ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Теоретико-методологические основы использования песочной терапии

Мастер-классы по песочной терапии дают возможность в невербальной форме корригировать психоэмоциональное состояние ребенка с нарушениями, раскрыть творческий потенциал. Песочная терапия является коррекционным, терапевтическим и диагностическим инструментом. Согласно К. Г. Юнгу и Л. Штейнхардт, созданные на песке образы и композиции несут символический характер, что соответствует многообразию архетипического мира [13].

Ребенок испытывает затруднения в выражении своих чувств и переживаний, в отличие от взрослого, ему сложнее сообщить о своем внутреннем беспокойстве, что способствует возникновению различных нарушений психоэмоционального и психофизического уровня. В свою очередь, песочная игра со специалистом позволяет перенести без вербального пояснения внутренние переживания ребенка на песок — из ментальной на физическую плоскость, проиграть их, посмотреть со стороны. Проецируя на героев свои качества и качества окружающих людей, ребенок создает свою субъективную картину ситуаций, он является ее создателем, где может самостоятельно принять новое решение и изменить ход событий, а также научится успешно взаимодействовать с другими персонажами.

Следовательно, преимущество работы с песком в групповой работе с детьми состоит в том, что дети совместно создают картину мира в живом трехмерном пространстве. Каждый ребенок, чувствуя себя творцом, привносит в общую картину мира свою личную модель мира. Сперва ребенок переносит внутреннюю реальность на песок, затем проигрывая ситуации на песке, получая при этом новый опыт, переносит полученный опыт во внутренний мир на уровень бессознательного. Затем происходит обыгрывание некоторых моделей в реальной жизни.

Как отмечают отечественные психологи (Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. В. Киселёва и Н. А. Сакович), различные модификации песка — сухой или мокрый — создают новые ощущения и дают ребенку возможности для творения, самораскрытия и рефлексии. Добавление в песочный мир фигурок людей и животных, игрушек, растений, камушков, ракушек и т.д., а также строительство замков, холмов, тоннелей оживляют этот мир, позволяя ребенку создать новый мир или отобразить реальный. При групповой работе дети, погружаясь в процесс творения, учатся отстаивать свои границы, уважать интересы и мнения других, приспосабливать свой мир к изменениям общей картины мира, что обуславливает в дальнейшем их более успешную социализацию [4, 9, 10].

Акцентируем внимание на том, что в песке дети могут моделировать конфликтные, стрессовые и психотравмирующие ситуации. Под руководством взрослого возможен терапевтический аспект работы, когда дети, проживая события с героями, трансформируют разыгранную ситуацию, добавляя в нее новые функциональные элементы или создавая иной финал.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи песочной терапии:

  • 1) эмоциональная регуляция психической деятельности;

  • 2) активизация саморегуляции и волевой активности;

  • 3) развитие адаптивных качеств личности;

  • 4) развитие коммуникативных навыков;

  • 5) стимуляция творческих способностей и воображения.

Вслед за Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, для снятия психоэмоционального напряжения и активизации творческих способностей детей инструкцию подавали в простой сказочной форме, поощряли детей за проявленную фантазию [4].

Результативна песочная терапия в случаях, когда детям, сложно понять, прожить и объяснить свои эмоции и чувства. Это наблюдается в семьях с низкой эмоциональной грамотностью и/или запретом на проживание и проявление своих эмоций, например, у эмоционально холодных матерей. Ощущения, возникающие при работе с песком, обладают успокаивающим эффектом, способствуют снятию психоэмоционального напряжения и телесных зажимов, гармонизируют внутренние переживания.

В работе за основу взяли принципы песочной терапии, предложенные Э. Э. Большебратской:

  • 1. Создание естественной безопасной среды, позволяющей раскрытию внутреннего творческого потенциала ребенка и стимулирующее самовыражение.

  • 2. Оживление фигурок и абстрактных символов.

  • 3. Проигрывание совместно с героями различных ситуаций в виде сказки, имея возможность менять как ход событий, так и конечный результат [1].

Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева в работе с детьми выделяет по направленности два вида игр на песке: познавательные и проективные. Познавательные игры направлены на знакомство детей с окружающим миром, например, географические игры, исторические, фантастические или игры-экскурсии по городам. Проективные игры направлены на диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Выбирая фигурки, ребенок создаёт в песочнице свой мир, свою сказку. Как отмечает автор, проведение групповых проективных игр в песочнице развивают коммуникативные навыки, способствуют научению эффективному общению и взаимодействию с другими участниками [4].

Весь игровой процесс в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья организован на основе пятиступенчатой модели.

Первая ступень — знакомство с песочницей и песком.

Вторая ступень — знакомство с коллекцией фигурок и абстрактными символами.

Третья ступень — знакомство с правилами игры в песочнице.

Четвертая ступень — представление темы занятия и инструкции к играм.

Пятая ступень — завершение занятия, выход из песочницы, подведение итогов занятия.

Сама песочница для песочной терапии представлена в форме прямоугольного ящика (50 х 70 х 8) голубого цвета. Голубой цвет символизирует ясное небо, что способствует релаксации и созерцанию. Песочница заполняется мелким белым или светло-желтым песком. Дополнительно подготавливается кинетический песок (мокрый песок). Важным в песочной терапии является разнообразие фигурок. Фигурки можно сгруппировать следующим образом:

  • - люди разных возрастов и профессий, этнической принадлежности и полов;

  • - животные — дикие и домашние, разных размеров, страшные и нет;

  • - игрушки из серии «Киндер-сюрприз»;

  • - персонажи различных мультфильмов, как симпатичные, так и страшные;

  • - строения — дома, замки, мосты и т.д.;

  • - мебель;

  • - транспорт;

  • - растения — кусты, деревья, цветы и т.д.;

  • - фурнитура и различные предметы — бусинки, пайетки, камни, ракушки, шишки, пуговицы, перышки;

  • - абстрактные символы — цифры, буквы и т.д.;

  • - формочки для кинестетического песка.

Как отмечает Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, в песочной терапии фигурки являются субличностями ребенка. Разыгрывая в песочнице ситуации с различными героями, ребенок тем самым актуализирует субличности и, устанавливая с ними связь, вступает в диалог. Важным коррекционным и терапевтическим аспектом является как раз-таки построение диалога с фигурами (субличнностями). Таким образом, в процессе песочной терапии ребенок строит новые взаимоотношения с самим собой, налаживает контакт с самим собой [3].

Ребенок, создавая свой мир на песке, неосознанно проецирует свои внутренние переживания и проявляет свои субличности с помощью фигурок и сюжетов. В работе по созданию своего мира A. Goodwin и В. Labovitz предложили следующие стадии процесса песочной терапии [151.

Стадия 1. Создание мира. Ребенку дают время на выбор фигурок для создания мира и самой картины мира. Психолог в это время остается в стороне и не вмешивается, наблюдает процесс выбора фигурок и создание мира: какие фигуры более детально рассматривает, возможно, рассуждает вслух, какие фигуры берет первыми, последовательность размещения фигурок на песке и т.д. Психолог проводит наблюдение, руководствуясь правилами ведения психологического наблюдения: молчит, отслеживает невербальные проявления ребенка, создаёт психологически безопасные условия. Важной задачей психолога является создание и поддержание чувства безопасности ребенка. Ребенок сам сообщает о том, что создание мира завершено.

Стадия 2. Переживание и реконструкция. На стадии переживания ребенок углубляется в свой мир, ведет внутренний и, возможно, перерастающий во внешний, диалог. Это стадия рефлексии, знакомство с самим собой, познание себя. Важно дать время ребенку побыть в тишине, наедине со своим миром. Когда ребенок захочет, он сам может заговорить. Необходимо его просто поддерживать в этот момент. На стадии реконструкции, погружаясь и изучая свой мир, ребенок может пожелать что-то поменять или убрать. В этом ему дается свобода выбора и решения. Ребенок может изменить свой мир или сохранить его прежним.

Стадия 3. Терапия. Материализовав свои переживания, чувства и мысли на песок, ребенок готов к коррекционной работе. Если на предыдущих стадиях песочной терапии психолог был в роли стороннего наблюдателя, то теперь он становится участником диалога.

Авторы делят эту стадию на 2 этапа — экскурсия по миру и терапевтическое вмешательство. На первом этапе психолог, выступая в роли гида, экскурсовода, осуществляет путешествие (исследование) по бессознательному миру ребенка, соединяя его с реальным миром ребенка. В первую очередь, психолог просит разрешение у ребенка стать рядом с ним, чтобы видеть мир с его стороны. Во-вторых, просит ребенка организовать ему путешествие по миру, рассказать об этом мире: как он возник, кто живет в нем, кто чем занимается и т.д. С целью активизации творческих способностей можно предложить ребенку создать рассказать об истории возникновения мира. На этом этапе психолог лишь задает точечные простые вопросы. Если у ребенка в процессе повествования возникают сильные эмоции или чувства, активную позицию тогда занимает психолог. Повествование ребенка дает возможность психологу понять и изучить язык образов данного клиента.

На втором этапе данной стадии осуществляется исследование отдельных аспектов мира, строится связь между аспектами мира и ситуациями из жизни ребенка. Задача психолога, спрашивая об объектах мира у ребенка, отображать сказанное, при этом удерживать в фокусе внимания весь мир. По окончании работы важно спросить ребенку оставляет ли он мир таким, какой он есть, или хочет в нем что-то поменять.

Стадия 4. Документация. После изменения мира или сохранения его в прежнем виде, по рекомендации авторов, важно сфотографировать его. В связи с тем, что ребенок находится в постоянном динамическом движении, и его миры тоже меняются. Так как создание мира на песке носит диагностический и терапевтический аспект, фотография прошлого мира выступает толчком для изменения и реконструкции мира.

Стадия 5. Переход. По завершении работы с миром на песке важно совершить переход в реальный мир. Задача психолога интегрировать полученную символическую информацию на сознательный уровень клиента. Провести связь между символическими образами на песке с реальными из жизни. В этом случае можно подключить родителей и обсудить это с ними, а не с ребенком.

Стадия 6. Демонтаж мира. По завершении работы сообщить ребенку о необходимости демонтировать свой созданный на песке мир. Как отмечают A. Goodwin и В. Labovitz, дети часто не желают разбирать свой мир на песке. В таких случаях важно сообщить им о том, что это сделаете вы после их ухода. Сохранение мира на песке является застреванием ребенка на этой стадии терапевтического процесса [15J.

Таким образом, использование в практической деятельности песочной терапии позволяет специалисту реализовать 2 основных задачи: диагностическую и терапевтическую. Работа с песком, построенная в виде игровых занятий, способствует ребенку естественным способом выражать свои эмоции — тревогу, страх, переживания и опасения. Согласно Ю. В. Воробьёвой и Е. В. Гордиенко, такого рода грамотно спланированные игры с песком дают возможность детям отыграть внутренние конфликты и, в первую очередь, снять психоэмоциональное напряжение. Отметим, что пескотерапию можно использовать как самостоятельный и единственный метод в работе с ребенком на протяжении всего курса коррекции или, как дополнительный метод с целью усиления эффективности других методов психотерапии. Например, хороший результат дает использование в комплексе техник песочной терапии с другими видами арт-терапии, а также с методами гештальт-терапии, транзактного анализа, телесно-ориентированной терапией, символдрамой и т.д. [2].

М. С. Певзнер и Т. А. Власова в своих исследованиях указывают на то, что у детей с нарушениями в развития диагностируется незрелость эмоциональноволевой сферы, что проявляется в эмоциональной неустойчивости и затруднении в саморегуляции. Следовательно, использование метода песочной терапии в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, является эффективным средством, которое способствует психоэмоциональному и личностному развитию детей [цит. по 5].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >