Познавательно-речевое развитие гиперактивных детей старшего дошкольного возраста

Дети знакомятся с окружающим миром и осознают его постепенно, посредством собственных впечатлений, чувств, отношений. Приобщение детей к социальному миру требует от педагога мастерства, знания особенностей каждого ребенка. Эффективность процесса приобщения ребенка к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагогом.

Одним из главных «средств» становится сама социальная действительность. Важно показать детям мир «изнутри» и помочь им приобрести опыт, попять свое место в этом мире. Это достигается в том случае когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, ему понятны, доступны, личностно значимы для него.

Источники познания мира, используемые педагогом в процессе воспитания детей дошкольного возраста, разнообразны. Первая группа - источники, получение информации из которых вполне контролируемые и управляется взрослыми [23], [28].

Вторая группы - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности.

К третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый практически управлять не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, из собственных наблюдений) [28].

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников. Целенаправленная, продуманная педагогическая работа под руководством взрослого будет способствовать обогащению ребенка новыми знаниями и научит его самого анализировать, размышлять над тем, что он узнает.

Методические аспекты познавательно-речевого развития гиперактивных детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуально-познавательное и речевое развитие ребенка предполагает усвоение понятий под руководством взрослого. Основным результатом является изменение самого ребенка - его интеллекта, способностей, речи. Это изменение заключается в приобретении ребенком новых умений - способов, действий и методов.

В дошкольной педагогике проблема обучения изучалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Дидактическая система, разработана А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и другими, ориентирована на усвоение детьми знаний об окружающей действительности посредством методов и приемов, развивающих наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которое, по мнению Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Подьякова и других, обладают высокими интеллектуально-познавательными возможностями. Исследования Н.Н. Подьякова подчеркивают, что существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом:

  • - определенной системы знаний, отражающих существенные связи и зависимости той или иной области действительности;
  • - общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности имеет разные формы: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментальноисследовательскую, каждой из них соответствуют специфические методы и приемы.

1. Учебно-игровая модель. Цель данной модели состоит в адаптации старшего дошкольника к предстоящей учебной деятельности в школе. Задачами выступают усвоение понятий, отражающих влияние окружающего мира через игровые художественные образы, создание мотивации к учению через самостоятельное овладение способами познавательной деятельности, развитие эмоционально-личностной и интеллектуальной рефлексии. Интеллектуальнопознавательная деятельность приобретает игровую модель за чет постановки цели в художественном образе, мотив же деятельности остается реально ориентированным. Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет (Л.В. Кларин, И.Э. Куликовская и др.).

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели интеллектуально-познавательной деятельности:

А. игры на совершенствование внимания, эмоционально-волевой сферы и двигательной активности. В психолого-педагогических исследованиях предлагаются рекомендации взрослым, играющим с гиперактивными детьми: «сесть рядом с ребенком, а не напротив», «не над ребенком», чтобы быть вместе, чтобы было тепло, уютно и удобно обоим. В начале игры желательно создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Искреннее удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего эти игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п. Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда взрослый и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игра на согласование совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».

Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).

Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения.

Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например, «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем не похожи», «Найди лишнее» и другие.

Для упорядочения реакции при восприятии инструкции и воспитания умения удержать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что один из них будет, допустим, называть цифры, а другой должен сделать и сказать «Стоп», если произнесена условная цифра, например «7». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», «Да» и «Нет» не говорите», «Пол, нос , потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.

Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной с ребенком деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желание и потребность друг друга - одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в коллективе.

Б. Внутренний диалог педагога с собой как образец речевого рассуждения, включающего слова «Отчего-почему», «Если бы... то...» и другие, помогает детям осознать смысловое значение слов, отражающих общую взаимосвязь мира, природы, людей.

В. Игровые упражнения, побуждающие ребенка к установлению речевого контакта с объектом: «Закончи мою фразу...», «Я могу рассказать об этом...» и др.

Г. Наблюдения социальных явлений в реальной жизни (наблюдение транспорта на перекрестке, работы строителей и т.д.).

Д. Драматизация - ребенок берет на себя роль образа и ведет диалог (речевой, двигательный, мимический, шумовой).

2. Коммуникативно-диалоговая модель предполагает развитие у ребенка самостоятельности и активной позиции в процессе познания окружающего мира на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

В данной форме организации интеллектуально-познавательной деятельности предполагаются:

  • - проблемные ситуации, включающие видовые, родовые понятия. («Во дворе - большая ледяная горка. Как на нее взобраться, если нет ступенек?», «Масленица - форма выражения чувств радости при пробуждении природы»);
  • -вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании окружающего мира («Доволен ли ты как экскурсовод?»);
  • - игровые упражнения, например, на развитие фантазии («Поймай воображаемого котенка, забежавшего на веранду», игра «В зоопарк» и др).
  • 3. Экспериментально-исследовательская модель. Цель - развивать способность детей работать с исследуемыми объектами как средством познания окружающего мира. Данная модель строится как «интеллектуальное исследовательское поле», где происходит «встреча» непосредственного, эмпирического опыта ребенка и специально организованного интеллектуальнопознавательного. От ребенка требуется проявить способность аргументировать необходимость принятого им решения о путях достижения результата и применении его в жизнедеятельности.

В экспериментально-исследовательской модели используется:

  • - схематическое моделирование связей в создавшейся проблеме (между кем и кем, причина, вызвавшая проблему, следствие, возникшее в ее результате, возможные способы ее решения.);
  • - вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл явления, его содержание и закономерности;
  • - речевое и знаково-символическое моделирование путей решения ситуации;
  • - указание, стимулирующее детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чет-то, что описано в стихотворении», «Подбери красивые слова к картинке «Улица»;
  • - вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы, чтобы они чувствовали язык, его благозвучие, замечали ошибки и их исправляли. С этой целью используется прием «редактирования» текста. Вначале это делается с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Текст можно взять из литературного произведения, в него включить неправильные обороты. Это помогает понять и выделить те лексические единицы, которые влияют на смысл всего текста. На протяжении всего обучения необходимо, чтобы детям были ясны цель и мотив речевой деятельности: речь нужна, без нее трудно. В этом поможет забытый эпистолярный жанр, который вбирает в себя все типы связных высказываний, дает возможность выстроить свои мысли, рассуждать. Диктуя, ребенок следует за правилами грамматики. После того как будет написано письмо, его можно отредактировать.

Обучение гиперактивных детей предполагает чуткий подход со стороны взрослых. Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что взрослые его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в понимании и любви - не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

Когда становится трудно вспомнить, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность может пройти. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Исследования А.Л. Сиротюк, Н.Н. Заваденко, Л.А. Пасечник, посвященные вопросам обучения гиперактивных детей, обращают внимание на то, что характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, а затем 3-7 минут их мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Гипе-ративные дети имеют как бы «мерцающее» сознание, могут «впадать» в него и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дефицитариой работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того что бы сохранить концентрацию внимания, дети принимают адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности, например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки. Педагог требует, чтобы они «сели прямо» и «не отклонялись». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для этого расстройства также характерна постоянная внешняя болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Крутясь и двигаясь, гиперактивный ребенок умудряется все услышать и увидеть. Подвижность для такого ребенка — залог активности мозга, потребность, которую невозможно контролировать.

Ограничение двигательной активности, высаживание на стульчик и т.д. является наказанием для гиперактивного ребенка и снижает уровень активности его мозга. Вместо окрика или наказания воспитатель может отправить гиперактивного ребенка, предложив ему выполнить упражнения, заранее разученные.

Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие среди взрослых усиливает отрицательное поведение ребенка.

Важна единая линия поведения взрослых., согласованность из воспитательных действий.

С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, так как он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не следует часто делать замечания, лучше отвлечь ребенка. Количество запретов должно быть разумным.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Избегайте повторения слов «нет», «нельзя». Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была слишком длинной, не содержала сразу несколько указаний. Разговаривая, смотрите ребенку прямо в глаза.

Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вздохов, постарайтесь успокоится и не терять хладнокровия. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Взрослым необходимо помнить, что ребенок замечательный, особенно -активный, любознательный, творческий (возможно даже, гениальный). Просто к таким детям нужен особый подход, им нужна помощь, и только последовательные и длительные приемы могут сгладить проявления и этого состояния.

Не раздражайтесь, если ваш ребенок все делает на оборот. Спокойно повторите ему свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите. Добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня, завтра... вам надо только запастись терпением.

Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки сделать что-то, о чем Вы попросили, необходимо сразу поощрять.

Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >