяемых государством на субсидирование агрострахования);
  • - финансирования проведения актуарных расчетов;
  • - финансирование разработки страховых продуктов;
  • - развития национальной системы наблюдения за погодными условиями;
  • - предоставления доступа страховых компаний к статистическим данным;
  • - разработки стандартных процедур обследования посевов и оценки убытков и пр.
  • - финансирование образовательных и информационных мероприятий для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • - обучение, сертификация и оплата услуг экспертов по урегулированию убытков;
  • - финансирование прикладных научно-исследовательских работ;
  • - выделения начального капитала для учреждения национального катастрофического перестраховочного фонда;
  • - субсидирование перестрахования путем удержания государством части или всех рисков и предоставления перестраховочной поддержки по механизму стоп-лосс (Stop-Loss).

Для минимизации расходов государства программы обычно работают по принципу партнерства с частным страховым сектором. Привлечение частного сектора к реализации программе позволяет обеспечить конкуренцию в сегменте агрострахования и повысить ответственность частного сектора.

Системы агрострахования могут быть построены в различных формах. Практика защиты от рисков в сельском хозяйстве разных стран знает добровольное страхование урожая и животных как основную и самую распространенную форму, в некоторых странах применяется (и весьма успешно) обязательное страхование агрорисков, встречаются различные виды вмененного и косвенных видов сельскохозяйственного страхования.

Предварительный обзор материалов литературы и Интернет-ресурсов по данной теме показывает, что наиболее перспективным в научном и практическом плане является классификация по следующей группе определяющих признаков:

  • 1) доля государственной поддержки в виде предоставления субсидий;
  • 2) степень распределения функций между государством и частным страховым сектором;
  • 3) правовые формы организации агрострахования.

Все три признака взаимосвязаны настолько плотно (хорошо коррелируют), что их можно рассматривать в едином пакете. А поскольку каждой стране присуща своя система агрострахования по названному триединому признаку, то каждый класс предлагаемой классификации вбирает в себя определенную группу стран.

Основные элементы данного подхода мы встречаем в публикации Шинкаренко Р.[181], которая использована в настоящей работе как отправной материал для обзора.

По нашему мнению, классификация систем агрострахования по вышеназванной группе признаков может быть представлена в следующем виде:

  • 1. Системы агрострахования, не предусматривающие прямое участие государства в субсидировании;
  • 2. Системы субсидированного страхования с минимальным участием государства;
  • 3. Системы обязательного субсидируемого агрострахования;
  • 4. Развивающиеся государственно-частные субсидируемые партнерские программы при добровольной форме страхования аграрных рисков;
  • 5. Зрелые государственно-частные партнерские программы при добровольной форме страхования аграрных рисков

Коротко рассмотрим каждый из элементов классификации в разрезе стран.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >