Культура в пореформенный период. Характерные черты российской цивилизации к концу XIX века

Особенности

культурно-исторического процесса во второй половине XIX века

Модернизация второй половины XIX в. придала культурному процессу новые черты и темпы развития. Сложившаяся за полтора столетия светская культура российской цивилизации развивалась на собственной национальной основе, западное влияние сказывалось больше во взаимосвязях научно-технического прогресса и финансово-экономической сферы.

Главными чертами культурного процесса стали демократизация культуры, усиление ее социальной гуманистической направленности и национального своеобразия при высоком мировом эстетическом и научном уровне.

Либеральные реформы оказали влияние на многие стороны культурной жизни, они способствовали подъему общественной активности, расширению культурного пространства, росту общественно-культурной среды. Потребности промышленного развития настоятельно требовали широкой и качественно более глубокой образованности народа. Общество искало пути перестройки общественных отношений и активного включения широких слоев населения в сферу профессиональной и общей культуры. В культурный процесс включалась формирующаяся буржуазия, развивающийся рабочий класс, зажиточное крестьянство. Сложившаяся в российском обществе интеллигенция, как дворянская, так и разночинная, с энтузиазмом развернула просветительскую общественную деятельность, придавая культурному процессу демократический характер.

В новых исторических условиях русская общественно-политическая мысль искала пути развития общественных отношений гуманистической направленности, обращаясь к жизни трудового народа. Разночинная и передовая часть дворянской интеллигенции видела смысл своей деятельности в служении народу. Идеи народничества глубоко проникали в культурную жизнь, усиливая гуманистическую традицию русской культуры.

Интерес к жизни народа и рост национального самосознания интеллигенции усилил внимание к национальным традициям, народному творчеству. Образование буржуазии и интеллигенции в национальных окраинах России способствовало развитию также и национальных культур у народов, входящих в Российскую империю.

Общественные изменения активизировали научное и художественное творчество, направляя его на решение актуальных проблем общественной жизни. Живой отклик деятелей культуры на проблемы современности, традиционный для русской культурной жизни, стал еще активнее формировать общественное мнение.

Развитие отмеченных направлений культурного процесса вступило в противоречие с сохраняющимися элементами феодальной надстройки в российском обществе. Политика самодержавия, охраняющая сословность, и большая роль государства в общественной жизни сдерживали формирование гражданского общества и демократизацию культуры. Противостояние «общество — власть» усиливается и выражается в культурной жизни. Соответственно этому культурно-исторический процесс второй половины XIX в. можно разделить на два этапа. Первый — время первых десятилетий подготовки и проведения реформ. Для него характерны широкое движение за просвещение народа и тесная связь художественной культуры с идеями демократизма и революционного народничества. 60-е годы воспринимались современниками как время больших надежд и свершений. Второй этап — период проведения реакционного курса контрреформ. 80-е годы современники оценивали как «глухие» и «черные», как время неоправданных надежд и отступления от прогрессивных тенденций.

Другое, еще более глубокое, противоречие заключалось в том, что развитие «периферийного», зависимого от Запада, капитализма привносило в характер общественных отношений культ частной собственности, материального богатства, погони за прибылью и индивидуализм. Эти черты противоречили менталитету российской цивилизации. Возникало противоречие формационного капиталистического развития с цивилизационными основами российского общества.

К концу XIX в. отмеченные два противоречия обостряются и в обществе складывается обстановка духовного и культурного кризиса.

Образование и просвещение Развитие системы образования и просвещения народа составило главное направление культурного процесса в пореформенный период. Школа и распространение грамотности стали приоритетными факторами в культурном развитии общества. Положение 1864 г. о школьной реформе утвердило массовую начальную школу для городского и сельского населения с единой программой обучения. В школу принимали детей всех сословий и обоего пола.

Вопросы начального и среднего образования обсуждались в печати, изучался и западноевропейский опыт: Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский с этой целью едут за границу. Замечательный педагог Ушинский — основоположник народной школы, оказал большое влияние на развитие педагогической мысли и создал школу прогрессивных русских педагогов, в которую вошли И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др. Для русской педагогической школы характерно сочетание обучения и воспитания в едином процессе.

Система начального образования включала школы, подведомственные министерствам (Министерству народного просвещения, Министерству государственных имуществ), земские и церковноприходские школы. Одним из проявлений инициативы демократической интеллигенции было появление воскресных школ для рабочих и школ грамоты. Со второй половины 60-х гг. в развитии школьного дела стали принимать активное участие земства, ряды учителей пополнились образованными бескорыстными добровольцами. К 1869 г. земствами созданы около 10 тыс. школ с 250 тыс. учащихся. Программа земской школы рассчитана на 3 года, она не выходила за рамки церковно-приходского училища, но имела более совершенную методику. Финансирование школ предусматривалось в основном за счет городских властей, сельских обществ, земств, вводилась плата за обучение. Второй ступенью начальной школы продолжали оставаться уездные училища как связующее звено между начальной и средней школой.

Основной формой средней школы была гимназия, но по уставу 1864 г. в ней устанавливался принцип формального равенства сословий в среднем образовании. Создавались два типа средней школы с одинаковым семилетним курсом обучения — классическая гимназия и реальная. Выпускники первой могли поступать в университеты, а «реалисты» — только в технические вузы. Предусматривались гимназии государственные, общественные и частные. Учебные программы и учебники могли издавать все желающие, преподаватели получили свободу в выборе учебников.

В 1871 г. утвержден новый гимназический устав, превращавший гимназию в 8-летнюю школу. Все учебные пособия взяты под контроль и должны были получать одобрение в Ученом комитете Министерства народного просвещения. Реальные училища имели

6-летний срок. В 80-е годы в начальном образовании усиливается влияние церкви, а церковно-приходские школы стали наиболее распространенным типом начального образования. В 1887 г. разработаны меры по сокращению в гимназиях числа выходцев из низших слоев населения («циркуляр о кухаркиных детях»). В системе среднего образования преобладали правительственные гимназии, к 1887 г. их число достигло 180, в основном в столичных учебных округах, на Украине и в Западном крае. В Европе в это время даже в небольших по населению государствах их насчитывалось: в Австрии —139, в Венгрии —151, в Пруссии — 270. Однако по объему и уровню образования российские гимназии соответствовали европейским средним учебным заведениям.

Характерной чертой демократизации стало создание системы женского образования — женских средних образовательных и специальных учебных заведений. В последней четверти XIX в. активизировалось движение за высшее женское образование, по уставу 1863 г. женщины могли быть только вольнослушательницами.

Социально-экономические потребности общества вызвали развитие профессиональной школы. В пореформенные годы создается система начального и среднего специального образования, появились технические, коммерческие и сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К 1880 г. было открыто 70 технических, транспортных, художественно-промышленных школ, главным образом в европейской части России. Обучение в них было платным. В 1888 г. утверждено Положение о промышленных училищах для подготовки квалифицированных рабочих.

В первые десятилетия пореформенного времени созданы технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения — Практический технологический институт в Петербурге (1802), Московское техническое училище (1867), Петровская земледельческая и лесная академия (1865). Петровская академия, где преподавали такие ученые, как К. А. Тимирязев, Д. Н. Прянишников и И. А. Стебут, стала главным распространителем сельскохозяйственного образования в России.

Расширилось и стало более демократичным университетское образование. Открылись новые Новороссийский (1865), Варшавский русский (1869) и Томский (1880) университеты. Принятый в 1863 г. университетский устав был одним из самых прогрессивных: восстанавливалась выборность ректора, расширились права коллегиальных органов — университетских советов и факультетских собраний. Важный фактор подготовки профессуры — создание института аспирантуры, акт защиты диссертации становится крупным событием в научной и культурной жизни. Однако в 1884 г. принят новый университетский устав, вернувший бюрократическую атмосферу государственного руководства: ректоры назначались министром, деканы — попечителем; запрещались студенческие общества и кружки; учебные планы, расписания и организация научно-вспомогательных подразделений — все находилось в ведении министра.

Активная общественная жизнь дала различные формы просветительской деятельности. Большое значение получили публичные лекции ученых в столицах и провинции, активизировалась работа научных обществ, созывались научно-педагогические съезды. Расширился рынок книжной и журнальной продукции, выросла полиграфическая база. Тиражи книг в 4—5 тыс. экземпляров стали обычными, число книжных магазинов в столицах и провинциальных городах доходило до 2 тыс., особенно примечательным был рост книжной торговли в провинции. В конце 70-х гг. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России — А. С. Суворина (издатель газеты «Новое время», тираж 60—100 экз.) и И. Д. Сытина (издатель народной литературы и «Библиотеки для самообразования»). Развивается и нелегальная печать — Вольная русская типография А. И. Герцена в Лондоне, подпольные типографии народников в 60—70-х гг.

Центрами просвещения стали бесплатные народные библиотеки, книжные склады, земские библиотеки. В 70-е гг. распространились народные чтения лекторов и священников для неграмотного населения. Деятельность музеев, выставок, картинных галерей также способствовала просвещению широких слоев населения, приобщению их к культурной жизни.

Наука и техника Успехи РУССКОЙ Науки ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНе XIX в. внесли значительный вклад в мировой научно-технический прогресс. В России проводились международные научные съезды, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ. «Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К. А. Тимирязев. Основными научными центрами продолжали оставаться Академия наук, университеты и научные общества.

Крупные научные школы, возникшие в стенах университетов, получили не только общероссийское, но и мировое признание: в области медицины — физиологов А. О. Ковалевского и И. И. Мечникова (Новороссийский университет), П. Ф. Лесгафта (Казанский университет), И. М. Сеченова (Московский университет); в экономике — А. И. Чупрова, И. И. Янжула (Московский университет), Н. И. Зибера (Киевский университет); в филологии — Ф. И. Буслаева, Ф. Е. Корша (Московский университет), И. И. Срезневского, М. И. Сухомлинова (Петербургский университет) и др. Русская математическая школа выходит в ряд ведущих школ мира. Ее основатель П. Л. Чебышев плодотворно работал в различных областях: теории чисел, теории вероятностей, интегральном исчислении. Крупный вклад в математику внесли академики А. А. Марков, А. М. Ляпунов, С. В. Ковалевская — первая женщина, член-корреспондент Петербургской академии наук.

С деятельностью научных обществ, существовавших обычно при университетах, связано широкое развитие общественной инициативы в научно-культурной жизни. Всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов и др. стали важной формой научной жизни, коллективного обсуждения научных проблем, обмена опытом, популяризации практического использования научных достижений.

Разработки российских ученых были на передовых рубежах мировой науки. И. И. Мечников разработал теорию иммунитета. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, разработанная им Периодическая система позволила предсказать открытие неизвестных ранее элементов. А. М. Бутлеров создал и обосновал теорию химического строения вещества, ставшую фундаментом современной органической химии. Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К. А. Тимирязев. В. В. Докучаев разработал теорию эволюционного почвоведения. Большой вклад в физику внесли работы А. Г. Столетова — создателя отечественной физической школы. Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания основывались на материалистическом понимании природы, укрепляли материалистическое направление в философии.

Всемирное признание получили результаты экспедиций по исследованию Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Ч. Ч. Валиханова. Мировое значение имели открытия в географии и этнографии Н. Н. Миклухо-Маклая, сделанные во время путешествий по Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

В технических науках русские ученые стали первопроходцами на важных направлениях научно-технического прогресса. А. С. Попов изобрел радиотелеграф. Н. Е. Жуковский стал основоположником современной аэродинамики, А. Ф. Можайский в 1881 г. первым запатентовал свой самолет. К. Э. Циолковский обосновал использование ракет для межпланетных сообщений — преподаватель гимназии в г. Калуге стал ученым мирового масштаба, основоположником современной космонавтики. Он разработал и некоторые философские идеи «русского космизма». Последователем Циолковского стал А. Л. Чижевский, один из основоположников гелиобиологии. П. Н. Яблочков изобрел первую дуговую электролампу без регулятора, А. Н. Лодыгин — лампу накаливания, применив вольфрам для тела накаливания.

Промышленному перевороту способствовали изобретения теплотехники В.И. Калашникова, создавшего вертикальный котел и применившего многократное расширение пара в машине, инженера А. Лопатина, создавшего первый ленточный конвейер для обработки золотоносного песка. Механики Кучерт и Языков создали жатвенную машину для сельского хозяйства, однако отсутствие сельскохозяйственного машиностроения не позволило использовать их изобретения.

В гуманитарных науках крупным результатом стал капитальный труд С. М. Соловьева «История России с древнейших времен» (29 томов, 1851—1879). Работы И.И. Срезневского заложили ос нову петербургской школы славистов, Ф. Ф. Фортунатов основал московскую лингвистическую школу, В. И. Даль составил и издал «Толковый словарь живого великорусского языка».

К концу XIX в. Россия имела развитую научную базу и всемирно признанных ученых. Развитие науки оказало большое влияние на культурную жизнь, общественное сознание и склад мышления.

Художественная культура Художественное творчество во второй половине XX в. продолжало традиции Золотого века русской культуры, живо откликалось на проблемы общественной жизни. Особенностью русской художественной культуры этого периода стал расцвет русского реализма, основным направлением которого был критический реализм, обращенный к общественным проблемам.

Художественная литература продолжала занимать ведущее место в культурной жизни. В эти годы создали свои лучшие произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в первой половине века, — Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов.

Новое поколение, пришедшее в литературу в 60—70-е гг., принесло новые темы, идейно-эстетические принципы и жанры. В литературе стали преобладать социальные проблемы. Программным произведением стал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», а его главной герой Рахметов — образцом для подражания. Яркой фигурой в литературно-художественной критике был Д. И. Писарев — идеолог нигилистического направления и сторонник Чернышевского. В повестях и романах Н. Г. Помяловского, Ф. М. Решетникова действующим лицом стал разночинец, в очерках Г. И. Успенского, В. А. Слепцова поднимались коренные вопросы жизни крестьян.

Острым обличением общественных пороков стали произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, глубоким психологизмом насыщены романы И. А. Гончарова, идейно сложным и трагическим было творчество Ф. М. Достоевского.

Наряду с социальной тематикой в литературе развивалась и лирическая поэзия. Стихи А. А. Фета внесли выдающийся вклад в русскую литературу, в поэзии появляются имена выходцев из мещанско-крестьянской среды — И. С. Никитин, И. 3. Суриков.

В драматургии ведущее место заняли произведения А. Н. Островского, большим успехом пользовались пьесы

А. В. Сухово-Кобылина, А. К. Толстого, а также Л. Н. Толстого и Салтыкова-Щедрина.

Театральное искусство. Театр продолжал расширять свое участие в культурной и общественной жизни. В 60—70-е годы театры существовали более чем в 100 городах России. Ведущие место занимали государственные, императорские театры в Петербурге и Москве, частные театры должны были ориентироваться на них в выборе репертуара.

В 1882 г. монополия императорских театров была упразднена, и начался быстрый рост частных театров. Они появились как в столицах, так и в крупных городах — Одессе, Киеве, Харькове, Тбилиси, Ростове-на-Дону, Казани и других. Особенно велика была роль театров в провинции, где они превратились в центр общественной жизни.

Развитие театрального искусства определялось успехами отечественной драматургии, усилением интереса к русской современной драме, как бытовой, так и социально-психологической. Пьесы Островского не только обновили репертуар театров, но и искусство актеров. В конце XIX в. в 945 городах работало 216 театров, 42 концертных зала.

Русская музыка. Во второй половине XIX в. музыка русских композиторов заняла ведущее место в мировой музыкальной культуре. Основы музыкальной эстетики, заложенные М. И. Глинкой еще в первой половине XIX в., плодотворно развивали талантливый музыкальный критик М. А. Стасов, композиторы «Могучей кучки» (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. И. Мусоргский, Н. А. Римский-Корскаков) и великий композитор мира П. И. Чайковский. «Могучая кучка» работала во всех музыкальных жанрах, но наибольшего совершенства композиторы достигли в оперном. Мировыми шедеврами стали «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова. Широчайшее признание во всем мире получили произведения Чайковского. Он вошел в музыкальную культуру как основоположник лирико-драматического симфонизма, велики его заслуги и в развитии камерной музыки. Для его произведений характерны высочайшая мелодичность, лирическая выразительность и художественное совершенство. Русские композиторы стремились развивать музыкальную культуру народа. Ради этого они в 1859 г. создали «Русское музыкальное общество», в 1861 г. — «Бесплатную музыкальную школу», руководимую Г. Я. Ломакиным и М. А. Балакиревым. Важную роль в развитии музыкальной жизни играли консерватории, открытые в 1862 г. в Петербурге и в 1865 г. в Москве. Их выпускники стали великими композиторами, прекрасными дирижерами, виртуозными музыкантами. Ведущую роль в развитии оперного искусства и балета играли императорские Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. На их сценах, благодаря счастливому союзу постановщика Мариуса Петипа и П. И. Чайковского русский балет достиг высшего мирового уровня.

В изобразительном искусстве утверждение демократического направления и реализма проходило в противостоянии с императорской Академией художеств — законодательницей официального классического направления. В 1863 г. 14 выпускников во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную работу на заданную тему и заявили о досрочном выходе из Академии («бунт 14-ти»). Это положило начало новому направлению в русской живописи. Идейно-художественное движение 60-х гг. подготовило почву для возникновения Товарищества передвижных художественных выставок (1871).

Творчество передвижников отличалось высоким чувством гражданственности, осознанием общественных проблем, интересом к образу современника. Работая в разных жанрах — портрет, историческая живопись, бытовой жанр, пейзаж, каждый из них внес в искусство новые, существенно важные черты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые дав образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (К. А. Савицкий, В. Г. Перов, Н. А. Ярошенко). Излюбленной темой была русская природа (Ф. А. Васильев, И. И. Шишикин, М. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов). И. Е. Репин внес особо весомый вклад в русское изобразительное искусство: художник огромного таланта, глубокой жизненной правды, он показал скрытую в народе силу, психологическую сложность современной личности.

Историческую тему с высокой философской мыслью развивали художники Н. Н. Ге, В. И. Суриков и В. М. Васнецов. Батальную живопись представил В. В. Верещагин, который, в отличие от других баталистов, показал и ужасы войны как призыв к миру.

Скульптура во второй половине XIX в. также стремилась к утверждению реализма. Жанровая скульптура (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов) отражает сцены народной жизни. Самым крупным скульптором этого периода был М. М. Антокольский, близкий по своим взглядам к передвижникам. В области монументальной скульптуры крупные произведения М. О. Микешина и

А. М. Опекушина получили общественное признание и поддержку.

В архитектуре окончательно утвердились формы общественных зданий с определенной функцией: вокзалы, театры, музеи, учебные заведения, больницы и т. п. Широкое распространение получили выставочные сооружения, построенные Характерные черты российской В «РУССКОМ СТИЛе».

цивилизации К кониу XIX в. В конце XIX в. в России завер

шилась вторая модернизация, в ходе которой утвердился капиталистический уклад, ставший структурообразующим в российском обществе. Однако социально-экономические процессы, начавшиеся после отмены крепостного права, не привели к качественным изменениям в культуре широких народных масс. Все достижения Золотого века отечественной и богатства мировой культуры были доступны лишь дворянину, разночинной интеллигенции, отчасти духовенству и купечеству.

Низы общества — крестьянство и рабочий класс — в силу низкого уровня жизни и бесправного положения представляли слой «униженных и оскорбленных», не имея условий для развития личности. Изменения социально-экономических условий жизни не привели к созданию частнопредпринимательского менталитета западного типа, однако патриархальные устои подверглись значительной эрозии.

Религиозное сознание масс ослабло. Религиозные обряды незаметно переместились из общественной сферы в семейную: на крещение, венчание и похороны приходили родственники и соседи, а остальным обрядам уже не придавалось большого значения. В последней четверти XIX в. наметился кризис в отношениях между обществом и церковью. Он еще не перерос в атеизм, а проявился пока в безразличии к проповеди (если дела в доме шли хорошо), посещение церкви становилось не духовной потребностью, а лишь данью традиции.

Практически не изменилась технология сельскохозяйственного производства, следовательно, в деревне не было нужды в грамотных работниках. В промышленной сфере технология фактически усложнилась, однако квалифицированные рабочие заводов и фабрик составляли незначительный процент подданных империи, поэтому их общая и специальная техническая грамотность незначительно влияла на уровень грамотности страны в целом.

Рост общественного сознания и культурное развитие масс сдерживались общей отсталостью системы народного образования. Земская реформа и связанный с нею подъем общественной активности, а также рост числа казенных заводов и фабрик дали определенный толчок развитию системы народного образования. Однако недостаток средств не позволил провести коренные изменения в этой области. В конце XIX в. из общего объема средств, которые шли на развитие образования, государство выделяло лишь 30 %, а 70 % несло общество (главным образом земства). Земства основное внимание уделяли начальному образованию и имели слабую финансовую базу. Самодержавие в 1897 г. выделило министерству народного просвещения 2 % государственного бюджета, тогда как в Англии выделялось 10, во Франции — 6,4, в Германии — 6 и в Австро-Венгрии — 2,8 %.

Вступив в капиталистическую формацию, российское общество существенно отличалось от западноевропейских стран. Во-первых, в России не завершился особый тип развития капиталистических отношений: незавершенность аграрно-буржуазных преобразований раннего капитализма в сочетании с ускоренным развитием промышленного производства и переходом к военногосударственному монополистическому капитализму. Архаичным остался самодержавный политический строй — феодальное по мировоззрению и политическое по методам государственное правление. Если Запад представлял собой регион сформировавшегося индустриального общества, Восток — колониальные территории, где вспыхивало национально-освободительное движение, то Россия в своих государственных границах вмещала обе стороны экономического и социального развития. На Востоке не было одного, на Западе не было другого, в России все было вместе. Перейдя в капиталистическую формацию в национально-своеобразной форме, Россия воплощала в себе противоречия и тенденции, свойственные мировому сообществу в целом, представляла собой как бы в миниатюре модель мирового развития с его потенциями социальных взрывов.

Во-вторых, для России характерен особый тип социальной структуры общества переходного, межформационного типа: сохранившийся класс помещиков у политической власти; политически не сформировавшаяся буржуазия, блокирующаяся с царизмом; политически забитый рабочий класс и такое же крестьянство. Отсутствие законов, регулирующих отношения между трудом и капиталом, обостряло общественные противоречия.

В-третьих, геополитическое положение страны и сам тип ка питалистического развития, его извне стимулируемый и внешне привходящий характер определили особенности общественного сознания страны. В нем доминировала тема исторических судеб России: Запад или Восток, поиски возможностей избежать «язв пролетаризации» общества. На этой почве образовались сложные сочетания западных радикальных и социалистических идей с общинными, анархическими и бланкистскими утопиями на русский манер, с российским осмыслением марксизма, созданного на западноевропейской почве.

В конце XIX в. отчетливо проявилось коренное отличие российской цивилизации от западноевропейского типа по основным принципам общественных отношений.

В западноевропейской цивилизации прочно утвердились: индивидуализм, конкурентность частных собственников, стремление к обогащению как главный побудительный мотив деятельности, стремление к господству над другими народами.

Для российской цивилизации характерны: коллективизм, общинность, приоритет духовных ценностей над материальным богатством, уважение прав других народов. Эти различия рождали внутреннее отторжение западных буржуазных отношений у основной массы российских народов.

Помимо этих общих отличий в российской цивилизации сложился ряд особенностей экономической жизни, социальных отношений и государственности, духовного мира и нравственных ценностей. Рассмотрение этих особенностей позволяет понять причины многих общественных явлений в бурный XX век российской истории.

К особенностям экономической жизни можно отнести следующие:

О Высокий процент сельского населения и значительная доля земельных угодий в зоне рискованного земледелия, что вызывало необходимость общественного пользования землей. Значительный расход труда и природныхресурсов на поддержание жизнедеятельности человека в суровых природных условиях. Более высокие затраты на производство товаров и их стоимость, чем в странах с благоприятными условиями жизни. Больший удельный вес необходимого потребления национального продукта перед накоплением на развитие производства. Это снижало конкурентность экономики на мировом рынке.

О Богатство природных ресурсов и обширность территории обеспечивали самодостаточность экономики, но способствовали экстенсивному характеру ее развития, пренебрежению экономической эффективностью и ресурсосбережением.

О Ведущая роль государства в экономическом развитии, высокий удельных вес военных и государственных расходов определяли скачкообразный характер развития экономики под влиянием изменений внешнеполитической обстановки.

Особенности социальных отношений и государственности

О Доминирующая роль государства в общественной жизни («этатизм») и высокая централизация государственной власти («централизм»).Ведущая роль военной деятельности в государстве и большое влияние военных на государственную политику.

О Высокое положение государства в мировом сообществе и приоритетность этого положения в общественной жизни («державность»).

О Многонациональностьроссийского общества при сохранении его ядра — великорусской нации. Уважение к другим народам и способность к оказанию им помощи, традиции совместного проживания, культурного и хозяйственного общения разных народов.

О Приверженность к традиционным нормам общежития, коллективности форм принятия решений по общественным проблемам («соборность»). Инертность социальных отношений и кумулятивный характер накопления социальных противоречий с резкими формами их разрешения («терпимость» и «бунтарство»).

Особенности духовного мира, психологии и нравственности

О Развитые общинные, коллективистские нравственные нормы: взаимопомощь, стремление к социальному равенству, трудовая демократия, уважение к общественному мнению и ответственность перед обществом (чувство чести и долга), внутренняя обязательность в выполнении нравственных норм (совестливость).Трудолюбие и уважение мастерства, способность к высокому трудовому напряжению, энтузиазм в коллективном труде.

О Патриотизм и самоотверженность в выполнении долга перед Отечеством; уважение воинской доблести, героической жертвенности, воинской чести и воинской дружбы; приверженность воинским традициям.

О Преобладание духовно-нравственных мотивов над материальными; приоритет духовного богатства и красоты личности над материальным благополучием («духовность»); гуманизм — уважение человека, «любовь к ближнему» как к самому себе, сострадание к человеческому несчастью и готовность помочь пострадавшим; восприятие мессианской роли России в духовном преображении всего человечества.

О Культурный раскол в обществе на европеизированную культуру высших слоев и патриархально-славянскую и другие традиционные национальные формы культуры трудовых слоев населения; отличие городской и сельской культуры трудовых слоев. Культурный раскол обострял социальное отчуждение и противоречия.

О Высокий уровень художественности, нравственного переживания, социальности и психологичности русской литературы и искусства; преобладание социально-этических целей в художественном творчестве. Подвижнический характер научного творчества, стремление к интенсивным научным поискам в познании научной истины.

Все эти черты в совокупности проявлялись в общей гамме противоречивых человеческих поступков в различных слоях российского общества, складываясь в общий характер российской цивилизации как общемирового исторического явления. Российское общество имело свое цивилизационное «лицо», свою цивилизационную «душу». Характер цивилизации во многом определил ход исторического процесса, великие события минувшего столетия в российской и мировой истории.

Российский капитализм подвергся деформации со стороны западного капитала, встретил упорное сопротивление феодальной реакции и одновременно отторжение буржуазной этики менталитетом русского народа. Движение по капиталистическому пути развития ввергло Россию в социальные потрясения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >