Развитие фармации в России в первой половине XIX века

Цели и задачи

  • 1. Дать оценку экономического и культурного развития России в первой половине XIX века.
  • 2. Показать особенности развития аптечной сети и условия вне-аптечной торговли лекарственными средствами в России.
  • 3. Показать устройство и оборудование аптек, охарактеризовать изготовляемые в них лекарственные формы и источники получения лекарственных средств.
  • 4. Показать истоки фармацевтического образования в России.
  • 5. Раскрыть достижения российских учёных в области фармацевтических наук.

Содержание занятия

Экономическое и культурное развитие России в первой половине XIX века. Бурный рост производительных сил в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие торговли. Появление буржуазии. Расширение сети общеобразовательных учебных заведений и открытие высших учебных заведений. Введение Университетского устава (1804). Основание естественнонаучных и медицинских журналов. Формирование научных школ. Усиление государственного контроля над университетами и высшей школой после восстания декабристов. Ориентация на опытное знание в науке. Изучение отечественной лекарственной флоры российскими учёными.

Развитие аптечной сети. Открытие аптек в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создание запасных аптек. Реорганизация управления аптечным делом: создание при Министерстве полиции Медицинского департамента и Медицинского совета (1811) и др. Состояние лекарственной помощи населению.

Устройство и оборудование аптек. Первые российские аптеки, их структура и оснащение. Хранение лекарственных средств в аптеках. Оборудование лабораторий при аптеках. Развитие самостоятельных химических производств на базе аптечных лабораторий.

Лекарственные формы XIXвека. Изготовление разнообразных лекарственных форм в аптеках.

Внеаптечная торговля лекарственными средствами. Зелейные лавки и зелейные ряды. Запреты со стороны государства на торговлю лекарственными средствами вне аптек. Постановление (закон) Государственного совета «О продаже аптекарских материалов» (1814, 1830). Правила о розничной внеаптечной торговле ядовитыми и сильнодействующими веществами (1846).

Источники получения лекарственных средств в России в первой половине XIX века.

Российские фармацевтические и химико-фармацевтические общества. Основание первой в России фармацевтической школы для подготовки помощников провизоров (1817) и создание фармацевтического общества (1818) в Петербурге. Академик А. И. Шерер. Издание фармацевтическим обществом журнала (1839). Проведение съездов фармацевтов под эгидой фармацевтического общества. Создание химико-бактериологической лаборатории при обществе фармацевтов Петербурга (1861). Основание Рижского химико-фармацевтического общества (1803). Д. Г. Гриндель. Основание в Риге школы аптекарей (1835). К. Фредеркинг. Курляндское общество фармацевтов (Митава, 1885).

Фармацевтическое образование в России. Появление медицинского и фармацевтического образования в России (до XIX века). Основание фармацевтических отделений для подготовки провизоров в медико-хирургических академиях Петербурга и Москвы (1808). Профессор Т. А. Смеловский и его вклад в развитие фармацевтического образования в России. Устав Петербургской медико-хирургической академии (1808,1835), его основные положе ния. Правила об экзаменах фармацевтов (1838). Установление учёной степени магистра фармации. Факультативное обещание на степень магистра фармации. Программа обучения помощников фармацевтов.

Начало женского фармацевтического образования в России. Первая женщина-фармацевт — А. М. Макарова. Роль А. Б. Лес-невской в становлении фармацевтического образования женщин в России.

Развитие научных исследований. Формирование первых научных и образовательных центров: Петербургская и Московская медико-хирургические академии, Дерптский университет. Накопление знаний о лекарственных растениях. Профессор ботаники и фармации медико-хирургической академии Г. Ф. Соболевский. Работы Т. А. Смеловского в области ботаники. Труды О. К. Каменецкого по фармакогнозии. «Русский лечебный травник» (1817) доктора медицины и хирургии Петербургской медико-хирургической академии И. Г. Кашинского. Ботаник и физик Петербургского университета Н.П. Щеглов и его труд «Хозяйственная ботаника». Работы Л. Ф. Гольдбаха, И. А. Двигубского и П. Ф. Горянинова по фармакогнозии. Профессор Петербургской медико-хирургической академии А. П. Нелюбин и его вклад в развитие фармации. Вопросы теории и практики технологии лекарств в работах А. А. Иовско-го, И. Ф. Гмелина, В. М. Севергина и других российских учёных. Исследования К.С. Киргофа в области каталитической химии. Исследования в области неорганической химии (К. X. Гебель, И. Ф. X. Вут-тинг, К. К. Клаус и И. Р. Герман). Научно-исследовательская деятельность в области химии А. А. Воскресенского (установление элементарного состава нафталина, исследование хинной кислоты, выделение хиноила, названного впоследствии хиноном и др.). Работы Н. Н. Зинина в области органической химии. Химики-органики Ю. Ф. Фрицше и Ф. Рунге. Совершенствование фармацевтического образования в России (Ф. И. Гизе, И. Т. Спасский, С. Я. Нечаев и Н. Э. Лясковский).

Вопросы для самостоятельной подготовки

  • 1. Экономическое и культурное развитие России в первой половине XIX века.
  • 2. Развитие аптечной сети в России в первой половине XIX века.
  • 3. Устройство и оборудование российских аптек в первой половине XIX века.
  • 4. Изготовление лекарственных форм в российских аптеках XIX века.
  • 5. Отражение в государственном законодательстве внеаптечной торговли ядовитыми и сильнодействующими веществами.
  • 6. Основные источники получения лекарственных средств в России в первой половине XIX века.
  • 7. Создание российских фармацевтических и химико-фармацевтических обществ, их задачи и деятельность.
  • 8. Начала высшего фармацевтического образования в России.
  • 9. Истоки женского фармацевтического образования в России.
  • 10. Накопление знаний в области медицинского использования отечественной лекарственной флоры (исследования Г. Ф. Соболевского, Т. А. Смеловского, О. К. Каменецкого, И. Г. Кашинского).
  • 11. Труды Н.П. Щеглова, Л. Ф. Гольдбаха, И. А. Двигубскогои П. Ф. Горянинова по фармакогнозии.
  • 12. Педагогическая деятельность А. П. Нелюбина.
  • 13. Научная деятельность А. А. Иовского в области химии и фармации.
  • 14. Вопросы технологии лекарственных средств в работах российских учёных И. Ф. Гмелина, И. А. Двигубского, В. М. Север-гина и др.
  • 15. Исследования в области химии К. С. Киргофа, К. X. Гебеля, И. Ф. X. Вуттинга, К. К. Клауса и И. Р. Германа.
  • 16. Научная и педагогическая деятельность А. А. Воскресенского.

Литература

  • 1. Семенченко, В. Ф. История фармации : учебник / В. Ф. Семенченко. — 2-е изд. — М.: Альфа-М, 2011. — С. 378—421.
  • 2. Лекция.

Темы рефератов

  • 1. Вклад А. П. Нелюбина в развитие отечественной аналитической и фармацевтической химии, фармакологии и фармакогнозии.
  • 2. Научные достижения в области органической химии Н. Н. Зинина.

Тема 18

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >