Культура в первой половине XIX века

В истории отечественной культуры первая половина XIX в. характеризуется более динамичным развитием культурных процессов. «Мы зреем не веками, а десятилетиями», — писал Н. М. Карамзин. В рассматриваемый период произошло становление современного русского литературного языка, определилась более тесная связь художественной культуры с общественно-политической мыслью, получили развитие такие черты, как гуманизм, гражданственность, демократизм — интерес к «маленькому человеку».

Культурный потенциал в основном был сосредоточен в дворянском сословии. Рост образованности в XVIII в., расширение культурных связей оказали большое влияние на развитие национального самосознания. Накопленный поколениями духовный потенциал обусловил культурный взлет в первой половине XIX в. — период, названный Золотым веком русской культуры. Это проявилось в развитии просвещения, духовном росте граждан, важных научных и технических достижениях, бурном развитии национальной литературы, искусства, музыки.

Вместе с тем усиливается роль правительства в культурном развитии общества. В начале XIX в. происходит окончательное становление института цензуры, игравшего роль инструмента, определявшего направление и возможность развития просвещения, литературы, журналистики. Первый цензурный устав (издан в 1804 г.) еще отражал либеральные настроения того времени, но затем его требования ужесточились, и после революции 1848 г. в Европе, в России наступила «эпоха цензурного террора».

На культурную жизнь первой половины XIX в. повлияли два события: Отечественная война 1812 г. и декабрьское вооруженное восстание 1825 г. Отечественная война 1812 г. вызвала огромный патриотический подъем, рост национального самосознания и гражданственности. Восстание декабристов стало выражением общественного противостояния феодальному самодержавию и крепостничеству. Декабристы, как писал Герцен, «пробудили душу у нового поколения» и создали «особый тип русского человека». В правительстве же Николая I «декабризм» объявлялся «заразой, привнесенной извне».

Важным фактором, определявшим содержание историко-культурного процесса, стало социально-экономическое развитие страны. Развитие капиталистического уклада внутри феодально-крепостнической системы, начавшийся промышленный переворот и укрепление рыночных отношений характеризовали состояние общества позднего феодализма на пороге перехода в капиталистическую формацию. Эти явления во многом определяли направление общественных интересов и развития культуры.

В начале XIX в. сформировалась Образование и просвещение г

система начального, среднего и высшего образования в России, просуществовавшая с некоторыми изменениями до революции 1917 г. Реформы Александра I в области образования исходили из принципов эпохи Просвещения, сохраняя приоритет общего образования, идеи светскости и внесословности, преемственности обучения на различных ступенях и гуманного отношения к учащимся.

Вместе с тем эта система усиливала в России роль государства в просвещении народа и была подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства. В 1802 г. создано первое в истории России Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук, возглавляемое графом П. В. Завадовским, сторонником либеральных реформ. Основные положения новой системы образования изложены в Уставе учебных заведений 1804 г. Впервые в России в приходах, в том числе и сельской местности, утверждались одногодичные приходские училища, в которых обучались дети «всякого состояния» без различия «полу и возраста». В 1820—50 гг. взгляды на задачи образования и степень его распространения изменились: «Обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются в меру, смотря по состоянию (сословию) людей»,— писал царю в 1824 г. А. С. Шишков. Этот принцип сословности образования стал главным в политике правительства Николая I.

Система образования включала ступени начальной, средней и высшей школы. Начальная школа имела два вида училищ: одногодичные приходские (6—8 месяцев в году) и уездные в уездных городах после освоения курса приходского училища — два года (10—11 месяцев). Обучение в начальной школе было бесплатным. Среднее образование давали гимназии после окончания уездного училища или получения соответствующего ему домашнего образования. Гимназии создавались в каждом губернском городе. Обучение в них проводилось четыре года и имело двоякую цель: подготовить юношей к поступлению в университет и к несению государственной службы. Гимназии давали общее образование по дисциплинам: математика, естественная история, философия, экономические науки, география, иностранные языки (латинский, французский, немецкий), изящные искусства, танцы, музыка, гимнастика. Религиозные дисциплины не изучались, так как Закон Божий изучался в уездных училищах.

В первой трети XIX в. учебные заведения были подведомственны университетам по шести учебным округам (по числу университетов). Профессора участвовали в составлении учебных программ, писали учебники и регулярно (не менее двух раз в год) посещали учебные заведения с «ревизией» их состояния. Кроме казенных учебных заведений, учреждались частные школы и пансионы с разрешения университетов. К концу 10-х гг. XIX в. в России насчитывалось всего 32 гимназии, в которых обучалось около 3 тыс. учеников. Рост числа гимназистов из дворян стал наблюдаться только после введения экзамена на чин (1809) по инициативе М. М. Сперанского.

В 20-е гг. в преподавании усиливаются религиозные и консервативные начала. Утверждается сословность образования, вводится плата за обучение в начальной школе. В гимназии и университеты запрещается прием выходцев из «несвободных состояний», они приобрели характер учебных заведений для привилегированных сословий — дворян, высшего чиновничества, почетных граждан.

Традиционной формой закрытых учебных заведений оставались лицеи. В них соединялись курсы средней и высшей школы и готовились главным образом чиновники государственной службы из привилегированных слоев. В начале века открыты несколько лицеев. Знаменитый Царскосельский лицей (1811) воспитал выдающихся личностей — А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, в нем получили образование видные государственные деятели — И. А. Корф и А. М. Горчаков.

В ходе реформы общеобразовательной школы происходит становление системы духовных учебных заведений. Инициатором выступило государство. В 1808—1814 гг. созданы четыре ступени духовных учебных заведений: приходские школы, уездные училища, семинарии и духовные академии, в них принимались дети духовенства и из податных сословий. Четыре академии возглавляли учебные округа: Петербургский, Московский, Киевский и Казанский.

Профессиональное образование получали в уездных училищах и гимназиях в специальных классах, отделениях или на курсах: реальные, коммерческие, сельскохозяйственные, лесные, межевые. В 30-е гг. появляются реальные гимназии, в которых могли учиться дети податных сословий (кроме крепостных крестьян). Изучение технических наук организовано и при университетах. В 1809 г. открыт Институт инженеров корпуса путей сообщения, в 1831 г.— Практический технологический институт в Петербурге, а в Москве — Ремесленное училище (1830), дававшее среднее профессиональное образование выходцам из широких слоев населения.

В первой половине XIX в. основной формой высшего образования в России оставалось университетское. В начале века открыто еще пять университетов — Дерптский (1802), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербургский (1819). В 1834 г. создается Киевский университет вместо закрытого после польского восстания Виленского. Срок обучения в университетах — три года, на медицинском факультете — четыре. Для подготовки преподавателей гимназий и университетов имелись при университетах педагогические институты, куда поступали выпускники университетов. Курс обучения вместе с педагогической практикой составлял три года. Основная часть выпускников становилась преподавателями гимназий.

В первое десятилетие XIX в. среди профессоров было много иностранных ученых, большинство из них навсегда связали свою жизнь с Россией. В последующие годы основная масса ученых состояла из отечественной профессуры: в Харьковском университете к 30-м гг. их число составило 70 %, в Казанском университете вся профессура состояла из отечественных ученых.

В начале реформы декларировалась всесословность высшего образования, но с 10-х гг. прием выходцев из податных сословий стал ограничиваться, а затем была попытка не принимать лиц недворянского происхождения. Но в 40—50-е гг. в студенчестве сохранялся разночинный состав: в Московском университете — 48 %, а в Петербургском — 40 %. Общая численность студентов к 1848 г. составила 4 тыс. При успешном окончании курса разночинцы получали сначала личное дворянство, а после защиты докторской диссертации — потомственное.

В 20—30-е гг. в период усиления правительственной реакции начались гонения на естественные науки, чреватые «безбожием»,— математику и медицину; философские курсы заменяются богословием, учреждаются кафедры богословия и церковной истории. По уставу 1835 г. университетская автономия ограничена: деканы и профессора назначались попечителями округов, права ученых советов урезаны.

Значительно расширяется издательская база — в 1807 г. открываются казенные типографии во всех губернских городах, резрешаются частные типографии. Основная масса литературы издается в столицах, увеличивается число периодических изданий: с 64 в начале века до 230 в конце 50-х гг. В общественной жизни возрастает роль журналистов. Позиции журналов отражали направление общественно-политической мысли. Официальной журналистике — «Москвитянин», «Северная пчела» — противостояли демократические журналы «Московский телеграф», «Телескоп», затем «Современник», «Отечественные записки». Появляются крупные независимые книгоиздатели, наибольшую известность получил А. Ф. Смирдин, выпустивший более 70 собраний сочинений русских писателей, среди которых Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Он впервые ввел в практику писательский гонорар и дешевые издания «для небогатых людей».

Библиотечная система включала библиотеки при учебных заведениях — университетах, гимназиях, некоторых уездных училищах. В 1814 г. официально открыта первая в России Императорская публичная библиотека в Петербурге, публичные библиотеки созданы и в некоторых губернских городах усилиями местной общественности. Помимо художественных выставок в первой половине XIX в. стали устраиваться промышленные (с 1829 г.) и сельскохозяйственные (с 1848 г.) выставки, которые способствовали обмену опытом и развитию экономики России. Наука и техника Развитию отечественной науки во многом способствовало создание новых научных центров. Наряду с Академией наук и Российской академией научными центрами становятся университеты, которые получили право создавать научные общества. При Московском университете в 1805 г. возникло Общество испытателей природы — МОИП (существует до нашего времени), несколько ранее начало свою деятельность Московское общество истории древностей российских (МОИДР), а в 1811 г. создано Общество любителей российской словесности, которое сыграло большую роль в изу чении филологии и истории русского языка. В 1845 г. образовано Русское географическое общество — одно из старейших в мире, оно существует и поныне.

В начале XIX в. русские мореплаватели совершили кругосветные путешествия: первое в 1803—1806 гг. возглавили М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен. Русские ученые исследовали острова Тихого и Ледовитого океанов, побережье Аляски, ими открыта и Антарктида — «ледяной материк». Важный вклад в развитие астрономии внесли труды первого директора Пулковской обсерватории В. Я. Струве и исследователя комет Ф. А. Бредихина.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский создал новую геометрическую систему — неевклидову геометрию, совершив переворот в математической науке, давший аппарат для обоснования математических концепций современной физики. П. Ф. Чебышев создал математическую теорию синтеза направляющих механизмов. В. В. Петров открыл световое и тепловое действия электрического тока. Продемонстрировав в 1802 г. вольтову дугу, он выдвинул идею ее применения для сварки и плавления металла. Развитие учения об индукции тока получило в работах Э. X. Ленца.

Горный инженер и металлург П. П. Аносов разработал методы получения высококачественной стали (аносовская булатная сталь) и способа получения золота путем переплавки золотоносного песка. П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби изобрели и усовершенствовали электромагнитный телеграф, который с 1850-х гг. получил широкое применение. Профессора А. М. Бутлеров и Н. Н. Зинин создали отечественную научную школу в области химии, способствовали развитию текстильной промышленности.

В России паровые двигатели использовались на транспорте в первые десятилетия XIX в. Первый пароход появился на Неве в 1815 г. В 1833—34 гг. крепостные механики Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили первый в России паровоз, железная дорога протянулась на 3,5 км. В конце 1830-х гг. в стране развернулось железнодорожное строительство. В 1846 г. Александровский завод выпустил первые отечественные паровозы.

Значительных успехов русская наука достигла в развитии медицины. Всемирно известный хирург Н. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления этой области медицины. Он в ходе Крымской войны впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвижную гипсовую повязку. Атлас Пирогова «Типографическая анатомия» (1851—1854) получил мировое признание. Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали укреплению материалистической традиции в русской науке.

В гуманитарных науках получили особое значение исследования отечественной истории. Научное изучение отечественной истории начал Н. М. Карамзин. Его труд «История государства Российского» стал классикой отечественной историографии. Выход в свет первых восьми томов (1818) стал событием общественной жизни. Последний, 12-й том, вышедший в 1829 г. после смерти автора (1826), охватывал события XVIII в. С 1851 г. началась публикация «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева.

Развитие национального языка — одна из коренных проблем национальной культуры. Отношение к родному языку — показатель зрелости нации. И здесь большую роль сыграло литературное творчество Карамзина. Он, по словам Пушкина, «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». Окончательное становление современного литературного языка, закрепление его норм происходит в эпоху Пушкина.

Научным центром изучения русского языка и словесности в первой половине XIX в. была Российская академия. Главным видом ее деятельности в этом направлении стало издание словарей русского языка и русских грамматик. В 1804 г. в российских университетах открыты словесные отделения, ставшие научными центрами лингвистики и филологии.

Художественная культура Художественная культура - это совокупность различных областей художественного творчества: литературы, театра, музыки, изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры и архитектуры. В целом она составляет важнейшую область культуры народа — яркую составляющую всей цивилизации, наглядно являя национальную особенность, самобытность и вместе с тем отражая общий уровень культуры в сравнении с другими цивилизациями.

Рост национального самосознания и развитие общественно-политической мысли в совокупности с освоением европейской культуры обусловили формирование и расцвет созданной на народной почве национальной русской художественной культуры высокого мирового уровня во всех ее проявлениях. Этот куль турно-исторический процесс первой половины XIX в. недаром назвали Золотым веком русской культуры.

Художественная литература и литература критика. Литература — проза, поэзия, драматургия — наиболее полно среди других видов художественного творчества отражает духовную жизнь народа и общий уровень культуры. Художественная литература в самодержавной крепостнической России имела особое, преобладающее влияние на жизнь общества, заменяя публицистические выступления. В этих условиях политическая мысль могла развиваться в основном в художественной, завуалированной форме. Социальная направленность русской литературы стала ее характерной национальной чертой. «Между тем как в других странах литература есть одно из второстепенных выражений образованности, у нас она главнейшее... Литература остается единственным указателем нашего умственного развития», — писал в 1821 г. И. В. Киреевский.

В первые десятилетия XIX в. основным литературным направлением, как и на западе, был романтизм, но в России он развивался на почве русской истории, в русле исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Основателем русского романтизма считается В. А. Жуковский, положивший начало национальной школе русской поэзии, его трудом созданы талантливые переводы Гомера, Байрона, Шиллера. Русская литература уже в своих истоках проникнута идеями гуманизма, социальной справедливости и демократизма. Вскоре на смену классицизму и романтизму приходит реализм, наиболее соответствующий интересам общества, народа.

Гений А. С. Пушкина положил начало реализму в литературе и поднял русское литературное творчество на уровень мировых шедевров. Творчество Пушкина — целая эпоха русской жизни, бессмертный образец поэзии, прозы, драматургии, выдающееся явление мировой культуры.

Творческим приемником Пушкина стал М. Ю. Лермонтов, давший русской и мировой литературе прекрасные поэтические произведения и художественную прозу. Огромную роль в литературе сыграл Н. В. Гоголь, создав яркие реалистические картины русской жизни («Мертвые души», «Ревизор»). Басни И. А. Крылова стали мощным фактором нравственного воздействия на общество. Заметное место в литературе заняло творчество А. С. Грибоедова.

В 30—40-е гг. реалистическое направление получило продолжение в творчестве писателей И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича,

И. И. Панаева. В их произведениях показаны и «маленький человек» с его нелегкой жизненной судьбой, и тяжелая участь крепостного крестьянина. Мир русского купечества открыл читателю и зрителю драматург А. Н. Островский.

Русский театр стал играть более заметную роль в общественной жизни. В 1803 г. указом императора введена монополия государственных императорских театров, что позволяло контролировать репертуар. В начале века не существовало разделения на музыкальный и драматический театры. Первый драматический театр создан в 1824 г. и назывался Малый театр. На сцене же Большого театра в Москве шли только оперные и балетные спектакли. В Петербурге имелось несколько театров. Наиболее известный Александринский (здание построил архитектор К. И. Росси), открытый в 1832 г., носил официально-парадный характер. Театры существовали также в губернских городах: Ярославле, Твери, Нижнем Новогороде др. Распространенным явлением были и крепостные театры, известные еще с XVIII в.

Расцвет романтизма в театре связан с творчеством замечательного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося ролью Гамлета. Утверждению реалистической школы в театре способствовала драматургия Грибоедова, Гоголя и особенно Островского. Основоположником реализма в актерском искусстве стал великий русский актер М. С. Щепкин. Русское балетное искусство прославила А. И. Истомина, о ней писал Пушкин в «Евгении Онегине».

В первой половине XIX в. складывается русская национальная музыкальная школа. Основоположником русской классической музыки, «Пушкиным в музыке», является М. И. Глинка. Он заложил основы всех направлений русского музыкального творчества — оперы, симфонической музыки, романса, камерно-инструментальных жанров с использованием русских национальных мелодий. Народность была для Глинки основным принципом искусства: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», — говорил он А. Н. Серову. Великосветская публика, привыкшая к итальянской опере, критически приняла «купеческую» музыку Глинки, но творческая общественность, среди которой были Пушкин, Гоголь, Хомяков и др., высоко оценили первую оперу русского композитора «Жизнь за царя». Русский музыковед В. Ф. Одоевский отмечал, что с оперы Глинки «начинается новый период: период русской музыки». Реализм и народность отличали и творчество А. С. Даргомыжского.

В эти годы создаются популярные романсы композиторов

А. Е. Варламова, А. Н. Верстовского на стихи русских поэтов. В обществе чаще устраивались музыкальные вечера в литературных салонах. В 1802 г. в Петербурге возникло Филармоническое общество, в залах которого выступали многие знаменитые музыканты, исполнявшие русскую музыку.

Наряду со светской развивалась и духовная музыка. Одним из талантливых композиторов этого жанра был Д. С. Бортнянский. Его религиозные песнопения, кантаты и оратории исполняются и поныне в церковной службе.

Изобразительное искусство. Идейно-художественным центром в начале века оставалась Академия художеств в Петербурге с ее президентом А. С. Строгановым, известным меценатом и знатоком искусства. Основным направлением академической школы был классицизм. Наиболее яркий представитель классицизма

— К. П. Брюллов («Последний день Помпеи»). Он участвовал в росписи Исаакиевского собора, создавал блестящие образцы портрета. Романтизм как направление в живописи проявился в портретах О. А. Кипренского, который утверждал взгляд на человека как на духовно богатую, независимую личность (портреты А. С. Пушкина, П. А. Оленина), подчеркивал романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой). Ярким явлением в мировом изобразительном искусстве стало творчество А. А. Иванова («Явление Христа народу»).

В 30—50-е гг. развиваются и другие направления в живописи, отвечающие демократическим интересам общественности. Рождение бытового жанра ознаменовано работами А. Г. Венецианова, создавшего свою школу русской живописи. Бытовые портреты В. А. Тропинина, жанровые картины П. А. Федотова стали событием в художественной жизни общества. Центром художественного творчества в Москве было Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в 1832 г. В нем получили развитие принципы реализма в изобразительном искусстве.

Национально-патриотический подъем в российском обществе после победы в Отечественной войне 1812 г. отразился в расцвете русской архитектуры на завершающем этапе развития классицизма. Стилевое единство русского ампира — последнего этапа классицизма — создало классические образцы градостроительства, сооружения ансамблей (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове). Для зодчих того времени характерен синтез архитектуры и скульптуры. В Петербурге создаются монументальные ансамбли: Адмиралтейство (1823), Михайловский дворец (ныне Русский музей,

1819—1825), здание Главного штаба (1818—1824), формируются Дворцовая, Сенатская площади, стрелка Васильевского острова. Петербург приобретает современный величественный облик.

В Москве после пожара перестроены торговые ряды, завершившие ансамбль Красной площади, обновился вид Театральной площади зданиями Большого и Малого театров. Получает распространение русско-византийский стиль: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, здание вокзала Николаевской железной дороги. Градостроительство проводилось не только в столицах, но и во многих губернских городах примерно по одному плану.

В целом к середине XIX в. русская культура приобрела четкие национальные черты и достигла высокого уровня, внеся существенный вклад в мировое культурное богатство.

Глава 5. Становление капитализма в России.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >