АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Общие вопросы борьбы с международным терроризмом

с международным терроризмом

Акты терроризма представляют все большую угрозу безопасности Российской Федерации и других государств. Нередко такие акты носят международный характер и создают опасность межгосударственным отношениям, дестабилизируют международную обстановку. Можно констатировать, что терроризм превратился в глобальную проблему современности, а сама борьба с международным терроризмом не может быть делом только одного государства или ряда отдельных государств, это проблема всего человечества. Рано или поздно она может затронуть любое государство.

Ключевым вопросом в борьбе с международным терроризмом является выработка его общего определения, закрепление его международно-правового состава в универсальном международном договоре. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов, существование многочисленных организаций различного уровня и характера, участвующих в тех или иных формах в борьбе с международным терроризмом, в настоящее время нет ни одного универсального международного договора. В то же время в универсальных международных договорах содержатся частные составы различных проявлений терроризма (захват заложников, незаконные акты, угрожающие безопасности гражданской авиации, морского судоходства, бомбовый терроризм и т. д.). На государственном уровне также наблюдается самое произвольное определение терроризма.

Иными словами, отсутствует общая основа, необходимая для построения единого механизма борьбы с международным террориз мом. Пока можно говорить лишь об условном, собирательном определении международного терроризма, содержащем признаки ряда преступлений, которые мировое сообщество относит к таковым посредством международных договоров.

На региональном уровне определение терроризма нашло закрепление в ряде международных договоров. Так, в Договоре о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, заключенного 4 июня 1999 г. в Минске, под терроризмом понимается противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иные деяния, подпадающие под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также другими общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Следует заметить, что в международном договоре межведомственного характера - Протоколе о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом к Договору о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, заключенном в 1995 г. спецслужбами и органами безопасности государств - участников СНГ, под терроризмом понимаются: преступления, предусмотренные национальным законодательством государств - участников данного Протокола; преступления, предусмотренные международными конвенциями, заключенными под эгидой ООН; преступления, при совершении которых применяются взрывчатые вещества, взрывные устройства и другие опасные для жизни невинных людей средства массового поражения, действия по получению доступа к ядерному, химическому или бактериологическому (биологическому) материалу или оружию для использования его в террористической деятельности, организационная деятельность по подготовке вышеназванных преступлений или действий, покушение на их совершение или соучастие в них.

В Азиатском регионе Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. к терроризму наряду с преступлениями, предусмотренными в антитеррористических конвенциях и протоколах, перечень которых приведен в приложении к этой Конвенции, относятся деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как и организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему. При этом такие деяния должны преследовать цель запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с законодательством участников названной Конвенции[1].

Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.), участником которой является и Россия, к актам терроризма, в частности, относит: правонарушения, относящиеся к применению Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.; правонарушения, относящиеся к применению Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиа-

ции, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.; тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей; правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение свободы; правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерно с тем, насколько подобное использование представляет опасность для людей; попытка совершения одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает или пытается совершить подобное правонарушение.

Для Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 г.) «террористическое преступление» означает любое из преступлений в рамках положений и определений, содержащихся в одном из договоров, перечисленных в приложении к этой Конвенции[2]. В этот список включены универсальные международные договоры антитеррористической направленности. Кроме того, согласно Конвенции признаются как преступление публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка и подготовка террористов, другие деяния, рассматриваемые как сопутствующие (соучастие, организация и наставление других лиц, содействие). При этом для признания деяния преступным не требуется, чтобы террористическое преступление было фактически совершено.

Наряду с перечисленными международными договорами определение терроризма дано в Конвенции о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер 1971 г., заключенной в рамках Организации американских государств, а также Конвенции американских государств против терроризма 2002 г., Региональной конвенции Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии по борьбе с терроризмом 1987 г. На Ближнем Востоке заключена Кон

венция Организации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом, в которой нашли отражение термины «терроризм» и «террористическое преступление».

Ввиду большего разнообразия определения терроризма актуальной задачей мирового сообщества является выработка его общего определения, в том числе международного терроризма. Оно должно содержать наиболее общие признаки, закрепленные в уже принятых антитеррористических конвенциях и протоколах, в том числе уточнение формулировки целей, характерных для актов терроризма. Разработанное определение необходимо закрепить во всеобъемлющей конвенции с привлечением к участию в ней максимального числа государств. Работа в этом направлении уже ведется. В рамках ООН еще в 2000 г. начата разработка всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

В связи с опасностью, которую представляют акты терроризма для жизненно важных интересов государств, возникает потребность в дальнейшем совершенствовании противодействия актам терроризма путем их выявления, предупреждения и пресечения, а также в ликвидации или минимизации последствий, которые могут наступить в результате совершения этих преступлений. Это обусловливает необходимость принятия мер политического, правового, экономического, организационного и иного характера - мер комплексных, взаимодополняющих внутригосударственного и международного уровня.

В настоящее время сформировалась международная система противодействия терроризму. Она предусматривает сотрудничество государств и их компетентных органов и его международно-правовое регулирование на глобальном (универсальном), региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях и функционирует на основе принципов:

  • - безоговорочного осуждения как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись;
  • - недопустимости оправдания актов терроризма независимо от того, какими бы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера ни руководствовались лица, их совершающие;
  • - бескомпромиссной борьбы с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях;
  • - укрепления международного сотрудничества между государствами, международными организациями по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм международного терроризма;
  • - обеспечения задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты и оказывающих им содействие, согласно положениям международных договоров и внутригосударственного права;
  • - непредоставления убежища лицам, занимающимся террористической деятельностью или оказывающим им содействие;
  • - недопустимости участия государств в организации, подстрекательстве, оказании помощи или участии в террористических актах в другом государстве или содействия организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов.

Также можно выделить принципы, которые вытекают из вышеизложенных общих положений и отражают особенности международной борьбы с терроризмом:

  • - сотрудничества друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
  • - принятия совместных усилий в целях предотвращения и пресечения террористических актов;
  • - предотвращения и пресечения использования своей территории для подготовки любых актов терроризма;
  • -воспрепятствования финансированию деятельности террористов и террористических организаций;
  • -расширения сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом путем заключения специальных международных договоров и скорейшего претворения их в жизнь;
  • - приведения своего внутреннего законодательства в соответствие с международными договорами в области борьбы с международным терроризмом;
  • - оказания друг другу всемерного содействия в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием в случае совершения террористического акта;
  • - предотвращения передвижения террористов или террористических групп через государственные границы и др.

На глобальном уровне международное сотрудничество осуществляется преимущественно в рамках универсальных международных организаций. Наиболее активное участие в данном вопросе принимает ООН и ее специализированные учреждения. Под их эгидой заключено 15 универсальных международных конвенций и протоколов антитеррористической направленности. Эти договоры охватывают вопросы борьбы с самыми различными формами и проявлениями терроризма. Они предусматривают составы преступлений, связанных с международным терроризмом, основные правила сотрудничества государств в данной области. К таким международным договорам можно отнести Токийскую конвенцию о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г., Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 г., Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокол 2005 г. к ней, Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. и Протокол 2005 г. к нему, Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. Следует заметить, что происходит процесс расширения как сфер, подпадающих под регулирование этих международных договоров, так и их участников.

В рамках ООН и ряда других универсальных международных организаций принято множество международных документов, которые, несмотря на их рекомендательный характер, отражают идеи и подходы всего мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом и его проявлениями. Среди таких документов следует отметить резолюцию 49/60 от 9 декабря 1994 г. и приложение к ней, содержащее Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. Этот документ занимает важное место в координации усилий в борьбе с международным терроризмом и, несмотря на то, что Декларация носит рекомендательный характер, в ней закреплены меры, которые государствам следовало бы предпринимать в борьбе с этим явлением. Многие из них уже нашли отражение в международном праве. В Декларации, в частности, указано, что государства обязаны воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничества им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов. Кроме того, отмечено, что государства должны выполнять свои обязательства по Уставу ООН согласно другим положениям международного права в отношении борьбы с международным терроризмом.

Государствам настоятельно предлагается:

  • - обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;
  • - стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;
  • - сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
  • - оперативно предпринимать все необходимые шаги к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, участниками которых они являются, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями;
  • - принимать надлежащие меры до предоставления убежища для установления того, что ищущее убежище лицо не занималось террористической деятельностью, а после предоставления убежища -для обеспечения того, чтобы статус беженца не использовался в целях, связанных с террористической деятельностью.

В связи с событиями, происшедшими 11 сентября 2001 г. в США, Совет Безопасности ООН 12 сентября 2001 г. принял резолюции 1368 (2001), 1373 (2001), где перечислил меры, которые должны предпринимать государства в борьбе с актами терроризма. Так, согласно резолюции 1373 (2001)[3] все государства должны:

  • - предотвращать и пресекать финансирование террористических актов;
  • - ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались - или при осознании того, что они будут использованы, - для совершения террористических актов;
  • - безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению; организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц и организаций, включая средства, полученные или приобретенные с помощью собственности, прямо или косвенно находящейся во владении или под контролем таких лиц и связанных с ними лиц и организаций;
  • - запретить своим гражданам или любым лицам и организациям на своей территории предоставления любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов, или финансовых или иных соответствующих услуг, прямо или косвенно, для использования в интересах лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или содействуют или участвуют в их совершении, организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц.

Кроме того, все государства должны:

- воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки -активной или пассивной - организациям или лицам, замешанным в террористических актах, в том числе путем пресечения вербовки

членов террористических групп и ликвидации каналов поставок оружия террористам;

  • - принять необходимые меры в целях предотвращения совершения террористических актов, в том числе путем раннего предупреждения других государств с помощью обмена информацией;
  • - отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты, или предоставляет убежище;
  • - оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, которые имеют отношение к финансированию или поддержке террористических актов, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для такого преследования;
  • -предотвращать передвижение террористов или террористических групп с помощью эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность, и проездных документов и др.
  • 12 ноября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1377 (2001), в которой постановил принять прилагаемую к этому документу Декларацию о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В ней было обращено особое внимание на то, что акты международного терроризма противоречат целям и принципам Устава ООН и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержи актов международного терроризма, также противоречат целям и принципам Устава ООН.

В целях улучшения координации усилий на национал субрегиональном, региональном и международном уровнях в борьбе с актами ядерного, химического и биологического терроризма Советом Безопасности ООН на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 г. была принята резолюция 1540 (2004). В соответствии с этим документом и в интересах его реализации создан «Комитет 1540», являющийся вспомогательным органом Совета Безопасности.

В резолюции 1566 (2004), принятой Советом Безопасности ООН на его 5053-м заседании 8 октября 2004 г., содержится призыв к государствам всецело сотрудничать, в соответствии с их обязательствами по международному праву, в борьбе с терроризмом, особенно с теми государствами, в которых или против граждан которых были совершены террористические акты, в целях поиска тех, кто оказывает поддержку или содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов либо предоставляет убежище, отказывать таким лицам в убежище и привлекать их к судебной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».

Данным документом также принято постановление учредить рабочую группу в составе всех членов Совета Безопасности ООН для рассмотрения и представления Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»[4]. Такие меры, в частности, касаются выдачи, замораживания их финансовых активов, предотвращения их передвижения через территории государств, предотвращения обеспечения их любыми типами вооружений и связанных с ними материалов. Режим подобного рода санкций изменялся и укреплялся последующими резолюциями, включая резолюции 1333 (2000), 1390 (2002), 1455 (2003), 1526 (2004), 1617 (2005) и 1735 (2006). В настоящее время данные санкции распространяются на всех лиц и на все организации, связанные с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном и (или) «Талибаном», где бы они не находились. Лица и организации, в отношении которых применяются санкции, включаются в сводный перечень. Комитет по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан» тесно сотрудничает с Интерполом. Результатом такого сотрудничества стала инициатива, направленная на оказание помощи государствам в выявлении лиц, значащихся в сводном перечне, посредством распространения специальных уведомлений по линии ООН-Интерпола.

Все указанные резолюции принимались на основании гл. VII Устава ООН и требуют, чтобы все государства приняли меры по замораживанию активов указанных лиц, запрету на их междуна

родные поездки, вводили эмбарго в отношении незаконных поставок оружия.

Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности ООН на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 г., содержит призыв ко всем государствам принять такие меры, которые могут быть необходимы и уместны и будут соответствовать их обязательствам по международному праву, чтобы: законодательно запретить подстрекательство к совершению террористического акта или актов; предотвращать такое поведение; отказывать в убежище любым лицам, в отношении которых имеется достоверная и соответствующая информация, дающая серьезные основания считать их виновными в таком поведении. Государства призываются к сотрудничеству, в частности, в целях укрепления безопасности своих международных границ, в том числе путем борьбы с использованием подложных проездных документов и, по мере возможности, путем внедрения более эффективных процедур контроля в целях выявления террористов и обеспечения безопасности пассажиров, с тем чтобы предотвратить въезд лиц, причастных к террористической деятельности, на свою территорию.

Особо следует отметить Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, которая была принята 20 сентября 2006 г. резолюцией 60/288 ее Генеральной Ассамблеи. В приложении к резолюции приведен план действий мирового сообщества в данной области, предусматривающий наиболее важные меры, которые следует предпринять. В частности, в этом документе предусмотрены меры: по устранению условий, способствующих распространению терроризма; предотвращению терроризма и борьбе с ним; укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области; обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

Для выработки мер по борьбе с терроризмом ООН использует самые различные формы международного сотрудничества. Одним из наиболее эффективных способов стало проведение международных конгрессов по обмену опытом. Непосредственно рассматриваемой проблеме борьбы с международным терроризмом был посвящен восьмой Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который проходил в Гаване с

21 августа по 7 сентября 1990 г. На этом Конгрессе был принят документ «Меры по борьбе с международным терроризмом». В нем содержатся положения, связанные с выработкой определения международного терроризма, очерчены проблемы в области борьбы с этим противоправным явлением, указаны меры, направленные на активизацию международного сотрудничества в целях эффективного и единообразного предупреждения терроризма и борьбы с ним, определены потенциальные объекты нападений, имеющие высокую степень уязвимости, подчеркнута неприменимость оправдательных аргументов, рассмотрены вопросы юрисдикции, выдачи, взаимной помощи, контроля за оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, защиты судей и работников уголовного правосудия, защиты жертв актов терроризма и защиты свидетелей, обращения с правонарушителями, кодификации международного уголовного права, а также повышения эффективности международного сотрудничества, уточнена роль средств массовой информации.

Заключенные в рамках региональных международных организаций региональные договоры в области борьбы с международным терроризмом, как правило, детализируют универсальные международные договоры, устанавливая конкретные правила взаимодействия государств и их компетентных органов и, как было указано выше, содержат отдельные составы деяний, связанных с терроризмом. Так, заключенная в Страсбурге в рамках Совета Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., наряду с определением деяний, являющихся преступными, охватывает вопросы выдачи лиц, совершивших эти деяния, оказания взаимной правовой помощи друг другу и ряд других вопросов.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. также предусмотрела целый комплекс мер по предотвращению террористических преступлений. Ее цель заключается в активизации усилий сторон, направленных на предупреждение терроризма и его негативных воздействий на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с должным учетом действующих применимых многосторонних или двусторонних договоров или соглашений ее участников. В частности, каждый участник Конвенции принимает такие меры, которые могут потребоваться для совершенствования и развития сотрудничества национальных органов в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий, посредством, помимо прочего, обмена информацией, улучшения физической защиты людей и объектов; совершенствования подготовки и планов координации действий в чрезвычайных ситуациях. В Конвенции получил дальнейшее развитие понятийный аппарат, в частности, нашли закрепление такие понятия, как «террористическое преступление», «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления», «вербовка террористов» и «подготовка террористов». В документе нашли отражение вопросы наказания террористов, их выдачи, международного сотрудничества по уголовным делам, предоставления защиты, компенсации жертвам терроризма и другие актуальные вопросы противодействия терроризму[5].

Согласно Договору о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г. его стороны взяли обязательство осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма в соответствии с положениями этого документа, другими международными обязательствами и национальным законодательством. Такое сотрудничество осуществляется на основании запросов заинтересованной стороны об оказании содей

ствия или по инициативе стороны, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой стороны. Важное внимание в этом договоре уделяется сотрудничеству компетентных органов.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г., далее - Конвенция 2001 г.)[6] также сделан акцент на международном межведомственном сотрудничестве. Согласно ее положениям компетентные органы осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем: обмена информацией; выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, указанных в Конвенции (далее - актов терроризма), и взаимного уведомления о результатах их осуществления; принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства этих деяний, направленных против других участников; принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и (или) организациям для совершения актов терроризма; принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению актов терроризма; достижения по взаимному согласию сторон договоренностей об иных формах сотрудничества, включая в случае необходимости оказание практической помощи по пресечению актов терроризма и ликвидации их последствий. Такие договоренности оформляются соответствующими протоколами, которые составляют неотъемлемую часть рассматриваемой Конвенции.

Согласно Конвенции 2001 г. стороны обмениваются информацией о подготовке к совершению преступлении в отношении глав государств и иных государственных деятелей, сотрудников диплома-

тических представительств, консульских учреждений и международных организаций, других лиц, пользующихся международной защитой, а также участников государственных визитов, международных и государственных политических, спортивных и иных мероприятий. Обмену подлежит информация об организациях, группах и лицах, готовящих и (или) совершающих деяния, указанные в Конвенции, а также иным образом участвующих в этих деяниях, включая их цели, задачи, связи и иные сведения. Это же касается передачи данных: о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, передаче, перемещении, сбыте и использовании сильнодействующих ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, в целях совершения актов терроризма; формах, методах и средствах совершения преступлений. Чтобы лишить террористов подпитки денежными средствами, участники этого международного договора обмениваются информацией о выявленных или предполагаемых источниках финансирования совершаемых ими преступлений.

Взаимодействие между компетентными органами в рамках Конвенции 2001 г. осуществляется на основании запроса об оказании содействия, а также путем информирования по инициативе компетентного органа одного из государств-участников.

Кроме того, в международных договорах стал более подробно детализироваться механизм проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, 7 октября 2002 г. в Кишиневе был подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств. Само Положение является неотъемлемым приложением к Протоколу, являющемуся международным договором.

Названное Положение определяет организационные основы и порядок проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. Оно включает общие вопросы проведения совместных антитеррористических мероприятий, определяет порядок их организации, проведения и завершения, урегулирования возникающих спорных вопросов, уточ няет правовой статус участников совместных антитеррористиче-ских мероприятий.

В интересах повышения эффективности борьбы с терроризмом в азиатском регионе, приданию ей более четкого, целенаправленного характера было заключено Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

На двустороннем уровне также заключаются международные договоры, посвященные вопросам борьбы с терроризмом. Так, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (Нью-Дели, 4 декабря 2002 г.) его участники в соответствии с их национальным законодательством: обмениваются информацией о террористических группировках, чья деятельность подрывает их интересы, включая информацию о фактах установления контактов между террористическими группировками обеих стран; обмениваются информацией о возможных террористических актах против их стран и граждан, в том числе при необходимости и через дипломатические каналы. В случаях, когда затронуты интересы сторон, они взаимодействуют в проведении мероприятий по предотвращению и расследованию террористических актов, в поиске и задержании лиц, виновных в их совершении, решают другие вопросы международного сотрудничества.

Наряду с вышеуказанным участники Меморандума сотрудничают в обеспечении безопасности при осуществлении контактов на государственном и правительственном уровнях, а также при проведении международных публичных, спортивных и иных мероприятий. Участники договора взаимодействуют в обеспечении безопасности транспортного сообщения между обеими странами. Стороны поддерживают контакты по вопросам, связанным с предотвращением террористических актов с возможным использованием ядерных, химических и биологических материалов. Они принимают меры для обмена информацией и сотрудничают в предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств и оружия, который играет важную роль в финансировании террористических организаций.

В качестве примера международного договора, регулирующего межведомственное сотрудничество в области борьбы с террориз мом на двустороннем уровне, можно привести Протокол № 2 о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики в принятии эффективных мер, направленных на борьбу с терроризмом (Баку, 1 июня 1995 г.). Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством национальной безопасности Азербайджанской Республики от 1 июня 1995 г. Согласно его положениям уполномоченные ведомства осуществляют координацию и взаимодействие в :

  • -разработке и проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, в том числе с использованием ядерных, химических и бактериологических средств;
  • - расследовании террористических актов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, идентификации и задержании лиц, подозреваемых в их совершении или подготовке;
  • - обеспечении безопасности государственных и правительственных визитов и международных общественно-политических мероприятий;
  • - предотвращении въезда на территории их государств лиц причастных к террористической деятельности;
  • - проведении мероприятий по вскрытию и пресечению каналов нелегальной доставки оружия и иных средств совершения террористических актов;
  • -разработке и реализации совместных планов и программ по борьбе с конкретными видами террористической деятельности.

Протоколом № 2 определено, что уполномоченные ведомства в соответствии с национальным законодательством обмениваются информацией:

  • - террористических организациях и группах, представляющих угрозу безопасности сторон, в том числе сведениями о предпосылках их возникновения, их членах, установлении контактов между террористическими организациями (группами) и отдельными лицами;
  • - о террористических актах (и возможной их угрозе) против граждан и должностных лиц сторон, в том числе за рубежом;
  • - о методах, приемах и средствах террористической деятельности;
  • - о выявленных и предполагаемых каналах финансирования и нелегальной доставки в государства-участники оружия и иных средств для совершения террористических актов;
  • - о посягательствах, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности сторон договора, осуществляемых путем разжигания конфликтов на национальной и религиозной основе;
  • - о незаконных вооруженных формированиях, использующих террористические методы ведения борьбы, их членах, формах организации, целях, задачах и методах деятельности и т. д.

Прежде чем мы рассмотрим отдельные проявления терроризма, целесообразно более подробно, остановиться на международных институтах и организациях, которые принимают самое непосредственное участие в борьбе с различными проявлениями терроризма.

Меяодународные институты, созданные для борьбы с терроризмом

После событий, происшедших 11 сентября 2001 г. в США, Совет Безопасности ООН активизировал свое участие в борьбе с международным терроризмом. В связи с этими событиями и последующей эскалацией терроризма в мире главный орган ООН принял ряд резолюций, которые реализуются на практике.

Действуя на основании гл. VII Устава ООН, касающейся угроз международному миру и безопасности, Совет Безопасности ООН 28 сентября 2001 г. принял резолюцию 1373 (2001), согласно которой был учрежден Контртеррористический комитет (КТК). В его состав вошли все 15 членов Совета Безопасности ООН.

КТК обеспечивает контроль за осуществлением всеми государствами резолюции 1373 (2001) и в своей деятельности стремится расширить возможности государств в деле борьбы с терроризмом. Комитет способствует постоянному диалогу между Советом Безопасности и всеми государствами-членами по вопросу применения наиболее эффективных мер в борьбе с терроризмом.

Государства представляют КТК свои доклады о шагах, предпринятых ими для осуществления указанной резолюции. Эти доклады рассматриваются в одном из трех подкомитетов КТК. В дальней шем подкомитеты обсуждают доклады с соответствующими государствами.

КТК намерен создать глобальную сеть, в рамках которой будет осуществляться взаимодействие с международными организациями, ведущими борьбу с терроризмом. С этой целью Комитет уже установил контакты с соответствующими международными, региональными и субрегиональными организациями.

КТК не является правоохранительным органом в прямом смысле. В то же время Комитет содействует повышению эффективности международного сотрудничества, осуществляемого в интересах борьбы с терроризмом[7].

Наряду с КТК в рамках Совета Безопасности ООН действует Комитет по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и «Талибана», а также Комитет 1540, призванный следить за недопущением использования террористами ядерных, химических и бактериологических средств. Все эти три комитета и их эксперты координируют свою работу и тесно сотрудничают друг с другом. Когда это возможно, комитеты информируют Совет Безопасности о своей деятельности в ходе совместных заседаний.

В рамках региональных международных организаций стали создаваться международные институты, объединяющие компетентные органы, призванные непосредственно осуществлять борьбу с международным терроризмом. Один из таких институтов, созданный 1 декабря 2000 г. в Минске, - Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ).

АТЦ является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Штаб-квартира АТЦ находится в Москве.

Решения о принципиальных вопросах деятельности АТЦ принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.

Основными задачами и функциями АТЦ являются:

  • - выработка предложений Совету глав государств СНГ и другим органам этой международной организации о направлениях развития сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • - обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • - анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах - участниках СНГ и других государствах;
  • - содействие заинтересованным государствам - участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • - содействие заинтересованным государствам - участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора;
  • - содействие в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом;
  • - разработка моделей согласованных антитеррористических операций и оказание содействия в их проведении;
  • - установление и поддержание рабочих контактов по поручению Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также соответствующими специализированными структурами других государств.

Одной из задач АТЦ является формирование на базе Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб, банков данных других компетентных органов государств-участников СНГ специализированного банка данных: о междуна родных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах; о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. С его помощью на регулярной основе и по запросам компетентным органам государств-участников СНГ, участвующим в формировании специализированного банка данных, должна предоставляться соответствующая информация.

В азиатском регионе в качестве примера можно привести сотрудничество государств и их компетентных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге члены ШОС учредили Региональную антитерро-ристическую структуру (РАТС). Осуществляя этот шаг, государства исходили из необходимости усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в интересах обеспечения их территориальной целостности, безопасности и стабильности.

Штаб-квартира РАТС располагается в Бишкеке Кыргызской Республики. РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Согласно Соглашению между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррори-стической структуре 2002 г. основными задачами и функциями РАТС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом являются:

  • - разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе государств - участников данного Соглашения (далее - Сторон);
  • - содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из них;
  • - сбор и анализ поступающей от Сторон в РАТС информации;
  • - формирование банка данных РАТС, аналогичный специализированному в области борьбы с терроризмом банку данных АТЦ;
  • - предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;
  • - содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по просьбе Сторон;
  • - содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, обозначенные в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. как терроризм, в целях их привлечения к уголовной ответственности.

Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет. Совет может создавать необходимые вспомогательные органы.

Наряду с указанными международными органами в рамках региональных международных организаций созданы и другие структуры, призванные непосредственно бороться с терроризмом или осуществляющие эту задачу в ходе борьбы с преступностью. Так, в рамках Совета Европы функционирует Европейский комитет по проблемам преступности, Организации Американских государств -Межамериканский комитет по борьбе с терроризмом, Африканского союза - Антитеррористический центр, АСЕАН - Форум по обеспечению безопасности (АРФ). В Европейском Союзе с 1976 г. действовала система TREVI - координационный орган по борьбе с терроризмом, радикальным экстремизмом и международным насилием. Ныне преемником этого органа является Комитет К4 (Committee, TREVI-1992).

Ряд международных межправительственных организаций специально созданы для решения правоохранительных задач (Интерпол, Европол). В компетенцию этих международных организаций входит и борьба с актами международного терроризма. Такая задача начала решаться Интерполом после принятия в 1998 г. Генеральным секретариатом этой организации Руководства по сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола 27 октября 1998 г. была принята Декларация по борьбе с терроризмом. Кроме того, в структуре Интерпола был создан Командно-координационный центр. В его компетенцию входит задача сбора сведений о террористических организациях и террористах, созданы соответствующие базы о физических и юридических лицах, причастных к террористической деятельности. Активно осуществляется розыск лиц, подозреваемых в терроризме.

В целях активизации усилий в борьбе с конкретными проявлениями терроризма государства нередко образуют специальные ме ждународные органы, а также создают объединения, не являющиеся международными организациями. Некоторые международные объединения наряду с решением задач по борьбе с отдельной преступной деятельностью осуществляют меры по противодействию терроризму. Это, например, относится к ФАТФ - Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, Дополнительно к Сорока рекомендациям, являющимся основой деятельности этого международного объединения, в октябре 2001 г. ФАТФ расширила свой мандат на вопросы, связанные с противодействием финансированию терроризма, и предприняла важный шаг, разработав Восемь специальных рекомендаций по вопросам финансирования терроризма.

Названные документы носят рекомендательный характер и устанавливают минимальные стандарты действий стран в данной области. Однако государства, являясь участниками ФАТФ, должны прилагать все усилия для выполнения положений рекомендаций, с учетом своих конкретных условий и особенностей конституций.

Следует обратить внимание, что в 2002 г. ФАТФ был принят документ «Методология оценки соответствия стандартам по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма». В его разработке участвовали Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховых надзорных органов, Международная организация комиссий по ценным бумагам и Группа «Эгмонт».

Большое внимание борьбе с терроризмом уделяется в рамках деятельности государств Большой восьмерки. В итоговых документах совещаний лидеров Большой восьмерки, министров иностранных дел, проводимых в ее рамках конференций, находят отражение планы действий государств этого международного объединения по борьбе с терроризмом. Имеет место взаимодействие отдельных государств и международных организаций в борьбе с терроризмом. Так, в рамках Совета Россия - НАТО осуществляется План действий по борьбе с терроризмом 2004 г.

В заключение следует констатировать тот факт, что на настоящем этапе совместная деятельность государств, их сотрудничество в рамках ООН и других международных организаций не приводит к радикальным изменениям в борьбе с терроризмом. Причиной тому является как отсутствие общепризнанного определения понятия «терроризм», так и низкий уровень реализации норм международного права на практике. Нередко государства не прилагают достаточных усилий в этой сфере, применяют двойные стандарты, преследуя в борьбе с терроризмом корыстные политические цели или используя терроризм как средство их решения. Эффективность борьбы с терроризмом существенно зависит также от эффективности механизма взаимодействия государств и их компетентных органов, других факторов и условий как объективного, так и субъективного характера.

  • [1] В Конвенции отмечено, что это положение не наносит ущерба какому-либо международному договору или какому-либо национальному законодательству сторон, которые содержат или могут содержать положение о более широком применении терминов. 2 Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 февраля 2001 г.
  • [2] Российская Федерация ратифицировала названную Конвенцию Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ.
  • [3] В интересах реализации названной резолюции был принят Указ Президента РФ от 10 января 2002 г. № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.».
  • [4] Указанный комитет учрежден резолюцией Совета Безопасности ООН 1267 (1999) от 15 октября 1999 г.
  • [5] Названная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ и дополняет договоры, заключенные между государствами - членами Совета Европы: Европейскую конвенцию о выдаче, открытую для подписания в Париже 13 декабря 1957 г. (ETS № 24); Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, открытую для подписания в Страсбурге 20 апреля 1959 г. (ETS № 30); Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, открытую для подписания в Страсбурге 27 января 1977 г. (ETS № 90); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, открытый для подписания в Страсбурге 17 марта 1978 г. (ETS № 99); Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, открытый для подписания в Страсбурге 8 ноября 2001 г. (ETS № 182); Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, открытый для подписания в Страсбурге 15 мая 2003 г. (ETS № 190).
  • [6] Конвенция подписана главами государств - участников Шанхайской организации сотрудничества: Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР). Российская Федерация ратифицировала этот международный договор Федеральным законом от 10 января 2003 г. № З-ФЗ.
  • [7] Контртеррористический комитет и Исполнительный директорат Контртеррористического комитета провели оценку соответствующего законодательства в финансовой области, действующего во всех государствах членах ООН, и сформулировали рекомендации по дальнейшему улучшению его деятельности. http://www.un.org/russian/unitingagainstten*orism/aal.html.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >