Лидерство и психология

Личностные качества эффективного руководителя

Успешность реализации функций руководителя во многом зависит от его личностных характеристик. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.

Длительное время считалось, что эффективность деятельности руководителя прямо зависит от его интеллектуального уровня. Однако в настоящее время установлено, что между уровнем развития интеллекта и эффективностью руководства нет прямой связи. Можно выделить целый ряд факторов, опосредующих влияние интеллекта на эффективность руководства: опыт, мотивация, стремление к карьерному росту и желание добиваться высоких результатов. Наиболее значимых результатов в управленческой деятельности достигают люди не с самым высоким и не с самым низким уровнем интеллектуального развития, а со средними интеллектуальными способностями.

Известным подтверждением этого вывода явились и результаты исследований японских фирм Т. Коно. Они, в частности, показали, что студенты-отличники, поступив на работу в японские корпорации, как правило, не становятся там руководителями высокого ранга. Автор объясняет это тем, что чаще всего отличники не отличаются умением налаживать отношения с другими людьми, инициировать и поддерживать совместную деятельность в целом. Умение такого рода — одно из необходимых условий деловой карьеры.

Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией, интроверсией, недостатком уверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необхо-

1

Пономарева М. А. Указ. соч.

димых для карьеры и эффективного руководства. Поэтому при оценке роли интеллекта в деятельности руководителя необходимо учитывать различные факторы, определяющие влияние интеллекта. Интеллектуальный уровень руководителя связан с рядом других его важнейших качеств.

К наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя, кроме интеллекта, относятся следующие:

  • - уверенность в себе. Неуверенный в себе, постоянно сомневающийся руководитель не вызывает доверия и не способен объединить и мобилизовать людей на выполнение заданий;
  • - доминантность, т. е. стремление и умение влиять на других людей. Эта черта напрямую связана с лидерскими качествами;
  • - эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость. Руководитель должен уметь контролировать свое поведение, регулировать проявление собственных эмоций, не демонстрируя неприязнь к отдельным работникам;
  • - креативность. Руководитель должен уметь творчески мыслить, искать более эффективные пути выполнения заданий;
  • - целеустремленность, настойчивость. Умение ставить перед собой определенные цели и упорно добиваться их реализации — важная характеристика мотивационно-потребностной сферы личности руководителя;
  • - предприимчивость, решительность. В современных условиях менеджер должен уметь прогнозировать развитие событий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом минимизировать негативные последствия;
  • - ответственность. Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель несет личную ответственность за принятые решения;
  • - коммуникативная компетентность. Руководитель затрачивает на общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Умение устанавливать контакт, слышать и слушать собеседника, умение убеждать — необходимые условия профессиональной успешности.

Факторы успешной деятельности руководителя:

- результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;

  • - способность нести ответственность за принятые решения;
  • - готовность начинать процессы изменений и управлять ими;
  • - готовность использовать открытый способ управления, ориентированный на сотрудничество;
  • - искусство принимать быстрые оптимальные решения;
  • - способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
  • - способность видеть и учитывать изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее;
  • - готовность к близким социальным взаимоотношениям;
  • - творческий подход к своей работе;
  • - стремление к самосовершенствованию;
  • - психологическое и физическое здоровье;
  • - умение эффективно распоряжаться своим временем;
  • - готовность к мотивации себя и персонала;
  • - готовность работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала;
  • - готовность к политическому руководству.

Конечно, это далеко не полный перечень качеств эффективного руководителя.

Для практической работы по формированию эффективного руководства важно знать не столько общие положительные качества менеджера, сколько их реальную значимость для типичных ситуаций по управлению персоналом.

Одной из попыток выявить факторы, способствующие успеху руководителей, стало исследование, проведенное профессорами Ч. Маргерисон (Квинслендский университет, Австралия) и Э. Какабадзе (Крэнфилдский технологический институт, Великобритания) по заданию Американской ассоциации по управлению. Было опрошено 700 руководителей компаний, крупных фирм, организаций. Целью было выявление факторов, влияющих на становление руководителей высокого уровня.

Испытуемым было предложено проранжировать по степени важности ключевые факторы, определившие успех их карье-

1

Чеховских М. И. Указ. соч.

ры. Оказалось, что продвижению на высший уровень руководства способствуют три главных фактора:

  • - личное желание занять высокий пост;
  • - умение работать с людьми;
  • - готовность рисковать и брать на себя ответственность.

Далее были названы:

  • - приобретение опыта руководящей работы до 35 лет;
  • - способность генерировать новые идеи;
  • - гибкость при выборе стиля руководства;
  • - семейная поддержка;
  • - специальная управленческая подготовка.

Наиболее важными аспектами своей деятельности, обеспечивающими успех, они назвали следующие:

  • - высокая коммуникабельность;
  • - умение управлять людьми;
  • - умение делегировать полномочия.

Следует отметить, что в этом списке нет узкопрофессиональных качеств. Это не значит, что управляющий не должен быть специалистом в своей области, но данный фактор для руководителя не имеет решающего значения.

Безусловно, не все оценки респондентов, приведенные в докладе Американской ассоциации по управлению, бесспорны. Некоторые требуют ответов на дополнительные вопросы и уточнений. Однако, резюмируя результаты исследования, можно сделать вывод, что стать успешным руководителем помогут знания в области психологии.

Следует отметить также, что хотя выявленные в ходе исследования качества и позволяют в значительной мере объяснить, почему одни люди становятся руководителями, а другие нет, обладание этими качествами еще не является гарантией успешного руководства. Черты эффективного руководителя зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития коммуникаций, этапа развития организации, ее технического состояния и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.

1

Кремень М. А. Пуги эффективного руководства. Минск: Белару-ская наука, 2000. 382 с.

Кроме того, важной проблемой, от которой зависит успех руководства, является реализация позитивных индивидуальных качеств человека в его повседневном поведении как руководителя, практической деятельности, т. е. использование эффективного стиля руководства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >