Качества, которыми обязательно описывать Всевышнего Аллаха

Среди качеств, обязательно присущих нашему Господу, есть следующие двадцать.

  • 1. Существование (Аль-Вуджуд).
  • 2. Безначальность (Аль-Кыдам).

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Он - Аль-Авваль». Это означает, что Он существовал до всего остального и что Ему не предшествовало небытие. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах существовал - и не было

ничего другого»[1]. Таким образом, существование Аллаха не подобно существованию сотворенного, потому что существование Аллах безначально, обязательно и независимо.

3. Бесконечность (Аль-Бака).

Всевышний Аллах сказал в Коране: это можно перевести как «Вечен только Аллах» - в абсолютном смысле. Невозможно представить завершение Его существования.

4. Неподобие Аллаха «возникшему», то есть всему, что имеет начало (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис).

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». Всевышний Аллах сотворил все, дал всему существование, следовательно, Он не похож ни на что. Например, Ему не присущи смерть, лучи света, темнота, цвет, дух, покой, движение, образ, форма, деление на части, границы, исчислимость, способ, масса, место или направление, потому что все эти качества выбраны Создателем и, следовательно, должны иметь начало.

Необходимо держать в голове, что все сотворенные вещи имеют одну общую черту (неважно, предмет это или качество) -все они имеют начало. Поскольку само определение созданного -это то, чему было дано начало.

Общее правило таково: что бы ты ни представил своим разумом, Аллах на это не похож. Передается, что знаменитый сподвижник и двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибн Аббас (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Размышляйте обо всем, но не размышляйте о Сущности Аллаха». Он сказал так, поскольку это может привести к уподоблению Аллаха творениям, что является неверием (куфр). Оно (уподобление) противоречит вере в

Единственность Аллаха, поскольку приводит к заблуждению, будто бы у Аллаха есть равный. Также оно противоречит аяту Корана: «Нет ничего подобного Ему».

Великий исламский ученый Ибн Асакир сказал: «Нельзя спросить ни: «Когда Он был?» - ни: «Где Он был?» - ни: «Как Он был?» Он существовал - и не было пространства, и Он дал всему существование и запустил отсчет времени».

5. Самодостаточность, что означает отсутствие нужды в месте и уточнении (Аль-Кияму би нафсихи).

Всевышний Аллах сказал в Коране[2] (смысл): «О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах не нуждается ни в чем, Он Тот, Кто достоин хвалы».

6. Единственность, нет второго, подобного Ему в Его Сущности, качествах и действиях (Аль-Вахданийя).

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Скажи: Он -Аллах - Един». Слово «Един» здесь употреблено в абсолютном значении, то есть невозможно, чтобы Аллах имел равного Себе в Сущности, действиях или качествах, или имел сотоварища, или части. Также невозможно, чтобы Всевышний Аллах имел два одинаковых качества, например, два Могущества или два Знания.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллах Един не в смысле количества, а в том смысле, что невозможно, чтобы Он был разделен на части. Он Един во всех значениях, в то время как все остальное бывает единым в каком-то одном смысле и не бывает во всех остальных».

Эти упомянутые качества, первое из них, Существование, называется сыфат нафсийя, то есть сущностный атрибут, он просто характеризует существующее без придания дополнительных смыслов. Следующие пять - сальбийя, то есть

апофатические атрибуты. Это такие качества, которые отрицают недостатки: наличие начала, возможность конца, сходство с сотворенным, нужда в чем-то, наличие равного в сущности, качествах и действиях.

Затем существует семь других качеств, которыми необходимо описывать Всевышнего Аллаха. Они называются сыфат аль-ма’ани, то есть смысловые качества.

7) Могущество (Аль-Кудра).

Всевышний Аллах говорит в Коране[3] (смысл): «Аллах над всякой вещью Мощен».

8) Воля (Аль-Ирада), и оба этих атрибута распространяются на любую возможную вещь, неважно, существует эта вещь или не существует.

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Поистине, ваш Господь делает, что пожелает». Атрибут «Могущество» -это предвечный атрибут, посредством которого Всевышний Аллах создает то, существование чего допустимо, или уничтожает это в соответствии со Своей Волей. Его Воля - это предвечный атрибут, посредством которого Он придает вещам допустимые качества. На все созданное распространяются Его Воля и Могущество. Он создал все действия творений, такие, как неверие, вера, подчинение, неподчинение, болезнь и здоровье.

Здравый рассудок признает, что Могущество Бога распространяется на все допустимые вещи, даже на те, которые еще не существуют. Оно не распространяется на невозможное, то есть на то, чего не может быть. Само слово «невозможное» здесь относится к допущениям существования чего-либо, что противоречит логике. Например, человек утверждает, что Аллах описан атрибутами абсолютного совершенства, и при этом заявляет, что Он имеет ограничения. Понятие «абсолютное

совершенство» не совместимо с наличием ограничений, следовательно, невозможно, чтобы Всевышний Аллах был чем-либо ограничен. Заметьте, что допущения невозможного относятся к вещам, которые не могут существовать, таким образом, они, на самом деле, не являются вещами. Это лишь словесный абсурд и логические противоречия.

Пример такого логического противоречия очевиден из доказательства, почему утверждение, что Аллах имеет сына, является неверием. Основное значение слова «сын» - это нечто производное, то есть то, что произошло от чего-то иного. Другими словами, утверждение, что Аллах имеет сына, есть в сущности утверждение, что Аллах множится или делится. Однако это противоречит убеждению, что Аллах Един. Невозможно, чтобы что-то было одновременно единым и множественным. Следовательно, невозможно, чтобы Всевышний Аллах имел сына.

Данное утверждение действительно является неверием, даже в качестве образного выражения. Это потому что слово «сын» противоречит понятию господства: будет абсурдом утверждать, что кто-то «управляет» своим «сыном». Некто не может быть кому-то одновременно сыном и личной собственностью. Иными словами, утверждать, что Аллах имеет сына, значит отрицать то, что Он обладает абсолютным господством над всем созданным[4], и таким образом придавать недостаток Его господству. Идея иметь сына не совместима с верой в Единого Создателя и в Его абсолютное господство над созданным. Поэтому мусульмане обязаны верить, что иметь сына невозможно в отношении Аллаха, но это никак не связано с неспособностью, потому что это

нелогично и бессмысленно. Если кто-то спросит, может ли Аллах иметь сына, это равносильно тому, чтобы он спросил, может ли число три быть числом четыре. Правильным ответом на это будет: «Невозможно, чтобы Аллах имел сына».

Из вышесказанного следует, что приписывать Аллаху сына является неверием. Ведь это предполагает несовершенство Божественности Аллаха, то есть несовершенство в том, что Он Создатель и Хозяин всего.

Тем не менее, будет неверием утверждать, что Аллах «не способен» иметь сына, поскольку это неуважение к Его Могуществу. Правильно будет сказать: «Невозможно, чтобы Аллах имел сына», - или: «Является абсурдом придавать Аллаху сына». Иметь сына не присуще Создателю, следовательно, это не имеет никакого отношения к атрибуту Аллаха Могущество. Могущество творить - это могущество давать вещам начало, и оно не распространяется на невозможное.

Неужели не очевидно, что тот, кто имеет сына, не является Творцом по причинам, изложенным выше? Поэтому, если мы говорим, что Аллах является Творцом, мы понимаем, что у Него нет сына. Утверждать, что кто-то является Творцом и одновременно с этим имеет сына, - это все равно, что утверждать, что круг может быть квадратным.

Обратите также внимание на то, что все существующие вещи в прошлом, настоящем или будущем относятся к категории допустимого и, следовательно, на них распространяются Воля и Могущество Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Коране[5] (смысл): «Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет Воли Аллаха». Это очевидно, ведь Аллах знает обо всем, и нет никого, могущественнее Него. Поэтому все, что происходит, происходит в соответствии с Его Знанием и Могуществом.

К вопросу о том, что все существует по Воле Аллаха, будет уместно привести спор, который произошел между му’тазилитом аль-Кади Абдуль-Джаббаром и великим имамом Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а Абу Музаффаром аль-Исфарайини. Когда они встретились, Абдуль-Джаббар сказал: «Велик Аллах, Который чист от всего дурного». Это образное выражение; он имел в виду, что Аллах не творит зло. Это мысль, выводящая из Ислама, поскольку мусульманин обязан верить, что Аллах — единственный творец, как Он сказал в Коране, Он сотворил все, и никто ничего не желает, если того не желает Он.

Имам аль-Исфарайини заметил его уловку и ответил: «Велик Аллах, без Воли Которого ничто не происходит». Му’тазилит продолжил спор: «Нашему Господу нравится, когда Ему не подчиняются?» Аль-Исфарайини быстро ответил: «Можно ли Ему не подчиниться без Его на то Воли?» Тогда Абдуль-Джаббар предпринял еще одну попытку победить противника: «Если Бог лишил меня наставления, а затем постановил, что меня надо уничтожить за это, это справедливо?» Аль-Исфарайини спокойно ответил: «Если бы Он лишил тебя того, что тебе принадлежит, то это было бы несправедливо; но если оно не было твоим по праву, то Аллах делает со Своими творениями, что пожелает». Абдуль-Джаббар умолк и не продолжал спор. Аллах — истинный владыка всех творений.

  • 9) Знание (Аль-’Ильм) распространяется на все обязательное, невозможное и допустимое. Поистине, ничто не скрыто от Знания Аллаха, включая: что должно быть, что было, что есть, что будет, что может быть и чего не может быть никогда. Ни кварк, ни атом не придут в движение без Знания Аллаха, Его Воли и Могущества. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Поистине, Аллах знает о каждой вещи».
  • 1

Сура «Аль-Бакара», аят 231; 2:231.

10) Жизнь (Аль-Хайят), которая не связана ни с чем и которая не может иметь ни начала, ни конца, которая не похожа на жизнь творений и для которой не нужны ни тело, ни дух.

Всевышний Аллах сказал в Коране[6] (смысл): «И полагайся на Того, Кто описан вечной Жизнью и Который не умрет».

  • 11) Слух (Ас-Сам’).
  • 12) и Зрение (Аль-Басар). И каждый из этих атрибутов связан со всем существующим.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Нет ничего подобного Ему, Он Слышащий, Видящий». Из этого аята понимается, что Его Слух и Зрение не подобны нашим слуху и зрению. Они не нуждаются в наличии органов, таких, как глаза или уши. Они не зависят от колебаний воздуха, расстояния или света, в отличие от слуха и зрения творений. Причина этого - в том, что Аллах Един и ни в чем не нуждается. Его Слух и Зрение также не дискретны (то есть не прерывисты и не состоят из частей), потому что Аллах не изменяется. То, что можно услышать и увидеть из творений, - дискретно, однако Слух и Зрение Аллаха - нет.

13) Речь (Аль-Калям), не из звуков и букв, связанная с тем, с чем связано Его Знание.

Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «И Аллах говорил с Мусой разговором». Имеется в виду, Он говорил Своей Речью, которая не состоит из звуков и букв.

В вечной жизни мусульмане услышат речь Аллаха, как ее услышал Муса (мир ему). Также они увидят Его, однако при этом Он не будет находиться в каком-либо направлении, месте, на расстоянии и не будет иметь форму. Имам аль-Бухари передал достоверный хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Со всеми из вас Господь ваш будет

говорить без посредника. И в вашем взгляде не будет недостатка, который не позволил бы видеть Его (без того, чтобы Он имел форму или находился в каком-то направлении или месте)».

Имеется в виду, что все услышат Его Речь, при том, что она не будет состоять из букв, звуков, слов, она не будет прерывистой и не будет иметь начало или конец. Она вечна и потому не имеет начала. Так оно и есть, ведь Речь Аллаха не сотворена. Каждый поймет все то, что Аллах пожелает, чтобы этот человек понял.

Аналогично этому, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что мусульмане увидят Аллаха, без того чтобы Аллах находился в каком-либо направлении или месте, на каком-либо расстоянии и имел бы тело, образ или форму. Немусульмане будут лишены этой привилегии.

Другими словами, это не подобно тому, чтобы услышать или увидеть творение, ведь Аллах сказал в Коране (смысл): «Нет ничего подобного Ему».

Заметьте, что Его Слух, Зрение и Речь - это необходимые, а не допустимые атрибуты, и ими обязательно описывать Всевышнего Аллаха. Поэтому мы не говорим, что Аллах способен слышать, видеть или говорить, ведь это влечет за собой предположение, что Он лишь допустимо слышит, видит или говорит, а это неверие (куфр). Итак, мы говорим, что Аллах слышит, или Аллах видит, или Аллах говорит, но ни в коем случае нельзя сказать: «Аллах может слышать», - или: «Аллах может говорить».

Последние 7 из 20-ти атрибутов известны как сифаты ма'навийя, то есть атрибуты, относящиеся к смыслам.

С точки зрения лингвистики, сыфаты ма'навийя указывают на прилагательные, которые сообщают, что определяемый ими имеет некий атрибут. Таким образом, нельзя говорить об этих

1

Сура «Аш-Шура», аят 11; 42:11

атрибутах, не говоря о смысле, к которому они относятся. Например, атрибут «могущественный», который является сифатом ма'навийя, сообщает о том, что некто, кто описан атрибутом могущество, безусловно, могущественный.

Если выучить смысловые атрибуты, атрибуты, относящиеся к смыслам, станут очевидны. К примеру, иметь атрибут могущество автоматически означает быть могущественным, но, ввиду важности этого аспекта, многие ученые по-прежнему настаивают на выделении этих атрибутов.

Они вытекают из семи предыдущих атрибутов, и это то, что Всевышний Аллах:

  • 14) Могущественный (Аль-Кадир), или Тот, Кто описан Могуществом;
  • 15) Волеизъявляющий (Аль-Мурид), или Тот, Кто описан Волей;
  • 16) Знающий (Аль-’Алим), или Тот, Кто описан Знанием;
  • 17) Живой (Аль-Хайй), или Тот, Кто описан Жизнью, которая не имеет возможности начала или конца, не похожа на жизнь творений и не нуждается в теле или душе;
  • 18) Слышащий (Ас-Сами’), или Тот, Кто описан Слухом;
  • 19) Видящий (Аль-Басыр), или Тот, Кто описан Зрением;
  • 20) Говорящий (Аль-Мутакаллим), или Тот, Кто описан Речью, которая не состоит из букв и звуков и не связана с языком.

  • [1] Аль-Бухари в «Сахих», № 3019 2 Сура «Ар-Рахман», аят 27; 55:27. 3 Сура «Аш-Шура», аят 11; 42:11. 4 «Фатх аль-Бари», 13/383
  • [2] Сура «Фатыр», аят 15; 35:15. 2 Сура «Аль-Ихляс», аят 1; 112:1. 3 Мухаммад ибн Аби Я'ля, «И'тикад аль-имам аль-мубаджжаль Ибн Ханбаль» - в 2-х томах - Ливан, Бейрут: Дар аль-Ма'рифа - с. 1/293.
  • [3] Сура «Аль-Бакара», аят 20; 2:20. 2 Сура «Худ», аят 107; 11:107.
  • [4] Всевышний Аллах является абсолютным Хозяином всего, потому что Он сотворил все существующее из небытия. Мы же хозяева чего-то не абсолютно, а лишь постольку, поскольку Аллах нас этим наделил. Именно поэтому мы не можем делать все, что захотим, с теми вещами, которыми мы обладаем. Так, мы не можем без причины уничтожать наши ценности или раздавать наше наследство кому пожелаем. Иначе говоря, подлинным Хозяином всех вещей является Всевышний Аллах, а наше обладание чем-то - это просто метафора.
  • [5] Сура «Аль-Инсан», аят 30; 76:30.
  • [6] Сура «Аль-Фуркан», аят 58; 25:58. 2 Сура «Аш-Шура», аят 11; 42:11. 3 Сура «Ан-Ниса», аят 164; 4:164.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >