Учебно-тематический план «Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности (избранные вопросы)» (9 семестр)

«Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности(избранные вопросы)»

(9 семестр)

Наименования тем и разделов

Кол-во часов

В том числе

Лекции

Практикумы

ИРС

1

Специфика работы по ОБЖ в старшей школе. Содержание программ

4

4

-

-

2

Планирование по ОБЖ в 9 - 11 классах

18

2

4

12

3

Учет возрастных особенностей старшеклассников при обучении ОБЖ в школе

6

2

-

4

4

Формы организации обучения ОБЖ в старших классах

46

12

14

20

5

Повторение и контроль знаний по ОБЖ в 9 - 11 классах

8

2

2

4

6

Педагогическая практика по ОБЖ в старших классах школы

2

2

-

-

Итого:

84

24

20

40

Содержание программы «Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности (избранные вопросы)» (9 семестр)

1. Специфика работы по ОБЖ в старшей школе.

Содержание программ

Цель, задачи непрерывного обучения ОБЖ в старшей общеобразовательной школе.

Система принципов реализации непрерывного обучения основам безопасности жизнедеятельности. Основные компоненты воспитания культуры личной безопасности человека. Образовательные цели основ безопасности жизнедеятельности. Составляющие воспитания культуры личной безопасности. Мировоззренческая, нравственная, правовая, экологическая, политехническая, эстетическая, медицинская, физическая, психологическая подготовка.

Специфика программы по ОБЖ ю - 11 классов. Межпредметные связи. Введение раздела «Основы военной службы» в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Учебные сборы. Деление класса на две группы: юношей и девушек.

2. Планирование по ОБЖ в 9 - 11 классах

Планирование и его виды. Годовое и тематическое планирование по ОБЖ. Этапы работы по составлению годового, тематического плана. Технология подготовки учителя к занятиям по курсу «ОБЖ». Подготовка урока по ОБЖ 9-11 классов. Требования к составлению плана-конспекта урока. Проектирование цели урока.

Планирование внеклассных и внеурочных занятий по ОБЖ в старших классах. Место домашних заданий, внеурочных практических работ по ОБЖ в тематическом плане. Особенности планирования внеклассных занятий по ОБЖ. Проектирование целей внеклассных занятий по ОБЖ.

3. Учет возрастных особенностей старшеклассников при обучении ОБЖ в школе

Старший школьный возраст: ведущий вид деятельности, особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, эмоциональности. Учет этих особенностей в процессе воспитания культуры личной безопасности человека. Формирование нравственных и социальных качеств у старшеклассников. Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения ОБЖ.

4. Формы и методы обучения ОБЖ в старших классах

Разнообразие форм организации учебной деятельности в школьном курсе ОБЖ. Классификация форм обучения их специфика в старших классах. Своеобразие урочной, внеурочной, внеклассной работы в старших классах.

Урок - основная форма обучения основам безопасности жизнедеятельности. Специфика типов урочных занятий по ОБЖ. Особенности уроков ОБЖ. Характерные признаки урока. Функции урока. Структурные компоненты современного урока. Основные элементы современного урока.

Внеурочная работа по ОБЖ. Необходимость внеурочной работы в процессе изучения ОБЖ, ее особенности. Виды внеурочной работы в зависимости от мест ее проведения. Особенности домашней работы школьников по ОБЖ. Классификация домашних заданий, специфика их контроля.

Место внеклассной работы по ОБЖ в организационновоспитательном процессе. Значение внеклассной работы по ОБЖ для образования и воспитания культуры личной безопасности у учащихся. Ее отличие от внеурочной работы. Разновидности внеклассной работы. Содержание и организация различных форм внеклассной работы.

Особенности фронтальных, групповых, парных, индивидуальных видов работы со старшеклассниками в курсе ОБЖ, их возможности.

Общая характеристика методов и методических приемов. Поливариативность подходов к трактовке понятия «метод обучения» в современной науке. Методические приемы как таксономические единицы способа обучения и их классификация (по дидактической задаче, по характеру деятельности). Целостный подход к проблеме методов. Классификация методов. Характеристика групп методов, их сущность, организация, значение. Значение сочетания методов в учебном процессе.

Выбор методов и приемов обучения, их сочетание в учебном процессе по преподаванию ОБЖ в старших классах.

Методика планирования и проведения практических занятий по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» (по программе ОБЖ 9-10 классов): проведение искусственного дыхания по способу «рот в рот» в комбинации с непрямым массажем сердца (9 класс); первая медицинская помощь при ранениях; первая медицинская помощь при кровотечениях; первая помощь при отморожениях и общем замерзании, тепловом и солнечном ударе, перегревании, поражении электрическим током и молнией; первая помощь при отравлении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами, препаратами бытовой химии (ю класс).

Методика организации и проведения практических занятий по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (по программе ОБЖ 9-10 классов): правила поведения и действия учащихся при угрозе нападения противника; подготовка убежища (укрытия) к защите учащихся; получение средств индивидуальной защиты; совершенствование навыков пребывания в противогазе; отработка правил пользования противохимическим пакетом и шприц-тюбиком (9 класс); действия учащихся старших классов при организации и проведении спасательных и других неотложных работ в учебном заведении (го класс).

Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей. Документы, регламентирующие проведение учебных сборов в общеобразовательных учреждениях. Планирование, подготовка и проведение «Дня защиты детей» в старших классах.

5. Повторение и контроль знаний по ОБЖ

в 9 - 11 классах

Организация повторения на уроках БЖД в 9-11 классе. Функции повторения и закрепления. Формы повторения и закрепления на уроках БЖД. Методика организации повторения и закрепления. Виды заданий для повторения и закрепления на уроках ОБЖ в старших классах. Виды контроля результатов обучения. Методы и формы организации контроля обучения по ОБЖ. Место и роль учета и оценки успеваемости по ОБЖ. Оценивание по ОБЖ в старшем звене школы. Роль оценочных суждений учителя при выставлении оценок. Основные критерии выставления отметок.

6.Педагогическая практика по ОБЖ в старших классах школы.

Цель и задачи педагогической практики по ОБЖ в старших классах школы. Сроки практики. Требования к оформлению документации по педпрактике. Уроки. Внеклассные мероприятия. Методическое руководство педагогической практикой.

Вопросы к зачету

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >