Биография имама ас-Сануси

(832-895 х/1428-1490 м)

Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ибн Умар ибн Шуайб ас-Сануси ат-Тилимсани аль-Хасани родился 832 году по хиджре. Он был ученым в области хадиса (мухаддис), акыды (мутакаллим), логики (мантык) и чтений Корана. Он умер в Тлемсене.

Его ученик (Мухаммад ибн Умар ат-Тилимсани) аль-Маляли написал его обширную биографию под названием «Аль-мавахиб аль-кудсийя фи манакыб ас-санусийя» . В ней он пишет: «Велик его вклад в явные науки. Он овладел их основами (усуль) и ответвлениями (фуру). О чем бы он ни говорил, слушатель решал, что [никто из его современников] лучше в этом не разбирается, особенно это касалось таухида и рациональных наук. Также он обладал знаниями в тайных науках, но и из явных наук выводил то, что полезно для следующей жизни (ахира), особенно из тафсира и хадисов, поскольку всегда чувствовал, что Аллах его видит и сам будто бы видел ахира.

Его учителя

  • • Его отец.
  • • Шейх Наср аз-Завави.
  • • Алляма Мухаммад ибн Тузат
  • • Ас-сайид аш-Шариф Абуль-Хаджадж Юсуф ибн Абу Аббас аль-Хасани (наука о чтениях Корана (кыраат)).
  • • Абу Абдуллах аль-Хабзаб (астрономия).
  • • Имам Мухаммад ибн Аббас (усуль и мантык).
  • • Факих аль-Джалляб (фикх).
  • • Великий вали аль-Хасан Абракан ар-Рашиди. Имам ас-Сануси провел много времени рядом с ним, получил от него много пользы и бараката. Тот очень любил его и делал за него дуа, и Всевышний принял дуа вали.
  • • Его дядя, факих, хафиз Абуль-Хасан ат-Талюти. С ним он прочитал «Ар-Рисаля».
  • • Имам Абуль-Касим аль-Канабиши. С ним он прочитал «Иршад» имама аль-Джувейни и другие книги по акыде.
  • • Имам Абу Зейд ас-Са’алиби. У него он прочитал сборники Бухари, Муслима и другие книги по хадису, и тот передал ему все иджазы, которые имел.
  • • Имам, вали, захид Ибрахим ат-Тази надел на него халат (хирка) и передал ему разрешение на наставничество.
  • • Имам Абуль-Хасан аль-Кальсади аль-Андалуси обучил его науке о делении наследства и математике и передал ему все иджазы, которые у него были.

Имам ас-Сануси обладал кротким нравом, огромным терпением, не обращал внимания на неприятные вещи, которые о нем говорили, и слушал их с улыбкой, и не гневался, и не таил злобы, и ни с кем не был груб, и встречал каждого приятными словами и уважением, так что тот становился его другом.

Его ученик аль-Маляли передает, что имам говорил: «Следует ступать осторожно и смотреть под ноги, чтобы случайно не убить насекомое». Когда же он видел, как кто-то сильно бьет животное, то изменялся в лице и говорил тому: «Будь помягче, о благословенный», - и запрещал воспитателям бить детей.

Аль-Маляли передает, что слышал от своего учителя: «У Всевышнего Аллаха сто милостей. И их не получит никто, кроме тех, кто милостив ко всем творениям и испытывает сострадание к ним».

Когда он почувствовал смертельную болезнь, то перестал ходить в мечеть, поскольку был прикован к постели. Болезнь длилась десять дней, а затем он умер. Когда он был при смерти, его племянник делал ему талкын (читал над умирающим шахаду). Имам повернулся к нему и сказал: «А разве может быть иначе?!».

Дочь воскликнула: «Ты уходишь и оставляешь меня!» Тогда он сказал: «Скоро мы встретимся в Раю, если на то будет Воля Аллаха». И перед смертью он повторял: «Мы просим Всевышнего сделать так, чтобы мы и те, кого мы любим, произнесли шахаду и поняли ее смысл в момент смерти».

Имам скончался в воскресенье, восемнадцатого Джумад аль-Ахира 895 года хиджры, и люди почувствовали запах благовоний в момент его смерти, да смилуется над ним Аллах. И аль-Маляли сказал: «Он сообщил мне примерно за два года до смерти, что ему пятьдесят пять лет». Ат-Танбакити пишет в «Нейль аль-ибтихадж»: «Я читал у одного ученого, что он спросил аль-Маляли о возрасте его учителя и тот ответил: «Он умер в возрасте шестидесяти трех лет». Аллах знает лучше.

Его ученики

  • • Ибн Са’д
  • • Абуль-Касим аз-Завави
  • • Ибн Абу Мадейн
  • • Шейх Яхья ибн Мухаммад
  • • Ибн аль-Хадж аль-Байдари
  • • Ибн Аббас ас-Сагыр
  • • Валиулла Мухаммад аль-Каль’и и другие достойные ученые.

Его книги

• «Акыда ахли-т-таухид ва-т-тасдид аль-мухриджа мин зульматиль-джахли ва рибкати-т-таклид». Другое название: «Аль-Акыда аль-кубра». На нее существует много шархов (толкований).

  • • «Акыда ахли-т-таухид ас-сугра». Другое название: «Умм аль-Барахин». Многократно издавалась в Каире, Малайзии, Индии и других исламских странах. Является одним из основных текстов по акыде, который изучают во всем мире. Известно более семи ее стихотворных переложений и более шестидесяти шархов, к которым написано огромное количество хашия (примечаний на полях).
  • • «Аль-Муршида», также известная как «Аль-Акыда ас-Санусийя аль-вуста», и шарх на нее. На нее написано четыре хашия.
  • • «Шарх ан-Манзума аль-Джазаира». Другое название: «Аль-‘Акд аль-фарид фи халли мушкилят ат-таухид».
  • • «Аль-Мукаддима» (по философии) и шарх на нее. Дважды издавалась в Каире на полях «Сутра ас-Сугра». К этой книге существует три хашия.
  • • «Аль-Бурхан» и шарх на нее.
  • • «Мухтасар аль-мантык» и шарх на нее. На эту книгу написано более десяти шархов, помимо шарха самого автора.
  • • «Нусра аль-факыр», опровержение Абуль-Хасана ас-Сагыра аль-Макнаси (ум. в 719-м г. по хиджре).
  • • «Ат-Тыб ан-Набави» (Медицина Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).
  • • Шарх к книге «Аль-Исагуджи» по логике.
  • • Толкование двух свидетельств (шахады).
  • • Тафсир суры «Аль-Фатиха».
  • • Толкование Прекрасных Имен Аллаха.
  • • Шарх Сахих аль-Бухари (не окончен).

Шейх Абу Адам ан-Науриджи

Шейх Абу Адам перешел из христианства в Ислам в 1992-м году (в Китае). Затем он учился и получил иджазы по различным книгам ханафитского мазхаба и ашаритской акыды у различных шейхов Дамаска и Кувейта. Среди его учителей: шейх Мухаммад Тахир аль-Афгани (Абуль-Хасан), шейх Мустафа Чебаро (ученик шейха Абдур-Раззака аль-Халяби), шейх Имад Нахляви, шейх Ахмад аш-Шами (Шихабуддин Абу Амр), шейх Мухаммад Джумуа (один из видных учеников шейха Абдур-Раззака аль-Халяби).

Цепочка передачи Знания, которая восходит от шейха Абу Адама к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

Абу Адам ан-Наруджи - Мустафа Чебаро и Мухаммад Джуму'а - Абдур-Раззак аль-Халяби - Мухаммад ибн Аляви альМалики - Абдуллах ибн Сыддык аль-Гумари - Ахмад ибн Сыддык аль-Гумари - Мухаммад ибн Сыддык аль-Гумари - Мухаммад Дувайдар ат-Таллави - Ибрахим аль-Байджури - имам аль-Амир аль-Кабир - Бадр аль-Хафни - аль-Бадайри - Ибрахим аль-Курди -Сафиюддин аль-Кашаши - имам Шамсуддин ар-Рамли - имам Закария аль-Ансари - хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни - Абдур-Рахман Абу Хурейра - Имам аз-Захаби - Абдур-Рахман Ибн Мухаммад аль-Факых - Умар ибн Табарзад - Мухаммад ибн Абдуль-Бакы - Абу Мухаммад аль-Джавхари - Мухаммад ибн аль-Музаффар - имам Абу Джа'фар ат-Тахави - Абу Джа'фар Ахмад ибн Аби Имран - имам Абу Юсуф - имам Абу Ханифа - Хаммад ибн Аби Сулейман - Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи - Алькама ибн Кайе, Асвад ибн Язид и Абу Абдур-Рахман Абдуллах ас-Сулами. Алькама и Асвад были учениками Абдуллаха ибн Мас'уда. Абу Абдур-Рахман ас-Сулами брал знания у Али ибн Аби Талиба. Абдуллах ибн Мас'уд и имам Али были сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >