Концептуализация мира

Понятия «концептуализация», «категоризация». Концепты и категории

Выявление национально-культурных особенностей ментальности, под которой понимается «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» (В. В. Колесов), в последние десятилетия находится в центре ряда линI. Теоретические положения когнитивной лингвистики гвистических направлений — когнитивистики, этнолингвистики, антропологии языка, лингвокультурологии, этногерменевтики, гендерологии. В рамках данных направлений основной единицей ментальности признается концепт (М. В. Пименова).

Ключевыми понятиями в описании познавательной деятельности и когнитивных способностей человека являются понятия концептуализации и категоризации. Вся познавательная деятельность человека (т. е. когниция) направляется на освоение окружающего мира, на формирование и развитие умения ориентироваться в этом мире на основе полученных знаний. Это, в свою очередь, связано с необходимостью выделять и сравнивать, отождествлять и различать объекты и события. Без этой классификационной деятельности не обходится ни один человек. В ней центральное место занимают процессы концептуализации и категоризации.

И концептуализация и категоризация представляют собой классификационную деятельность, но различаются по своему конечному результату и цели. Процесс концептуализации направлен на выделение минимальных содержательных единиц человеческого опыта, структур знания; процесс категоризации — на объединение сходных или тождественных единиц в более крупные разряды, т.е. категории (см. Краткий словарь когнитивных терминов, 1996, с. 93).

Концептуализация — это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которые приводят к образованию определенных представлений о мире в виде концептов (например, концепт дома, времени, движения и т.д.). Основная часть этих концептов закрепляется в языке значениями конкретных слов, что обеспечивает хранение полученных знаний и их передачу от человека к человеку и от поколения к поколению.

В то же время известно, что наши знания о мире хранятся в обобщенной форме. К примеру, знания о всех конкретных домах объединяются нашим сознанием в одну категорию «дом», потому что нельзя удержать в памяти характеристики каждого конкретного дома. Поэтому и слово «дом» обозначает не конкретный объект (иначе каждый конкретный дом мы должны были бы называть отдельным словом, сохраняя в памяти все эти названия), а категорию объектов, у них может быть разное количество этажей, окон и т. д. Соответственно, чтобы назвать какой-либо объект домом, его необходимо отнести к категории домов, т.е. категоризировать. Эта функция и определяет содержание понятия категоризации.

Категоризация — это деление мира на категории, т. е. выделение в нем групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий. Вместе с тем категоризация как познавательный процесс — это и мысленное соотнесение объектов или событий с определенной категорией. Категории представлены в статике, тогда как процесс категоризации динамичен. Функция категоризации, т.е. деление мира на категории и отнесение конкретных предметов и событий к этим категориям, является важнейшей функцией человеческого сознания, которая лежит в основе всей познавательной деятельности человека (Болдырев, 2000).

С момента своего рождения человек познает окружающий мир, учится узнавать предметы, соотносить их друг с другом, делать обобщения, учится обрабатывать и запоминать значительное количество информации, выражать результаты своей познавательной деятельности с помощью языка. В результате у человека формируются общие понятия, которые затем объединяются в систему знаний о мире, в так называемую картину мира.

Картина мира состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции, сформированных различными способами. Для обозначения отдельных частей концептов картины мира в когнитивной лингвистике используются понятия концептуальная область/концептуальная сфера, или концептосфера, например концептосфера времени.

Концепты представляют собой идеальные абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе

I. Теоретические положения когнитивной лингвистики мышления. Они отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека в виде определенных «квантов» знания.

Содержание концепта включает сведения об объектах и их свойствах, о том, что человек думает, предполагает, воображает об объектах мира. В отличие от понятия, которое отражает наиболее общие, существенные признаки предметов/яв-лений, концепт может отражать один или несколько, любые, не обязательно существенные, признаки объекта. Концепт — это всё, что известно об объекте, это отражение не только существенных признаков объекта, но и всего культурно обусловленного знания о нем (Болдырев, 2000; Иванова, 2006, с. 45).

Рассмотрим подробнее соотношение терминов «понятие» и «концепт». Ю. С. Степанов пишет об этом следующее: «В самом простом виде понятие — это определение предмета, дефиниция, дефиниция же производится мышлением (достигается) через указание ближайшего рода и его видового отличия, или, как очень точно выражаются со времен схоластической, т. е. формальной, логики — это «ближайший род» и «видовое отличие» (genus proximum et differentia specifica), например корова — «домашнее молочное животное, самка быка».

При установлении (словесном описании, определении) понятия прежде всего приходится иметь дело с двумя типами слов: первый тип слов — это то, что определяет «ближайший род» (в приведенном примере «домашнее молочное животное», второй тип слов — это то, что определяет «видовое отличие» (в приведенном примере «самка быка»).

Вполне понятно, что проделать даже такое простейшее определение понятия невозможно без использования наличных слов данного языка. Обычно определение начинают с какого-либо имени существительного (оно задает ближайший род), а затем прибавляют видовое отличие (им часто оказывается какое-либо определение (простое прилагательное, развернутое словосочетание и т. п.).

Весь состав наличных слов данного языка применительно к логическим определениям называется универсальным набором. Понятно также, что «универсальный набор» в действительности никогда не может быть действительно универсальным, он всегда представляет собой некоторое ограничение или выборку, это ограничение очень важно для понимания того, что такое «понятие». Ограничения поставлены общепринятыми в данном обществе представлениями о лексиконе данного языка и до некоторой степени даже типом используемого словаря...

«"Концепт" есть понятие, создаваемое без каких-либо ограничений, наложенных указанными требованиями, т. е. не требуется — хотя, как правило, очень удобно и желательно использовать формально-логические дефиниции, не требуется присутствие "ближайшего рода" и "видового отличия", не требуется использовать — хотя очень желательно, чтобы быть понятным тому, для кого сообщается — наличный универсальный код, допустимо создавать часть слов из своего собственного кода, главная цель при этом — быть понимаемым, способствовать коммуникации» (Степанов, 2007, с. 19—20).

Таким образом, главное различие между концептом и понятием состоит в том, что концепт является результатом обыденного познания (т. е. когниции), а понятие — результатом теоретических построений (Болдырев, 2000).

Следует заметить, что в настоящее время вопрос о содержании термина «концепт» далеко не решен. Как отмечает М. В. Пименова, термин «концепт» в отечественной лингвистике имеет несколько толкований.

Во-первых, концепт (conceptus — «суждение, понятие, представление [о предмете]») рассматривается как часть классической схемы «предмет — ощущение — восприятие — представление — понятие», отражающей этапы чувственнопрактической (созерцание) и логической (абстрактной) деятельности мышления человека:

  • а) концепт — это представление («общее представление») (С. А. Аскольдов);
  • б) концепт — это понятие',
  • в) концепт — это синкретичная единица мышления («единица мышления, представляющая целостное, нерасчлененное отражение факта действительности») (П. В. Чесноков).

Во-вторых, концепт исследуется как означаемое (сигнификат) в составе модели «семантического треугольника»:

  • а) концепт — значение («алгебраическое выражение значения», по Д. С. Лихачеву; «co-значения национального колорита», согласно В. В. Колесову; «инвариант значения лексемы», по мнению Е.В. Рахилиной);
  • б) концепт — это смысл (интенсионал, содержание понятия, «термин концепт становится синонимичным термину смысл» в трактовке Ю. С. Степанова).

В-третьих, концепт анализируется как синтез означаемого (значения и понятия), означающего (языкового знака) и обозначаемого (денотата и референта):

  • а) концепт — это этимон слова (conceptum — «зародыш, зерно», «исходная точка семантического наполнения слова»);
  • б) концепт — слово-концепт («ключевые слова») (А. Веж-бицкая).

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте определение понятий «концептуализация», «категоризация».
  • 2. Почему процесс категоризации играет центральную роль в процессе познания мира?
  • 3. В чем состоит различие между процессами категоризации и концептуализации?
  • 4. Что представляет собой концепт?
  • 5. В чем состоит различие между концептом и понятием?
  • 1.3.2. Способы формирования концептов
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >