Ф. Бузони (1866-1924) и его видение «музыки будущего»

Ферручо Бузони — пианист, композитор, дирижер, педагог, музыкальный писатель. Бузони как провозвестник неоклассицизма. «Эскиз новой музыкальной эстетики» (1907). Бузони и жанр оперы. Взгляд на проблему синтеза искусств (контрапункт, но не взаимопроникновение). Требования к сюжету (условность, возвращение к принципам мистерии).

Опера «Фауст» (1924) в ракурсе дискуссии об опере: трактовка жанра, проблема синтеза искусств, выбор сюжета, особенности музыкальной драматургии.

Ф. Шрекер — композитор эпохи рубежа веков

Шрекер как наследник романтизма. Шрекер и модерн. Терминологическая дискуссия о периоде рубежа веков (поздний романтизм, постромантизм, fin de siecle, модерн). История восприятия творчества Шрекера в контексте ренессанса эпохи рубежа веков.

Опера «Дальний звон» (1912) в зеркале основных идей эпохи. Стилевой синтез или эклектика? Шрекер об оперном жанре. Звук как важнейший символ в сочинениях Шрекера. Идея борьбы полов на рубеже веков и ее отражение в опере «Дальний звон».

Лирическая сюита А. Берга: к проблеме тайной программы

История создания. Открытие тайной программы и дискуссия вокруг нее. О роли внемузыкального в творческом процессе Берга.

Техника композиции. Особенности серии и ее происхождение. А. Берг и Фриц Кляйн. Драматургия: принцип прогрессирующего контраста. Посвящение Цемлинскому: цитата из Лирической симфонии. Тристан-мотив. Аннотированная партитура сюиты: особенности графики, содержание записей. К проблеме интерпретации: тайная программа, воображаемая вокальная партия.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Итоговый зачет.

Сроки проведения: 4 семестр.

Тест

Требуется ответить на 15 любых вопросов из списка.

  • 1. Приведите все известные вам варианты названия новой венской школы.
  • 2. Назовите композиторов новой венской школы помимо Шёнберга, Берга и Веберна. Всех ли учеников Шёнберга можно считать нововенцами?
  • 3. Хронологические рамки новой венской школы. Какие события знаменуют начало и конец школы Шёнберга?
  • 4. Жанровые составляющие «Песен Гурре» А. Шёнберга. Почему это сочинение представляло столь большие трудности для исполнения?
  • 5. Число солирующих инструментов в Камерной симфонии Шёнберга. Существовали ли версии этого сочинения для других составов?
  • 6. Конструктивный интервал в Камерной симфонии Шёнберга. Почему это сочинение считается переходным?
  • 7. Хронологические рамки периода свободной атональности. Какие два этапа можно выделить внутри этого периода?
  • 8. Каким жанрам отдавалось предпочтение в атональный период?
  • 9. Что такое «эмансипация диссонанса»?
  • 10. Что такое «музыкальная проза»?
  • 11. С именем какого поэта связаны первые сочинения в свободной атональности? Назовите их.
  • 12. Что более всего шокировало публику в 5 песнях на слова Альтенберга А. Берга?
  • 13. Какую характерную для рубежа веков тенденцию отражает «драма с музыкой» Шёнберга «Счастливая рука»?
  • 14. Художник, с которым Шёнберг наиболее интенсивно общался в период создания «Счастливой руки». Назовите известный теоретический труд этого художника, который по мнению его автора демонстрирует в своих установках немало общего с «Учением о гармонии» Шёнберга, а также изданный им альманах, в котором была помещена статья Шёнберга «Отношение к тексту».
  • 15. В чем двойственность исторического положения оратории Шёнберга «Лестница Иакова»?
  • 16. Источники либретто «Лестницы Иакова» помимо библейской легенды.
  • 17. Почему Шёнберг считал ораторию важным шагом на пути к 12-тоновой технике?
  • 18. Какое отношение к новой венской школе имел А. Цемлинский? Разделял ли он установки Шёнберга как композитор?
  • 19. Сочинение, к которому восходит жанровый синтез «Лирической симфонии» Цемлинского. Чем отличается от него «Лирическая симфония» по своей структуре?
  • 20. Какую роль в музыке начала века отводил себе Г. Пфицнер?
  • 21. Против кого были направлены главные полемические работы Пфицнера? Назовите их.
  • 22. Назовите ключевое понятие музыкальной эстетики Пфицнера. Что он считал критерием настоящей музыки?
  • 23. Какое сочинение Пфицнера стало инсценировкой его музыкальной эстетики и почему?
  • 24. На каком основании возникло соперничество Й. М. Хауэра и Шёнберга?
  • 25. Что понимал Хауэр под «истинно атональной музыкой»?
  • 26. В чем своеобразие 12-тонового метода Хауэра?
  • 27. С какой композиционной техникой связано имя А. Хабы? Что послужило побудительным импульсов к разработке этой техники?
  • 28. Почему музыкальное наследие Э. Кшенека называют «энциклопедией музыки 20 века»?
  • 29. Назовите самое знаменитое сочинение Кшенека 20-х годов. Чем объясняется его фантастический успех?
  • 30. В чем своеобразие взаимоотношений Г. Эйслера с Шёнбергом?
  • 31. Какое выражение Эйслера содержит парадоксальную, но меткую характеристику творческой индивидуальности его учителя?
  • 32. Чем не удовлетворяла Эйслера ситуация в современной музыке?
  • 33. Какое сочинение Шёнберга пародирует Эйслер в своем цикле «Пальмштрем»? Какой аспект этого сочинения служит объектом пародии в первую очередь и почему?
  • 34. С какой целью было создано «Общество закрытых музыкальных исполнений»? Что считалось необходимыми предпосылками для осуществления этой цели?
  • 35. Кто из нововенцев предпринимает попытку создания учения об интерпретации. Осуществился ли этот замысел в полной мере?
  • 36. Какая роль отводилась музыканту-исполнителю согласно учению об интерпретации новой венской школы?
  • 37. Назовите музыкантов из круга Шёнберга, создавших образцовые интерпретации сочинений нововенцев.
  • 38. Кому посвящена «Лирическая сюита» А. Берга? Чем подкрепляется это посвящение?
  • 39. Кому принадлежит серия, используемая Бергом в «Лирической сюите»? Чем известен автор серии?
  • 40. Что явилось причиной нескончаемых споров о программности «Лирической сюиты»?
  • 41. Каким видится Ф. Бузони идеал оперы?
  • 42. Что выступает в качестве символа в операх Ф. Шрекера?

Вопросы к зачету

  • 1. Основные этапы эволюции нововенской школы. Шёнберг-педагог.
  • 2. «Песни Гурре» А. Шёнберга: концепция «Weltanschauungsmusik» («мировоззренческой музыки»).
  • 3. Роль поэтического текста в первых атональных сочинениях (Шёнберг. Второй квартет ор. 10. Берг. Пять оркестровых песен на слова Альтенберга).
  • 4. Проблема синтеза искусств в «Счастливой руке» А. Шёнберга.
  • 5. «Лестница Иакова» А. Шёнберга как «метафизическая концепция» рубежа веков.
  • 6. Проблема жанра в «Лирической симфонии» А. Цемлинского.
  • 7. Концепция композиторского творчества и ее воплощение в опере «Палестрина» X. Пфицнера.
  • 8. Й. М. Хауэр и его 12-тоновая музыка.
  • 9. Творчество Э. Кшенека 20-х гг.
  • 10. «Пальмштрем» ор. 5 X. Эйслера: полемика с Шёнбергом.
  • 11. Учение об интерпретации нововенской школы. «Общество закрытых музыкальных исполнений».
  • 12. Трактовка жанра в операх Ф. Шрекера «Дальний звон» и Ф. Бузони «Фауст».
  • 13. Феномен тайной программы на примере Лирической сюиты А. Берга.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >