СУБЪЕКТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ УСЛУГИ48 ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Общая специфика предоставления услуг общественного питания

Наряду с размещением, системообразующими в туризме выступают услуги питания, с помощью которых удовлетворяется физиологическая потребность туристов в пище. Услуги общественного питания в гостиницах, как отмечает ряд исследователей[1], — одна из основных составляющих в формировании основного продукта гостеприимства — туристского продукта. В международной туристской практике питание, как правило, предоставляется в комплексе с размещением, а все это входит в гостиничный тариф. Однако туристы обеспечиваются питанием не только в местах временного пребывания, но и вне средств размещения, в частности, во время переездов на воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте (на пути следования к месту отдыха и обратно, во время длительных экскурсий).

Услуга общественного питания — деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. Услуги общественного питания могут оказываться в местах расположения предприятий общественного питания и в иных местах.

Предприятие общественного питания в широком смысле — объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Исполнитель услуги общественного питания — предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.

Потребитель услуги общественного питания — физическое лицо (гость) или юридическое лицо, пользующиеся услугами предприятия общественного питания.

В соответствии с ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. приказом Госстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст), услуги общественного питания классифицируются в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», входящего в общий раздел I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».

В состав класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» входят услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с

предоставлением мест для сидения или без. Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего. Эта группировка не включает:

  • • производство продуктов питания, не предназначенных для непосредственного употребления на месте, или полуфабрикатов, или готовых продуктов, которые не являются продуктами питания (см. класс 10 «Производство пищевых продуктов» и класс 11 «Производство напитков»);
  • • продажу продуктов несобственного производства, которые не являются продуктами питания, или не предназначены для употребления на месте, см. раздел G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов»),

В составе класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» классифицированы:

  • 1) подкласс 56.1 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», в рамках которого выделена одноименная группа 56.10, которая включает:
    • • услуги по предоставлению питания потребителям, независимо от того, подаются ли они в специальных местах общепита или в ресторанах самообслуживания, едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом;
    • • подготовку и подачу пищи для непосредственного потребления с транспортных средств или передвижных лавок;
    • • деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, мест с предоставлением еды на вынос, вагончиков для продажи мороженого, передвижных вагончиков для продажи пищи, деятельность по приготовлению пищи в торговых палатках.

Эта группировка также включает деятельность ресторанов и баров, связанную с доставкой продуктов питания потребителям отдельными подразделениями предприятия.

В составе группы 56.10 выделены:

  • а) подгруппа 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания»;
  • б) подгруппа 56.10.2 «Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок», предусматривающая следующие виды:
    • • 56.10.21 «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос»;
    • • 56.10.22 «Деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению»;
    • • 56.10.23 «Деятельность вагончиков, палаток по приготовлению и продаже мороженого»;
    • • 56.10.24 «Деятельность рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи»;
  • в) подгруппа 56.10.3 «Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах» (эта группировка не включает: розничную продажу продуктов питания через торговые автоматы, см. 47.99 «Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков»; предоставление услуг пунктов питания по сниженным ценам, см. 56.29 «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания»);
  • 2) подкласс 56.2 «Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания», в рамках которого выделены:
    • а) группа 56.21 «Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий», которая включает услуги по приготовлению и поставке продуктов питания по договоренности с заказчиком с доставкой по указанному адресу, или по какому-либо определенному случаю[2];
    • б) группа 56.29 «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания». Эта группировка включает приготовление и поставку организациям, по договоренности с заказчиком, продуктов питания предприятиями общественного питания на протяжении определенного длительного периода времени, и продажу кулинарной продукции в спортивных и подобных им сооружениях по сниженным ценам. Продукты питания обычно готовятся на центральном предприятии. Эта группировка включает:
      • • деятельность организаций общественного питания, поставляющих готовую пищу (например, транспортным и строительным компаниям, туристическим группам, личному составу вооруженных сил и другим группам потребителей);
      • • деятельность по доставке продуктов питания спортивным и прочим учреждениям (по сниженным ценам);
      • • деятельность столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание.

В составе группы 56.29 выделены:

  • • подгруппа 56.29.1 «Деятельность организаций общественного питания, поставляющих готовую пищу (для транспортных и строительных компаний, туристическим группам, личному составу вооруженных сил, предприятиям розничной торговли и другим группам потребителей) по договору»;
  • • подгруппа 56.29.2 «Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях»;
  • • подгруппа 56.29.3 «Деятельность по доставке продуктов питания учебным, спортивным и прочим учреждениям (по льготным ценам)»;
  • • подгруппа 56.29.4 «Деятельность социальных столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание»;
  • 3) подкласс 56.3 «Подача напитков», в рамках которого выделена одноименная группа 56.30, которая включает изготовление и продажу напитков для непосредственного употребления внутри заведений. Эта группировка включает деятельность баров, таверн,

коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков[3].

Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в туристской индустрии базируется на:

  • 1) общих положениях ГК, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирующих отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Во внимание также следует принимать нормы гл. 39 ГК, посвященной возмездному оказанию услуг. При необходимости регулирования тех или иных аспектов гражданских правоотношений применению могут подлежать и любые иные нормы Гражданского кодекса;
  • 2) нормах Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующих отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг; устанавливающих права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации об услугах, их исполнителях; на получение государственной и общественной защиты интересов потребителей; определяющих механизм реализации прав потребителей;
  • 3) нормах федеральных законов, в рамках которых регламентируется необходимые требования в связи с деятельностью, осуществляемой предприятиями общественного питания. Здесь следует указать на Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880) и др.;
  • 4) Правилах оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036, которые регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав;
  • 5) санитарных правилах, например, Санитарных правилах «СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 г.) (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 г. № 31);

  • 6) положениях отдельных документов по стандартизации, среди которых следует отметить:
    • • ГОСТ Р 56766-2015 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 25.11.2015 г. № 1979-ст);
    • • ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.05.2014 г. № 459-ст);
    • • ГОСТ 32691-2014 «Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.05.2014 г. № 458-ст);
    • • ГОСТ Р 55889-2013 «Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 02.12.2013 г. № 2154-ст);
    • • ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 г. № 1676-ст);
    • • ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 г. № 1675-ст);
    • • ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 г. № 1674-ст);
    • • ГОСТ 31987-2012 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 г. № 195-ст);
    • • ГОСТ 31989-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования к заготовочным предприятиям общественного питания» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 г. № 193-ст)»;
    • • ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 г. № 192-ст);
    • • ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» (введен в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 г. № 191-ст);
    • • ГОСТ Р 55323-2012 «Услуги общественного питания. Идентификация продукции общественного питания. Общие положения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 29.11.2012 г. № 1614-ст);
    • • ГОСТ Р 55051-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 08.11.2012 г. № 704-ст);
  • • ГОСТ Р 54609-2011 «Услуги общественного питания. Номенклатура показателей качества продукции общественного питания» (утв. и введен в действие приказом Госстандарта от 08.12.2011 г. № 743-ст) и др.;
  • 7) иных документах, положениями которых в той или иной степени регламентируются вопросы оказания услуг общественного питания.

Организация оказания услуг общественного питания в туристской индустрии может осуществляться как путем создания структурных (обособленных либо необособленных) подразделений гостиничных предприятий, так и путем привлечения на договорных началах специализированных предприятий общественного питания. При этом вопросы о типах таких субъектов, их количестве, содержании их услуг и другие аспекты решаются с учетом категории средства размещения. Так, например, как правило, в гостиницах, имеющих категорию «пять звезд» и «четыре звезды», наличие ресторанов или других типов предприятий питания является обязательным (допускается предоставление услуг питания по договору со специализированным предприятием). В гостиницах указанных категорий, как правило, имеется возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, 2-разовое, 3-разовое питание), завтрак «шведский стол», круглосуточное предоставление услуг питания. Все требования, связанные с наличием помещений для предоставления услуг питания в гостиницах и других средствах размещения, возможность выбора самих услуг питания (конкретных методов обслуживания), отражены в соответствующих приложениях к Положению о классификации гостиниц, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 г. № 158.

Традиционно для туристской индустрии характерны такие типы предприятий питания как ресторан, кафе, бар. Предприятия питания предлагают туристам разнообразные дополнительные услуги: организацию торжеств, питание в номере, сервис на этаже, минибары в номере и др.

В гостиницах, иных средствах размещения услуги питания предоставляются туристам на основании договоров об оказании гостиничных услуг, поскольку питание в большинстве случаев входит в состав гостиничного продукта. Все аспекты, касающиеся выбора типа питания, как правило, оговариваются на стадии бронирования соответствующего средства размещения.

Что касается предоставления услуг питания туристам во время следования к месту отдыха и обратно, то связанные с этим аспекты решаются в зависимости от вида перевозки и условий договора перевозки. Если по условия договора перевозки предусмотрено оказание пассажиру услуг питания, то эти услуги, как правило, оказывает пассажиру сам перевозчик.

Так, в случае осуществления перевозок воздушным, водным и железнодорожным транспортом предоставление питания пассажирам обеспечивает непосредственно сам перевозчик, заключивший с выбранным им предприятием общественного питании долгосрочный договор на предоставление питания, либо имеющий в своей структуре собственное обособленное подразделение, уполномоченное производить продукцию общепита.

При автомобильных перевозках услуги питания, как правило, не входят в стоимость перевозки. Однако если предоставление питания во время такого переезда оговорено по условиям договора о реализации туристского продукта, то обеспечение туриста питанием возлагается на туроператора или турагента, которые заключили указанный договор. В ряде случаев оказание услуг питания предусматривается также при совершении длительных автобусных экскурсий, и в этом случае обязанность по организации такого питания также возлагается либо на туроператора, либо турагента, которые для этих целей заключают соответствующие договоры с предприятиями общественного питания и оговаривают все связанные с этим условия.

  • [1] См. Правовое обеспечение туризма : учебник. Указ. соч. С. 165.
  • [2] Эта группировка не включает: изготовление скоропортящихся продуктов для перепродажи, см. 10.89 «Производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки»; розничную продажу скоропортящихся продуктов, см. 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами». 2 Эта группировка не включает: приготовление скоропортящихся продуктов для перепродажи, см. 10.89 «Производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки»; розничную продажу скоропортящихся продуктов, см. 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».
  • [3] Эта группировка нс включает: перепродажу упакованных/готовых напитков, см. 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»; розничную продажу напитков через торговые автоматы, см. 47.99 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»; функционирование дискотек и танцевальных площадок без обслуживания напитками, см. 93.29 «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >