Исследовательский подход к проблеме современной белорусской идентичности и ее базовых составляющих

Теоретическая схема исследования белорусской идентичности предполагает измерение и сравнение следующей совокупности переменных, объединяющих и представляющих такие феномены и механизмы группового и индивидуального сознания, как этническая, гражданская, территориальная, культурная субъидентичности, и соответствующие идентификации и самокатегоризации, значения этнической и гражданской принадлежности и их субъективная значимость, установки по отношению к этнической принадлежности, чувства принадлежности, преданности и общности (Мы) с различными социальными группами и их представителями.

В исследовании общебелорусской идентичности нами выделяются индивидуальный и групповой уровни, каждый из которых находит проявление (и, следовательно, может быть диагностирован) в системе идентификаций, представлений, образов, стереотипов, установок и чувств, адресованных Беларуси и ее народу в лице представителей различных макросоциальных групп - принадлежности к ним (гражданам, жителям, белорусам и т. д.). И если когнитивная (содержательная) сторона идентичности проявляется (и исследуется) через содержание данных феноменов индивидуального и группового сознания, то ее эмоциональноценностная (динамическая) сторона находит отражение в силе соответствующих установок и чувств.

В диагностике белорусской идентичности в качестве важнейших эмпирических индикаторов нами выделяются чувства принадлежности, приверженности, (преданности)

и общности с группами, презентирующими каждую из базовых составляющих идентичности, таких, как этническая (белорусы, русские и др.), территориальная (жители Беларуси), гражданская (граждане Беларуси), культурная (представители белорусской культуры). Каждое из этих чувств отражает разную степень коллективной субъектности идентичности, а также потенциал ее перехода с индивидуального к групповому (коллективному) уровню, от осознания принадлежности к группе (идентификации с ней), через общность (единение) с ней, к преданности (приверженности) ей. В свою очередь референтами принадлежности могут выступать соответствующие идентификации (их сила, актуализация, распространенность), осознание принадлежности к представителям соответствующих групп. В качестве референтов чувства преданности (приверженности) нами рассматриваются установки и соответствующие представления респондентов, адресованные конкретным группам. Показателем чувства общности (Мы-общности) выступают представления о данном чувстве и его силе.

Белорусская идентичность рассматривается как феномен группового самосознания, являясь идентичностью большой социальной группы (макросоциальной общности), которой предстоит стать коллективной Мы-идентичностью. Представляется важным то, что преобразование из групповой белорусской идентичности в коллективную Мы-идентич-ность происходит параллельно развитию консолидации белорусского общества. Укрепление белорусской идентичности осуществляется в ходе становления макросоциальной общности народа Беларуси, в ходе строительства белорусской государственности.

Идентичность существует не «сама по себе», но всегда лишь в той мере, в какой ее признают своей определенные люди[1], так как идентичность общности существует только

в преломлении через идентичности индивидов, образующих эту общность. Иными словами, люди становятся общностью в той мере, в какой разделяют представления о ней, присущие ей цели, идеалы, а также представления об ее отличиях от других общностей и др. Степень подобия, схожести мнений, установок, идей выступает одним из показателей сформированности общности.

Категоризация и идентификация являются основными психологическими механизмами становления белорусской идентичности. Стереотипизация и идентификация - механизмами трансляции, формирования, сохранения и укрепления идентичности.

Сущность белорусской идентичности раскрывается в чувствах принадлежности и приверженности людей своей стране - Беларуси, причастности к ее жизни; общности с ее народом, его культурой и историей. Опираясь на результаты наших исследований, в качестве базовых компонентов белорусской идентичности следует выделить такие ее составляющие, как: территориальную, гражданскую (государственную), этническую и культурную субидентичность[2]. Это выделение обусловлено их распространенностью, актуализацией, устойчивостью в массовом сознании населения республики и тесной взаимозависимостью между ними.

Основные составляющие идентичности могут иметь разное значение как среди разных категорий населения республики, так и в разные исторические периоды.

Как свидетельствуют наши данные, территориальная и этническая из этих составляющих являются наиболее актуализированными и распространенными среди белорусов. Гражданская составляющая не столь актуализирована, так как еще находится в состоянии своего становления. Пред

ставляется важным то, что как раз культурная составляющая идентичности белорусов является на сегодняшний день наиболее неопределенной, противоречивой, имеющей незавершенный характер. Именно это является причиной особого исследовательского внимания к ней. Кроме того, конфессиональная составляющая в белорусской идентичности практически не выражена и не актуализирована. Этот перечень не является исчерпывающим. Как следует из результатов республиканских исследований, например, феномен советскости, теряя свою распространенность среди жителей Беларуси, при этом остается достаточно устойчивым среди определенных категорий населения нашей республики, порой подменяя или дополняя собой этническую или гражданскую идентичность.

Учитывая процессуальную природу феномена идентичности, изменчивость, присущую ей, можно полагать, что с течением времени будут претерпевать определенные изменения как состав ее компонентов, так и содержание и значимость каждого из них. Именно поэтому, думается, едва ли правомерно говорить о раз и навсегда заданной форме и структуре белорусской идентичности и о неизменном «наборе» ее основных составляющих. Последние могут иметь разное значение как среди различных социальных и этнических групп населения нашей республики, так и в разные исторические периоды. Белорусская идентичность в процессе своего изменения может обретать национальную и постнациональную, наднациональную (включающую национальную и другие составляющие) и другие формы.

Таким образом, структура белорусской идентичности многокомпонентна и в настоящее время включает такие базовые составляющие, как территориальную, этническую, гражданскую, культурную субидентичности. Содержание белорусской идентичности преломляется через разделяемые народом Беларуси общие представления, смыслы, идеи, чувства, цели, идеалы и образы. В свою очередь содержание каждой из составляющих белорусской идентичности может быть репрезентировано и, соответственно, исследовано через феномены группового сознания.

Модели и, соответственно, содержание белорусской идентичности могут отличаться как среди представителей различных социально-демографических и этнических групп населения нашей страны, так и среди представителей национальной элиты. Представляется, что модель белорусской идентичности, разделяемая большинством населения нашей страны, может отличаться от модели, которую воспринимают жители соседних с Беларусью стран, как отличаются между собой образ страны, воспринимаемый ее жителями, и образ страны, какой ее видят ее соседи. Определение схожести этих моделей и выявление их специфики в будущем представляются важными в плане успешного формирования, а впоследствии сохранения и укрепления непротиворечивой и устойчивой белорусской идентичности.

Глава 2

  • [1] Асман, Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах прошлого / Я. Асман. - М., 2004. - 324 с.
  • [2] Науменко, Л. И. Белорусская идентичность: культурная и этническая составляющие / Л. И. Науменко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. - Балашов, 2005. - С. 352-355; Идентичность этническая // Социология: энциклопедия; сост. А. А. Грица-нов и др. - Минск: Книжный Дом, 2003. - С. 351-352.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >