Международные стандарты бухгалтерского учета и Директивы по учету стран Европейского сообщества (ЕС)

Интенсивная интеїрация европейских стран способствовала унификации общих принципов учета и отчетности. Необходимыми документами, определяющими методы гармонизации и унификации финансовой отчетности, являются:

  • • четвертая Директива ЕС, которая стандартизирует требования к составлению бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • • седьмая Директива ЕС посвящена взаимоотношениям материнской и дочерних компаний, составлению консолидированной отчетности;
  • • восьмая Директива ЕС посвящена аудиторской деятельности.

Для того чтобы финансовая информация была полезной, она должна быть уместной и правдиво представлять то, что она предназначена представлять. Полезность финансовой информации повышается, если она является сопоставимой, проверяемой, своевременной и понятной.

В соответствии с нормативными документами основными принципами при подготовке и составлении бухгалтерской отчетности являются:

  • • реальность отчетности и полнота отражения информации;
  • • сравнимость и нейтральность отчетности;
  • • достоверность отчетности и другие принципы.

Организации России составляют бухгалтерские (финансовые) отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином РФ и Госкомстатом по единой форме. Единая система показателей отчетности позволяет составлять отчетные сводки по отраслям, регионам и в целом по всему народному хозяйству.

Содержание, требования и методологию составления бухгалтерской отчетности регламентирует ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется несколькими этапами (рис. 1.2).

Этапы формирования бухгалтерской отчетности

I

Первый этап: инвентаризация имущества и обязательств

і

Второй этап: закрытие учетных регистров

і

Третий этап: заполнение форм отчетности

X

Четвертый этап: составление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах і

Пятый этап: отражение изменений в учетной политике

і

Шестой этап: проведение аудиторской проверки

X

Седьмой этап: рассмотрение и утверждение годового отчета

Рис. 1.2. Этапы формирования годовой бухгалтерской отчетности

На рис. 1.2 видно, что существует семь этапов формирования финансовой отчетности. Но это не значит, что так именно и обстоит дело. Например, шестой этап — проведение аудиторской проверки осуществляют нс все экономические субъекты согласно действующему законодательству РФ.

В настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность в РФ максимально приближена к МСФО согласно «Концепции развития бухгалтерского учета», утвержденной в 2004 г., однако имеются существенные различия:

  • • по МСФО финансовый год может не совпадать с календарным годом. Например, в США система налогообложения разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В России такие подходы исключены: финансовый год должен совпадать с календарным годом;
  • • в российской системе бухгалтерского и налогового учета используется национальная валюта — рубль;
  • • отчетность транснациональных компаний согласно стандартам МСФО подготавливается в валюте страны, где находится штаб-квартира, а дочерних компаний — в национальной валюте страны пребывания;
  • • в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) нет процедуры, позволяющей корректировать все статьи баланса на индекс инфляции. Это снижает достоверность финансовой отчетности в процессе се сравнения за разные периоды;
  • • различия в написании цифр и другие.

Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета — необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений МСФО на территории РФ» введено в действие 29 стандартов (IAS), 8 стандартов (IFRIC), 10 разъяснений ПКР (SIC), а также 16 разъяснений КРМФО (IFRIC).

1.3 Оценка информативности бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиций основных групп пользователей

Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 5 ПБУ 4/99, приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», приказом Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом

Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н». А конкретный перечень форм, сроки и адреса представления зависят от длительности охватываемых отчетностью периодов и организационно-правовых форм.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, годовая включает:

  • • бухгалтерский баланс;
  • • отчет о финансовых результатах;
  • • отчет об изменениях капитала;
  • • отчет о движении денежных средств;
  • • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • • аудиторское заключение (для организаций, подлежащих обязательной аудиторской проверке).

Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать все формы бухгалтерской отчетности.

Некоммерческим организациям рекомендуется в состав бухгалтерской отчетности включать «Отчет о целевом использовании средств».

Если у организации есть дочерние и зависимые общества, то она обязана помимо собственного бухгалтерского отчета составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с «Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

Сводная бухгалтерская отчетность группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам — как преобладающее (участвующее) общество.

Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.

Бухгал герская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  • 1) головная организация обладает более 50 % голосующих акций акционерного общества или более 50 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  • 2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  • 3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Консолидированная отчетность раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.н.). Федеральный закон от 27.07.10 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» распространяется на:

  • 1) кредитные организации;
  • 2) страховые организации;

3) иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное нс предусмотрено законодательством РФ, а промежуточная в течение 30 дней по окончании квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Отчетность представляется учредителям и участникам организации, собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ ее необходимо представлять в налоговые органы по месту регистрации организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия также обязаны направлять бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Прежде чем представлять отчетность заинтересованным пользователям, ее необходимо утвердить. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» годовая отчетность акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а обществ с ограниченной ответственностью — общим собранием участников (Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется нс позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Днем отправления отчетности считается дата отправки почтового отправления или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или дата фактического предъявления отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Публикация бухгалтерской отчетности производится после:

• проверки и подтверждения се независимым аудитором (аудиторской фирмой);

• утверждения общим собранием акционеров.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовую бухгалтерскую отчетность:

  • • бухгалтерский баланс;
  • • отчет о финансовых результатах.

Может быть принят один из двух вариантов:

  • 1) полностью. Должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения;
  • 2) по сокращенным требованиям. Должна содержать мнение независимой аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности.

Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой січ еті юс ти і юл ьзоватез і я м.

Днем отправления отчетности считается дата отправки почтового отправления или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или дата фактического предъявления отчетности.

1.4. Системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Можно выделить несколько сформировавшихся в мировой практике систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности, объединяющих страны с общими принципами в организации и методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

  • 1. Западная система. Но этой системе работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, в некоторых странах Африки. В этих странах бухгалтерский учет направлен для таких пользователей, как инвесторы и акционеры с развитым рынком ценных бумаг, где государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется в незначительных объемах. Финансовый учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональными учетными организациями.
  • 2. Европейская система финансового учета и отчетности. Она используется Германией, Францией, Италией, Голландией, Швейцарией и другими странами. Отличительными чертами этой системы являются: сильное воздействие внутригосударственного законодательства на регулирование финансового учета; тесная связь учета и налогообложения; ориентация на государственные и другие нужды.
  • 3. Латиноамериканская система. По принципам этой системы работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных процессов.
  • 4. Прочие финансовые системы. Международные стандарты финансовых учета и отчетности стали разрабатываться исходя из потребностей транснациональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оценке финансовых средств в бухгалтерских отчетах. Несопоставимость отчетных данных и недостаточная прозрачность отчетности не давали возможности выявить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.

Для гармонизации и унификации учетной теории и практики в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями был создан Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 профессиональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Это независимая, неправительственная организация.

Основные задачи СМСФО'.

  • • разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении финансовой отчетности;
  • • способствовать распространению этих стандартов, их принятию и соблюдению на международном уровне;
  • • осуществлять работу по совершенствованию и гармонизации национальных стандартов и процедур составления отчетности.

На мировом уровне Совет — единственная официально признанная организация, выпускающая стандарты финансовой отчетности.

Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из нескольких этапов и занимает примерно три года. Каждый стандарт содержит:

  • • задачи и концепции;
  • • круг охватываемых проблем;
  • • терминологию;
  • • критерии применения данного стандарта;
  • • базы оценки и методы учета;
  • • способ раскрытия информации и пояснения.

Процесс внедрения стандартов длительный и трудный. Это связано, в том числе, и с отсутствием у Совета юридически директивных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.

Внедрение стандартов может проводиться по-разному:

  • • включением стандарта целиком или отдельных его положений в национальное законодательство;
  • • применением его по рекомендациям и под наблюдением национальных бухгалтерских ассоциаций;
  • • добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.

В Европейском сообществе процесс гармонизации учета имеет свои особенности, в основе которых:

  • • характер регулирования через законодательство, поэтому требуется трансформация финансовой отчетности;
  • • неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Голландия, Англия и Ирландия ориентированы на собственников и кредиторов; Бельгия, Люксембург — на защиту в первую очередь интересов банков; Франция -в основном на нужды макроэкономического планирования).

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что характеризует сальдовый баланс в денежной оценке?
  • 2. Что такое инвентарный баланс и на основании чего он составляется?
  • 3. По каким данным составляются книжные балансы?
  • 4. Какой документ является итогом налогового учета?
  • 5. На какие организации распространяется Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»?
  • 6. Какие вопросы рассматриваются в 4-ой директиве ЕС, принятой в 1978 г.?
  • 7. Назовите виды бухгалтерской отчетности организации.
  • 8. Как называется отчетность, которая составляется на основании данных синтетического и аналитического учета и подтверждается первичными документами?
  • 9. Что представляет собой налоговая отчетность организации?
  • 10. Когда и в какие сроки составляется годовая отчетность экономических субъектов РФ?
  • 11. На какую дату составляется текущая отчетность организации?
  • 12. Что представляет собой управленческая отчетность организации?
  • 13. Включается ли в годовую бухгалтерскую отчетность форма отчета об изменениях капитала?
  • 14. Дайте определение консолидированной отчетности.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >