ЭФФЕКТЫ СОЧЕТАННОГО И ИЗОЛИРОВАННОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА

Особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста в условиях влияния неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения городских территорий

В литературе достаточно часто приводятся общие выводы, сформулированные ВОЗ, согласно которым вклад социальных факторов в формирование состояния здоровья составляет около 50 %, биологических факторов — около 20 %, антропогенных факторов — около 20 % и медицинского обслуживания — до 10 %. Эти величины являются усредненными и не учитывают возрастные особенности роста, развития детей и формирования патологии в отдельные периоды их жизни. В зависимости от региональных особенностей доля влияния факторов образа жизни на здоровье детей варьирует от 12 до 50 % [11], экологических факторов — от 3,6 до 11,6 % [12]. Одновременно в исследованиях подчеркивается сложность решения проблемы — многофакторность влияний на организм. Влияние загрязнения среды, в том числе атмосферы, на психическое развитие детей, является актуальным вопросом экологии человека и имеет практическое значение для системы образования и здравоохранения. Согласно данным литературы, в районах с повышенным загрязнением атмосферы около 30 % детей имеют признаки психоневрологической патологии [13] и заболеваний нервной системы [14; 21]. Выделяют различные формы экологозависимых психоневрологических нарушений детей: астеноневротический синдром [13], эмоциональная лабильность с заметно сниженными адаптационными возможностями [14] и синдром дефицита внимания [23]. В ряде работ высказывается предположение о негативном влиянии аэротехногенного загрязнения на развитие зрительного восприятия [9], о супрессорном действии токсикантов на развитие интеллекта детей [25]. Большая распространенность болезней нервной системы и психических расстройств в городах и районах с высоким загрязнением атмосферы объясняется постоянным присутствием в воздушном бассейне значительного числа углеводородов, обладающих наркотическим, раздражающим действием и канцерогенным эффектом [20]. К числу ранних и специфических эффектов тяжелых металлов при условии их хронического субтоксического воздействия относятся слабовыраженные нарушения со стороны ЦНС, снижение показателей памяти, обучаемости, вербального интеллекта, в задержке нервно-психического развития (НПР), включая развитие моторных и речевых навыков [14]. Супрессорное действие на интеллект особенно выражено у тяжелых металлов и чаще всего прослеживается в отношении свинца, который входит в состав выхлопных газов автотранспорта. В то же время при исследовании детей Тюменской области [17] не выявлено негативное влияние аэротехногенного загрязнения на психическое развитие (внимание, память, мелкую моторику кисти, функциональную асимметрию мозга, психоэмоциональное состояние). Следовательно, вопрос о влиянии аэротехногенного загрязнения на состояние психической сферы остается открытым.

Недостаточно изучен вопрос влияния загрязнения атмосферы на НПР детей раннего возраста и первого года жизни, когда закладывается фундамент дальнейшего психического развития. Известно, что токсичные вещества, широко распространенные в окружающей среде, воздействуя на организм беременной женщины и развитие плода, обладают способностью проникать через плацентарный барьер, накапливаться в организме младенца и вызывать нарушения функционального состояния ЦНС ребенка в первый год жизни [23]. Также в литературных источниках не встречаются исследования гендерных различий реакции психики детей на аэротехногенное загрязнение.

В ряде работ [5-8; 10; 15; 20] изучена зависимость между показателями здоровья детей, состоянием среды обитания и социальными условиями проживания населения. При этом в ряде исследований экологически благоприятный и неблагоприятный районы не отличаются по социально-экономическим условиям проживания [6; 20], в некоторых работах установлено преобладающее влияние социальных [15, 20], в других [8] — техногенный факторов. В большинстве исследований отмечается, что неблагоприятные техногенные и социальные условия наиболее значимо влияют в комплексе. По результатам исследований И. Н. Ильченко и соавт. (2007), установлено, что на НПР детей негативно влияют не только металлы-токсиканты, но и поведенческие факторы риска, в частности, курение в семье, уровень образования матерей ниже среднего, употребление алкоголя и лекарственных препаратов во время беременности, родовая травма [14]. В работе Соболева В.А. и соавт. (2007) установлено, что большая доля детей с психоневрологической патологией (30 %) в загрязненных районах Свердловской области обусловлена не только воздействием развитой металлургической промышленности, но и социальными факторами, высоким процентом безработных родителей: 17,1 % отцов и 24,6 % матерей [13]. По данным

Л. Ф. Игнатовой (2006), психоэмоциональное напряжение учащихся коррелирует не только с неблагополучной санитарной ситуацией, но и с неблагоприятными материально-бытовыми условиями, нарушениями в организации питания, режима дня и низким уровнем двигательной активности у учащихся [4]. В целом, можно заключить, что при исследовании вопроса о психическом развитии детей необходим комплексный поход, учитывающий наличие различных факторов, могущих оказать негативное влияние на процессы роста и развития ребенка. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей нервно-психического развития детей в 1 год и 3-6 лет в условиях влияния неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения городских территорий.

Для проведения исследования территория г. Кирова была поделена на два района — экологически благоприятный (БР) и неблагоприятный (HP). Вывод о разделении районов сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова [10] (табл. 6). Индекс общей токсичности (Za), характеризующий уровень аэрогенного загрязнения тяжелыми металлами, вычислен по концентрации тяжелых металлов в листьях клеиа ясеиелист-ного в пересчете на биологический эквивалент свинца. Показатель общего загрязнения почв тяжелыми металлами (Zc) определен по эколого-геохимическим картам почв г. Кирова на основе полуколичественного спектрального и рентгеноспектрального анализов. Содержания сульфатов и соединений азота в снеговом покрове определено в 54 точках г. Кирова с помощью химического анализа. Общая нагрузка грузопотока на атмосферу рассчитана по формуле: количество машин / часхЬ трассы. Индекс чистоты атмосферы (ИЧА) вычислен согласно модели Бланка-Слувера на основе токсикофобности различных видов лишайников с учетом нормализованных оценок степени покрытия. Совпадение зон повышенного загрязнения почвы, снегового покрова, воздуха с участками максимальной автотранспортной нагрузки говорит о том, что автотранспорт играет ведущую роль в формировании загрязненного района г. Кирова.

Сведения о социально-материальном положении семьи получены совместно с Е. В. Четвериковой из «Анкеты для родителей первоклассников» [1]. В качестве обследуемых выбрано 274 ребенка 1993-1994 гг. рождения, учащихся общеобразовательных школ, из которых 156 (контрольная группа) проживали в благоприятном районе (84 мальчика и 71 девочки) и 118 (группа сравнения) — в загрязненном (72 мальчика и 47 девочек). У этих детей ретроспективно оценивали состояние НПР в 1 год и особенности психического развития в дошкольный период (с 3 до 6 лет). Оценка сроков НПР в 1 год проводилась путем выкопировки данных из медицинских карт (№ 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка») и согласно данным «Анкеты для родителей первоклассников» [1]. Особенности психического развития и факторы риска по развитию школьных трудностей в период до 1 года, в 3-5 и 5-6 лет и изучены с помощью анкет, составленных с учетом рекомендаций Е. И. Афанасьевой и соавт. и М. М. Безруких [3]. Оценка НПР проведена отдельно для всего массива и с разделением по половому признаку. Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде М±т, где М — среднее арифметическое, m — ошибка среднего арифметического; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали достоверными при р < 0,05 (далее обозначается «*»).

При изучении социального анамнеза установлено, что экологически благоприятный и неблагоприятный районы отличаются по ряду социально-экономических показателей (табл. 22). В неблагоприятном районе ниже процент матерей с высшим образованием (известно, что образование матери влияет на психическое развитие и школьную успеваемость) и хуже жилищные условия (здесь выше процент семей, не имеющих коммунальных удобств). Семьи из экологически неблагоприятного района отличаются не только худшими жилищными условиями, но и менее благоприятным психологическим климатом: здесь реже встречаются семьи с благоприятным психологическим климатом, чаще встречаются семьи, имеющие разногласия по воспитанию ребенка. Родители детей из экологически неблагоприятного района чаще имеют вредные привычки: здесь чаще встречаются семьи, где в присутствии ребенка курят как мать, так и отец. Таким образом, семьи из экологически неблагоприятного района, по сравнению с благоприятным, имеют менее комфортные жилищные условия, менее благоприятный психологический климат и чаще имеют вредные привычки.

Следовательно, можно говорить о данном районе как не только экологически, но и социально неблагоприятном. Из литературных источников известно, что неблагоприятные жилищно-бытовые условия [22], вредные привычки родителей и неудовлетворительный психологический климат в семье [2] являются факторами риска развития различных заболеваний у дошкольников. Выявленное нами сочетание неблагоприятных техногенных и социальных факторов в одном районе встречается в ряде подобных исследований [8; 15]. При этом вопрос о преобладающем влиянии социальных либо техногенных факторов до конца не выяснен, скорее всего, это зависит от конкретных условий в каждом исследовании. Однако в большинстве работ отмечается, что неблагоприятные техногенные факторы и социальные условия наиболее значимо влияют в комплексе, причем неблагоприятные социальные факторы усугубляют отрицательное действие техногенные факторы [2; 6; 15; 20].

Таблица 22

Статистически значимые отличия по факторам социального анамнеза детей (%), проживающих в благоприятном и неблагоприятном районах

Факторы социального анамнеза

Дети из БР

Дети из HP

М

m

М

m

Высшее образование матери ребенка

29,65

2,57

21,28

2.44

Жилищные условия семьи

отдельная квартира или дом с коммунальными удобствами

83,44

2,08

74,73

2,61

отдельная квартира или дом без коммунальных удобств

3,13

0,97

9,75

1,78

Психологический климат семьи

благоприятный

36.05

2.69

28.47

2,69

среднеблагоприятный

55,80

2.78

66.19

2,82

разногласия по воспитанию ребенка

21,50

2,34

30,63

2,80

Мать курит в присутствии ребенка

3,21

1,00

7,17

1,54

Отец курит в присутствии ребенка

23,61

2,50

31,97

2,99

При изучении психического развития установлено, что у детей группы сравнения ключевые этапы НПР первого года жизни наступают позже, чем в контрольной группе. Исследование всего массива показало, что эти дети позже начинают держать головку, самостоятельно сидеть, стоять и ходить (табл. 23). Замедление темпов НПР является статистически значимым и составляет в среднем 0,26 месяца: на 0,21 месяца дети группы сравнения начинают позже держать головку, на 0,21 месяца позже — самостоятельно сидеть, на 0,36 месяца — самостоятельно стоять и на 0,26 месяца позже — самостоятельно ходить. По прочим показателям НПР статистически значимых различий не обнаружено. В массиве мальчиков выявлены схожие закономерности: мальчики группы сравнения позже, по сравнению с контролем, начинают держать головку, самостоятельно сидеть и самостоятельно ходить (табл. 23). Замедление темпов НПР развития мальчиков группы сравнения более значительное по сравнению с общим массивом и составляет в среднем 0,35 месяца: на 0,3 месяца мальчики из ЭНБР начинают позже держать головку, на 0,28 месяца позже — самостоятельно сидеть и на 0,46 месяца позже — самостоятельно ходить. У мальчиков наблюдаются различия, не выявленные в общем массиве детей: мальчики группы сравнения позже на 3,3 месяца, чем в контрольной группе начинают говорить сплошной речью (27,56±1,41 мес. против 24,26±0,74 мес.*). Установлено, что НПР девочек в меньшей степени зависит от экологических и социальных неблагоприятных факторов: статистически значимые отличия выявлены только по 1 показателю — девочки из неблагоприятного района на 0,44 месяца позже начинают самостоятельно стоять (табл. 23). Такая же закономерность (ио на 0,36 месяца) наблюдается в общем массиве детей и не наблюдается в массиве мальчиков. В целом выявленные изменения НПР детей первого года жизни преимущественно касаются развития двигательной сферы и развития речи. Изучение НПР в период 3-6 лет позволило выявить психологические особенности детей, проживающих в неблагоприятном районе. У этих детей чаще наблюдаются негативные психологические состояния и особенности (табл. 24). В возрасте 3-5 лет у них чаще, чем в контрольной группе, встречается задержка речевого развития (18,64±3,59 % против 7,69±2,13 %*). В возрасте 5-6 лет чаще, чем в контрольной группе, наблюдается чрезмерная двигательная активность, раздражительность, настойчивая болтливость; страхи; трудность концентрации внимания; нежелание учить стихотворения, трудность запоминания; нарушения звукопроизношения. По прочим показателям статистически значимых различий не обнаружено.

Отклонения в развитии речевой сферы, наблюдаемые в 3-5 и 5-6 лет, вероятно, являются следствием задержки речевого развития, характерной для данных детей в 1 год. В целом среди детей группы сравнения чаще встречаются негативные особенности НПР. Изучение гендерных особенностей показало, что в массиве мальчиков в возрасте 3-5 лет наблюдается больше негативных психологических особенностей, чем в общем массиве. Это свидетельствует о большей уязвимости их психической сферы к действию неблагоприятных факторов.

Так, у мальчиков группы сравнения чаще, чем в контрольной группе в 3-5 лет встречались трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, страхи, а также характерная для общего массива задержка речевого развития. В возрасте 5-6 лет у мальчиков проявлялись те же психологические черты, что и в общем массиве. Так, у мальчиков группы сравнения чаще, чем у мальчиков контрольной группы, встречалась чрезмерная двигательная активность, раздражительность, настойчивая болтливость, а также нежелание учить стихотворения, трудность запоминания (табл. 24). При исследовании массива девочек в возрасте 3-5 лет достоверных отличий между группой сравнения и контроля не обнаружено. В возрасте 5-6 лет у девочек разных групп наблюдаются достоверные различия по психологическим особенностям (табл. 24). Так, среди девочек из неблагоприятного района, так же как в общем массиве, чаще встречаются нарушения звукопроизношения. Число таких различий гораздо меньше, чем в общем массиве и массиве мальчиков. К тому же в группе сравнения ниже, чем в контроле, процент девочек, имевших в возрасте 5-6 лет нарушения сна и наличие «навязчивых» движений, «кривляний». Все это свидетельствует о большей устойчивости психического здоровья девочек.

Таблица 23

о оо

Показатели

Дети контрольной группы (и = 156)

Дети группы сравнения (и = 118)

Мальчики контрольной группы (и = 84)

Мальчики группы сравнения (и = 71)

Девочки контрольной группы (Я = 72)

Девочки группы сравнения (Я = 47)

м

in

М

Г11

М

in

М

ш

М

ш

М

ш

Удерживание головки

1.67

0.04

1.88

0.07*

1.66

0.06

1.96

0.09*

1.68

0.06

1.77

0.10

Самостоятельное сидение

6.08

0.04

6.29

0.05*

5.96

0.06

6.24

0.07*

6.23

0.06

6.36

0.09

Самостоятельное стояние

8.31

0.08

8.67

0.11*

8.36

0.11

8.66

0.16

8.25

0.13

8.69

0.15*

Самостоятельное хождение

10.78

0.07

11.04

0.08

10.69

0.09

11.15

0.11*

10.88

0.10

10.90

0.11

Появление сплошной речи

23.46

0.52

25.43

0.96

24.26

0.74

27.56

1.41*

22.57

0.71

23.07

1.15

Сроки появления основных показателей нервно-психического развития ребенка, мес.

Таблица 24

Различия показателей психического развития детей контрольной группы и группы сравнения, % детей

Показатели

Дети контрольной группы (л = 156)

Дети группы сравнения (л = 118)

Мальчики контрольной группы (л = 84)

Мальчики группы сравнения (л = 71)

Девочки контрольной группы (л = 72)

Девочки группы сравнения (л = 47)

м

ш

М

in

М

ш

М

ш

М

ш

М

in

3-5 лет

Трудность

в установлении контактов

со сверстниками и взрослыми

7.05

2.05

11.86

2.98

3.57

2.02

12.68

3.95*

11.11

3.70

10.64

4.50

Страхи (темноты, одиночества, ночные страхи)

18.59

3.11

26.27

4.05

14.29

3.82

29.58

5.42*

23.61

5.01

21.28

5.97

Задержка речевого развития

7.69

2.13

18.64

3,59*

9.52

3.20

28.17

5.34*

5.56

2.70

4.26

2.94

5-6 лет

Чрезмерная двигательная активность, раздражительность

23,72

3.41

35.59

4.41*

26.19

4.80

35.21

5.67

20.83

4.79

36.17

7.01

Страхи

5.77

1.87

14.41

3,23*

3.57

2.02

18.31

4.59*

8.33

3.26

8.51

4.07

Окончание табл. 24

Показатели

Дети контрольной группы (я = 156)

Дети группы сравнения (и = 118)

Мальчики контрольной группы (її = 84)

Мальчики группы сравненпя („ = 71)

Девочки контрольной группы (п=72)

Девочки группы сравнения (я = 47)

м

in

М

in

М

ш

М

in

М

m

М

in

5 6 лет

«Навязчивые» движения.

«кривляние»

833

2.21

6.78

2.31

10.71

3.37

11.27

3.75

5.56

2.70

0.00

0.00*

Трудность концентрации внимания

9.62

2.36

20.34

3.71*

14.29

3.82

26.76

5.25

4.17

2.35

10.64

4.50

Нежелание учить стихотворения, трудность запоіпінания

14.10

2.79

25.42

4.01*

16.67

4.07

33.80

5.61*

11.11

3.70

12.77

4.87

Нарушение звукопроизношения

6.41

1.96

18.64

3.59*

9.52

3.20

18.31

4.59

2.78

1.94

19.15

5.74*

Частые хронические заболевания, травмы

12.18

2.62

27.97

4.13*

14.29

3.82

36.62

5.72*

9.72

3.49

14.89

5.19

Изучение особенностей нервно-психического развития детей показало, что сочетанное влияние неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения несколько замедляет темпы НИР детей первого года жизни, что преимущественно касается развития двигательной сферы и развития речи, и особенно выражено среди мальчиков. В возрасте 3-5 лет у детей в неблагоприятном районе чаще наблюдается задержка речевого развития (установлено для всех детей, для мальчиков), трудность в установлении контактов со сверстниками и взрослыми (для мальчиков), страхи (для мальчиков). В возрасте 5-6 лет у детей из неблагоприятного района чаще наблюдается чрезмерная двигательная активность, раздражительность (для всех детей), трудность концентрации внимания (для всех детей), страхи (для всех детей, для мальчиков), нежелание учить стихотворения, трудность запоминания (для всех детей, для мальчиков), нарушения звукопроизношения (для всех детей, для девочек). Поскольку на нервно-психическое развитие детей влияет комплекс факторов, встает вопрос о приоритетности действия биологических, социально-экономических, либо экологических влияний. Повышенная частота встречаемости негативных психологических особенностей у детей в условиях сочетания неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения объясняется как непосредственным действием загрязняющих веществ на НПР, так и биологическими факторами — влиянием низкого уровня здоровья этих детей при рождении. Ранее, при анализе заболеваемости и пренатального анамнеза, нами установлена высокая частота встречаемости в группе сравнения родовой травмы ЦИС и болезней нервной системы в период с рождения до 7 лет, что в свою очередь объясняется наличием аэротехногенного загрязнения [17]. Отклонения в развитии речевой сферы, вероятно, являются следствием задержки речевого развития, характерной для детей группы сравнения в 1 год. В нашей работе показано, что не только сильное аэротехногенное загрязнение [24], но и относительно слабое, обусловленное выхлопными газами автотранспорта, отрицательно сказывается на НПР дошкольников. Проявления этого негативного влияния выражаются еще до формирования грубых патологий в виде негативных психологических особенностей детей. Впервые установлены гендерные различия сочетанного влияния неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения на НПР. Негативные тенденции психического развития в 3—6 лет и НПР в 1 год чаще проявляются у мальчиков, что говорит о большей уязвимости их нервно-психического здоровья и согласуется с ранее полученными данными повышенной соматической заболеваемости мальчиков по сравнению с девочками [18].

Выводы:

  • 1. Сочетанное влияние неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения замедляет темпы НИР детей первого года жизни, особенно развитие двигательной сферы и речи.
  • 2. В возрасте 3-6 лет у детей, проживающих в условиях влияния неблагоприятных социальных факторов и аэротехногенного загрязнения, чаще наблюдаются негативные психологические особенности, рассматриваемые как факторы риска развития школьных трудностей.
  • 3. Влияние неблагоприятных факторов на развитие нервно-психической сферы детей в 1 год и 3-6 лет особенно проявляется в отношении мальчиков.

Литература

  • 1. Анкета для родителей первоклассника : научно-методические материалы / Е. В. Четверикова [и др.] ; под ред. В. И. Циркина. — Киров : ВГПУ, 2002. — 27 с.
  • 2. Антонов, К. Л. Воздействие выбросов автотранспорта на здоровье детей Екатеринбурга / К. Л. Антонов, Е. Д. Константинова, А. Н. Вараксин И Гигиена и санитария. — 2007. — №5. — С. 28-32.
  • 3. Безруких, М. М. Методика комплексной диагностики зрительного восприятия у детей 5,0-7,0 лет / М. М. Безруких, Л. В. Морозова. — Ульяновск, 1994. — С. 58-70.
  • 4. Игнатова, Л. Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников / Л. Ф. Игнатова. // Гигиена и санитария. — 2006. — № 3. — С. 75-78.
  • 5. Карелин, А. О. Адаптация организма к действию химических загрязнений атмосферного воздуха / А. О. Карелин, А. А. Кузнецов, В. Н. Масычев // Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная 150-летию со дня рождения академика И. П. Павлова. — Санкт-Петербург, 1999. — С. 179.
  • 6. Котышева, Е. Н. Анализ антропометрических показателей физического развития детей 5-7 лет в условиях промышленного города / Е. Н. Котышева, Н. А. Дзюндзя, М. Ю. Болотская // Педиатрия. — 2008. — № 2. — С. 140-143.
  • 7. Маймулов, В. Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Маймулов, Н. А. Пацюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. — 2004. — № 2. — С. 31-33.
  • 8. Мирзонов, В. А. Изучение влияния техногенного загрязнения и социальных условий среды обитания на здоровье населения / В. А. Мирзонов, И. А. Жу-рихина И Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. — № 5. — С. 47-49.
  • 9. Морозова, Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости / Л. В. Морозова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского университета. — 2003. — Т. 2, № 4. — С. 48-55.
  • 10. Окружающая природная среда Кировской области / под редакцией Т. Я. Ашихминой, В. М. Сюткина, Н. А. Буркова. — Киров : Изд-во ВГПУ, 1996. —480 с.
  • 11. Потапов, А. И. Проблемы охраны здоровья детского населения России / А. И. Потапов, В. Н. Ракитский, Н. И. Новичкова, Е. А. Романова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. — № 3. — С. 3-5.
  • 12. Савельева, С. И. Комплексный подход и оценка факторов среды обитания в социально-гигиеническом мониторинге / С. И. Савельева, Л. Н. Карасева, И. А. Щукина // Здравоохранение Российской Федерации. — 2003. — № 3. — С. 26-27.
  • 13. Соболев, В. А. Проведение медицинских обследований детского населения, проживающего на санитарно-эпидемиологически неблагоприятных территориях / В. А. Соболев, Г. М. Земляная, Ю. А. Ревазова // Гигиена и санитария. — 2007. — № 4. — С. 22-27.
  • 14. Стратегия построения программ по укреплению здоровья и профилактике экологозависимых состояний для жителей промышленных городов России (на примере г. Подольска) / И. Н. Ильченко [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2006. — № 1. — С. 7-11.
  • 15. Сухарев, А. Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А. Г. Сухарев, С. А. Михайлова // Гигиена и санитария. — 2005. — № 1. — С. 47-51.
  • 16. Сухотина, Н. К. Психическое здоровье детей, проживающих в регионах с различным уровнем антропогенного загрязнения : сообщение 3 / Н. К. Сухотина // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — Т. 12, № 4. — С. 5-8.
  • 17. Толстогузов, С. Н. Экологический мониторинг состояния здоровья детей в Тюменской области / С. Н. Толстогузов, О. Л. Лепунова, М. В. Ковязина, С. В. Плотникова // Экология образования: актуальные проблемы : сб. науч. тр. — Архангельск, 1999. — Вып. 1. — С. 258-259.
  • 18. Тулякова, О. В. Влияние аэротехногенного загрязнения на состояние здоровья новорожденных / О. В. Тулякова // Сборник научных работ студентов и молодых ученых Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки» (Ярославль, 22 апреля 2009 г.). — Ярославль : ЯрМедиаГрупп, 2009. — С. 56-57.
  • 19. Туликова, О. В. Особенности соматической и неврологической заболеваемости детей в зависимости от экологической обстановки в месте проживания / О. В. Туликова, Е. В. Четверикова, В. И. Циркин // Современные наукоемкие технологии — 2007. — №8 — С. 97-98.
  • 20. Федотова, Т. К. Влияние экологии современного мегаполиса на ростовые процессы дошкольников / Т. К. Федотова // Педиатрия. — 2006. — № 6. — С. 41-45.
  • 21. Чеботарев, П. А. Оценка состояния здоровья детского населения, проживающего в городах с различным загрязнением атмосферного воздуха / П. А. Чеботарев // Гигиена и санитария. — 2007. — № 6. — С. 76-78.
  • 22. Шестпернина, Ж. Г. Адаптация школьниц Республики Алтай к воздействию природных и социально-гигиенических факторов / Ж. Г. Шестпернина // Гигиена и санитария. — 2003. — № 1. — С. 50-52.
  • 23. Экология и здоровье детей / под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. — Москва : Медицина, 1998. — 384 с.
  • 24. Dudek, В. Impairment of psychological functions in children environmentally exposed to lead / B. Dudek, D. Merecz // Int. J. Occup. Med. and Environ. Health. — 1997. — Vol. 10, No. 1. — P. 37-46.
  • 25. Environ / I. Romieu [et al.] II Health Perspect. — 1995. — P. 1036-1040.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >