ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ (ОНТОГЕНЕЗА) ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Закономерности роста и развития

Онтогенезом (или индивидуальным развитием) называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до гибели организма. Онтогенез осуществляется в результате двух процессов: роста и развития. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный, поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни.

Под термином «рост» в настоящее время понимается увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения. Более точный показатель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Количественной характеристикой роста служат данные размеров человеческого тела и его частей.

Под развитием понимаются качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции. Специализация клеток для более совершенного выполнения функций обеспечивает наилучшее приспособление организма к условиям существования. Критериями развития могут считаться появление в хрящевой части скелета костной ткани, прорезывание молочных и постоянных зубов и т.д.

Рост и развитие — две стороны единого процесса. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Они едины, но не тождественны. Рост и развитие — два процесса непрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые качественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественных особенностей.

Рост и развитие имеют следующие закономерности [15]:

  • 1. Необратимость — невозможность возвращения растущего организма к предыдущим стадиям, т.е. рост поступательный процесс.
  • 2. Постепенность — стадии роста и развития идут последовательно, одна за другой.
  • 3. Гетерохрония — разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно.
  • 4. Индивидуальное разнообразие позволяет объяснить вариабельность процессов роста и созревания, реализующихся вследствие взаимодействия генетической программы и условий среды.
  • 5. Цикличность — процессы роста происходят не плавно и постепенно, а циклами, или «пульсами». У человека рост в ширину (периоды «округления») происходит в 2-4 года и 8-10 лет. Рост в длину (периоды «вытягивания») происходит в 5-7 лет и 11-15 лет.
  • 6. Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекают стадийно. При этом последовательность стадий также детерминирована. Однако временные границы между отдельными стадиями варьируют. В каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса.
  • 7. Генетическая детерминированность отражает генетическую заданность ростовых процессов, удерживающих их в определенных — видоспецифических рамках. Рост и развитие зависят от генотипа, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип.

Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. Как правило, увеличение длины тела у мужчин заканчивается в возрасте 18-20 лет, у женщин — 16-18 лет.

8. Важная особенность индивидуального развития — соподчиненность периодов онтогенеза. В каждый период формируются новые качества, которые служат базисом (фундаментом) для дальнейшего развития. От того, как протекал предыдущий период, зависит последующий.

Возрастная периодизация

Следует отметить, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей. Существует несколько систем периодизации.

Широко распространена классификация, предложенная русским педиатром, создателем петербургской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей, Н. П. Гундобиным. В соответствии с ней выделяют [15]:

  • 1) период внутриутробного развития;
  • 2) период новорожденного (2-3 недели);
  • 3) период грудного возраста (до 1 года);
  • 4) преддошкольный (с 1 года до 3 лет);
  • 5) дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов);
  • 6) младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);
  • 7) средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);
  • 8) старший школьный, или юношеский, возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15-16 лет до 19-20 лет у мальчиков).

Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I—IV классы), средний (IV-IX классы), старший (X-XI классы).

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема [15]:

  • 1) новорожденный (1-10 дней);
  • 2) грудной возраст (10 дней — 1 год);
  • 3) раннее детство (1-3 года);
  • 4) первое детство (4-7 лет);
  • 5) второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);
  • 6) подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек);
  • 7) юношеский возраст (17-21 год для юношей, 16-20 лет для девушек);
  • 8) зрелый возраст:
    • - I период (22-35 лет для мужчин, 22-35 лет для женщин);
    • - II период (36-60 лет для мужчин, 36-55 лет для женщин);
  • 9) пожилой возраст (61-74 года для мужчин, 56-74 года для женщин);
  • 10) старческий возраст (75-90 лет);
  • 11) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек.

В качестве критерия уровня развития в классификации, представленной в табл. 1, использовались: степень созревания тканей и окостенения скелета, особенности развития двигательной сферы и высшей нервной деятельности, а также социальные и педагогические аспекты. В рассматриваемой классификации уделяется большое внимание периоду внутриутробного развития [4].

Таблица 1

Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства

Возрастной период

Критерии

Основные морфо-функциональные изменения

1. Внутриутробный (антенатальный) 280 дней (40 недель)

Развитие организма с момента оплодотворения до родов

Формирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма

1.1. Эмбриональный — 8 недель (развивающийся организм называют эмбрионом)

Г истотрофное питание за счет слизистой матки, формирование плаценты

Отмечаются следующие критические периоды: 7-12-й день — период имплантации;

3-6-я неделя — образование зачатков органов; с 8-й недели начинает функционировать сердце

1.2. Плацентарный — 32 недели (развивающийся организм называется плодом)

Питание через плаценту и из околоплодных вод

Критические месяцы:

  • 3-й, когда заканчивается формирование плаценты, формируется костно-мозговое кроветворение, образуются зачатки коры головного мозга;
  • 6-й все органы в основном сформированы.

К концу 9-го плод занимает постоянное поло

жение

2. Внеутробный (постнатальный)

период онтогенеза от рождения до смерти

Развертывание во времени программы развития и деградации

Дальнейший рост и развитие организма

2.1. Новорожденный — 0-10 дней

Формирование легочного газообмена.

Вскармливание молозивом

Адаптация к новым условиям существования сопровождается физиологической потерей веса, которая восстанавливается к концу периода, физиологической желтухой, заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положение при кормлении

Продолжение табл. 1

Возрастной период

Критерии

Основные морфо-функциональные изменения

2.2. Грудной возраст — 10 дней — 1 год

Лактотрофное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния

Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание первых молочных зубов. Развивается деятельность всех органов чувств в связи с миелинизацией проводящих путей. Формируются положительные эмоции. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям

2.3. Раннее детство — 1-3 года

Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью

Интенсивно развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость организма к болезнетворным воздействиям среды остается пониженной. Дети чувствительны к нарушению режима дня и питания

2.4. Первое детство — 4—7 лет

Интенсивное развитие и высокая пластичность коры головного мозга

Замедление темпов роста, а в 6-7 лет — усиление ростовых процессов. Повышение координации движений. Начало смены молочных зубов на постоянные. Высокая пластичность анализаторных систем, обеспечивающая возможность обучения, эстетического воспитания. Особая прочность динамических стереотипов. Дальнейшее развитие речи и становление абстрактного мышления. Основой всех функций служит игра. Легко возникают травмы вследствие большой любознательности и отсутствия собственного опыта

Окончание табл. 1

Возрастной период

Критерии

Основные морфо-функциональные изменения

2.5. Второе детство: девочки 8-11 лет, мальчики 8-12 лет

Адаптация организма к школьному обучению. Развитие абстрактного мышления

Заканчивается смена молочных зубов на постоянные. Проявляются половые особенности в развитии. Развитие девочек более интенсивно, чем мальчиков. У девочек формируется грудной тип дыхания, у мальчиков — брюшной. Повышение силы и уравновешенности нервных процессов под тренирующим воздействием учебной нагрузки. Высокий уровень развития положительных и отрицательных условных рефлексов. Развитие внутренней речи и абстрактно-логического мышления. Эмоциональные, умственные и физические перегрузки приводят к снижению надежности организма, развитию неврозов и других нарушений здоровья

2.6. Подростковый период —

девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет

Половое созревание, развитие вторичных половых признаков

В начале периода — интенсивный рост. Выраженные эндокринные сдвиги и изменения в деятельности нервной системы, связанные с половым созреванием, усиление деятельности половых желез, вегетативные расстройства, повышение возбудимости центральной нервной системы, повышение активности подкорковых структур, ослабление тонуса коры головного мозга, ухудшение образования условных рефлексов, особенно торможения, преобладание конкретного мышления по сравнению с абстрактным; лаконичность, замедленность речи, обеднение словарного запаса. Несоответствие между предъявляемыми требованиями и физиологическими возможностями приводит к утомлению

2.7. Юношеский период — девушки 16-20 лет, юноши 17-21 год

Завершение развития организма и всех его систем

Замедление роста. Завершение полового развития. Гармоничное развитие коры и подкорковых отделов. Возрастание роли абстрактного мышления

Критические и сензитивные периоды в развитии детей и подростков

Сенситивный период — интервал времени, в течение которого развивающаяся живая система (организм, индивид) максимально чувствительна к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий, т.е. взаимодействие организма и среды.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли организму полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Критический период — единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенное внешнее воздействие способно вызвать наиболее сильный эффект, т.е. такой этап развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период.

Период развития, когда организм оказывается в неустойчивом состоянии, подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний.

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются [4]:

  • 1. Время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез.
  • 2. Момент слияния половых клеток — оплодотворение.
  • 3. Имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза).
  • 4. Формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития).
  • 5. Стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя).
  • 6. Формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода).
  • 7. Момент рождения ребенка и период новорожденное™ — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.
  • 8. Период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов.
  • 9. Подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

В целом критические периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию как позитивных, так и негативных агентов. Они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития и на весь жизненный цикл человека.

Факторы среды, оказывающие оптимальное воздействие на определенном этапе развития, в другие периоды могут быть нейтральными или даже оказывать отрицательное воздействие. Отмечается неодинаковая соотносительная значимость наследственных и средовых факторов в различные периоды роста и развития организма человека: роль наследственных влияний повышается от периода новорожденности к препубертатному, снижается в период полового созревания, затем вновь повышается; пубертатный же период — один из ярких примеров сенситивного этапа онтогенеза — характеризуется усилением влияния факторов внешней среды.

По мнению А. С. Леонтюк, в критические периоды наблюдается неустойчивое равновесие развивающихся систем, когда старые механизмы регуляции уже себя исчерпали, а новые еще не достигли определенного уровня зрелости. Степень чувствительности при этом меняется: сначала она увеличивается, достигая максимума, затем снижается, т.е. существует период максимальной готовности к формированию функциональной системы.

В постнатальном развитии выделяют три критических периода [12]:

1. Наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т.е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируются речь и сознание. Вместе с этим повышаются и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований — к их «поломке».

Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. В этот период онтогенеза родителям и воспитателям необходимо принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходится на первые 4 года жизни ребенка.

2. Совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди — учителя, школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и т.д. В этот период вновь необходимо особое, бережное отношение к ребенку со стороны учителей и родителей.

Следует также учесть, что на второй критический период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.

3. Пубертатный период связан с половым созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции, с изменением в организме гормонального баланса. Обычно это происходит в 11-15 лет, т.е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний.

Учет этих периодов будет способствовать успешному применению целенаправленных педагогических воздействий и содействовать оптимизации процесса обучения и воспитания, а также формированию здоровья подрастающего поколения.

Физическое развитие

Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, обусловливающих формирование типа и размеров тела.

Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из важнейших показателей уровня здоровья населения, так как влияет на экономичность протекания всех функций организма и определяет пределы его адаптивных возможностей.

В свою очередь, физическое развитие зависит от сочетаемости и взаимодействия антропометрических (пропорциональность и гармоничность) и функциональных показателей. В литературе различают хорошее или нормальное гармоничное развитие, ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) развитие, а также общую задержку (отсталость) физического развития и опережение физического развития.

Комплексная оценка физического развития позволяет оценить уровень развития детей, сопоставить его с паспортным возрастом, выявить индивидуальные особенности развития, раскрыть эпохальные тенденции.

Большинство исследований по оценке физического развития свидетельствуют о его ухудшении и снижении уровня здоровья детей и подростков. Сравнительный анализ параметров физического развития современных школьников с данными 1990-х гг. показал негативные тенденции; процессы ретардации и астенизации преимущественно у городских школьников.

Физическое развитие детей и подростков отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков.

В то же время авторы ряда работ при оценке физического развития детей указывают на ведущую роль генетического фактора, что подтверждается различиями средних антропометрических параметров представителей разных этнических групп.

Немаловажная роль в формировании физического развития принадлежит и другим биологическим факторам, например, характеру течения беременности и родов.

Здоровье детей

Существует много определений понятия «здоровье». В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ, 1948). Сам И. И. Брехман определял здоровье человека как его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Согласно Г. 3. Демчинковой, Н. Л. Полонскому, индивидуальное здоровье человека — это естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, наличие оптимальной связи со средой и согласованности всех функций. А. Д. Адо определял индивидуальное здоровье человека как гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме для создания условий оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма. По В. П. Казначееву здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни [12].

Существует несколько факторов, влияющих на здоровье. Условно можно определить их вклад в состояние здоровья, например, наследственность — 20 %; окружающая среда — 20 %; уровень медицинской помощи — 10 %; образ жизни — 50 %.

Детский возраст — важнейший период в жизни человека, характеристики которого оказываются в определенной зависимости как от эндогенных, так и экзогенных факторов различной природы. Выраженные ответные реакции в детском возрасте отмечаются даже на незначительные раздражители, а отклонения развиваются значительно быстрее по сравнению с взрослыми и молодежью [12].

В последнее десятилетие все чаще публикуются данные об ухудшении здоровья школьников. В Российской Федерации состояние здоровья детей и подростков характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением качества здоровья. Так, при сравнительном анализе показателей заболеваемости современных учащихся начальных классов (2005-2007 гг.), проживающих в г. Москве, с их сверстниками 1998-2000 гг. установлено увеличение распространенности функциональных отклонений на 60,9 % и хронических болезней на 40,4 %.

Анализ 40-летнего (1996-2000 гг.) исследования 17 тыс. детей в возрасте 5-17 лет свидетельствует о ухудшении основных показателей здоровья: уменьшение количества детей с I группой здоровья и увеличение — со II и III.

На ухудшение популяционного здоровья детского населения указывает уменьшение удельного веса детей, высокая заболеваемость новорожденных, появление новых и возврат старых заболеваний, рост полисиндромных состояний, высокий удельный вес детей, серонегативных к управляемым инфекциям.

Возрастные особенностей заболеваемости детей

Ряд авторов подчеркивает зависимость структуры заболеваемости от возраста детей. Указывается, что чувствительность детей к внешнесредовым воздействиям наибольшая в периоды 2-3, 5-6 и 12-15 лет, на других возрастных отрезках онтогенеза может преобладать генетическая детерминация. У детей в возрасте до 3 лет преобладают болезни эндокринной системы, почек, подкожной клетчатки, врожденные аномалии и пороки развития; в возрасте 3-7 лет — инфекционные и паразитарные болезни, болезни органов дыхания.

Патогенез большинства заболеваний берет начало в 1 год и 7 лет, а максимальная распространенность заболеваний наблюдается в 2-3 года и 10-14 лет. Первый возрастной максимальной подъем распространенности патологии в 2-3 года авторы объясняют снижением материнского иммунитета и началом посещения дошкольных учреждений. Он сопровождается высоким уровнем заболеваемости детей детскими инфекциями, острыми респираторными заболеваниями, кишечными инфекциями, функциональными расстройствами желудка и кожными болезнями.

Исследования возрастных особенностей заболеваемости дошкольников и младших школьников в г. Москве, Сыктывкаре, Рязани показал, что при поступлении в 1 класс у значительного числа детей обостряются уже имевшиеся в дошкольном возрасте хронические заболевания и функциональные расстройства, происходит формирование новых нарушений здоровья. Так, в исследовании по данным профилактических осмотров 388 дошкольников г. Москвы показано, что в структуре хронической патологии первое место принадлежит болезням хирургической сферы, второе — болезням ЛОР-органов, третье — болезням нервной системы. При обследовании детей г. Рязани (89 человек в возрасте 5-7 лет) установлено, что на первом месте в структуре хронической патологии находятся болезни костно-мышечной системы, на втором — системы пищеварения, на третьем — два класса болезней — системы мочевыделения и нервно-психической сферы. Анализ заболеваемости 82 дошкольников г. Сыктывкара показал, что на первом месте в структуре хронической патологии находятся болезни ротоносоглотки, на втором — кожные болезни, на третьем — болезни системы пищеварения. Сравнительный анализ показал, что среди детей г. Рязани выше распространенность функциональных отклонений, а среди московских детей — хронических заболеваний.

Установлено, что дети в возрасте до 3 лет подвержены следующим видам заболеваний: болезни эндокринной системы, расстройства питания и иммунитета; болезни почек и подкожной клетчатки; врожденные аномалии и пороки развития. В возрастной группе от 3 до 7 лет преобладают инфекционные и паразитарные болезни, болезни органов дыхания. В возрасте 7-14 лет, по сравнению с возрастной группой до 3 лет, преобладают инфекционные и паразитарные болезни, болезни мочеполовой системы. А по сравнению с возрастной группой 3-7 лет показатели заболеваемости выше по новообразованиям, болезням крови и кроветворных органов, болезням костно-мышечной системы и соединительных тканей [11].

Установлена вариабельность показателя структуры заболеваемости (ПСЗ) в зависимости от возраста детей. С увеличением возраста возрастает ПСЗ по следующим классам болезней: инфекционные и паразитарные; системы кровообращения; органов дыхания; органов пищеварения; мочеполовой системы. Снижение значений ПСЗ с увеличением возраста детей наблюдается по следующим классам болезней: эндокринной системы; расстройства питания и иммунитета; крови и кроветворных органов; нервной системы и органов чувств; почек и подкожной клетчатки, врожденные аномалии и пороки развития.

В группу часто болеющих (ЧБД) принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям в основном из-за транзиторных отклонений и возрастных особенностей иммунной системы детского организма. По данным разных авторов, ЧБД составляют от 20 % до 65 % детской популяции. По классификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, т.е. дети с риском развития у них хронического заболевания).

Острыми респираторными инфекциями чаще болеют дети, посещающие организованные дошкольные коллективы, и дети младшего школьного возраста. При этом отмечено, что наиболее высокий уровень заболеваемости ОРЗ имеет место у организованных детей ясельного возраста. Так, более трети (34,9 %) всех случаев ОРЗ в дошкольных учреждениях приходится на детей, посещающих ясельные группы.

Факторы риска частых ОРЗ включают эндогенные (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, последствия перинатальной гипоксии, диатезы, энзимопатии, дисбактериозы, очаги хронической инфекции) и экзогенные (интенсивная циркуляция множества респираторных вирусов и бактерий в городской среде, низкий уровень социально-экономического благополучия и культуры, раннее начало посещения детских учреждений, экологические нарушения, нерациональная терапия и т.д.).

Нервно-психическое развитие детей

В настоящее время около 30-40 % детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения и особенно в 1 классе, когда происходит адаптация к образовательной деятельности.

Считается, что одной из важнейших причин, вызывающих школьные трудности и школьную неуспеваемость, является низкий уровень развития высших психических функций (ВПФ), в том числе мышления, речи, внимания, зрительного восприятия.

В свою очередь, недостаточное развитие ВПФ может быть обусловлено комплексом факторов эндогенного и экзогенного характера. К эндогенным факторам относят неблагоприятные генетические влияния, осложненное течение беременности и родов у матери, наличие у ребенка внутриутробной гипоксии или асфиксии в родах, перинатальной патологии ЦНС, недоношенности и/или низкой массы тела при рождении, отсутствие грудного вскармливания, низкий уровень здоровья, в том числе наличие болезней нервной системы, недостаточную степень зрелости структурно-функциональных систем мозга [16J.

К экзогенным факторам относят неблагоприятные социальные факторы, в том числе наличие большого количества детей в семье, низкий образовательный уровень родителей, неблагоприятные материально-жилищные условия, наличие вредных привычек родителей. Тем не менее влияние вышеперечисленных факторов на уровень развития ВПФ детей в 7-8-летнем возрасте изучено недостаточно. В частности, влияние неблагоприятных факторов раннего онтогенеза зачастую исследуется на немногочисленном (до 40 чел.) контингенте детей либо ограничивается анкетированием родителей, без использования данных медицинских документов.

Остается малоизученным вопрос о влиянии длительности грудного вскармливания на психическое развитие первоклассников. Малочисленны данные о взаимосвязи уровня развития ВПФ с отдельными видами заболеваний, за исключением болезней нервной системы; с уровнем физического развития ребенка.

При всей очевидности негативного воздействия неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие ребенка имеются лишь отдельные исследования, в которых конкретизируется вопрос о влиянии социальных факторов на развитие различных психических функций. Недостаточно изучен вопрос, поднятый в работе Безруких М. М. (2001), об особенностях нервно-психического развития детей в период от рождения до 7 лет как индикаторах низкого уровня развития ВПФ у них в школьном возрасте [16].

Требует дальнейшего изучения вопрос о нахождении достаточно информативных, но относительно более доступных (чем, например, показатели ЭЭГ) физиологических индикаторах успешности адаптации первоклассников к образовательной деятельности (например, использование такого показателя, как ежемесячная скорость прироста массы тела).

В задачи данного исследования входило изучение уровня развития ВПФ (мышления, речи, внимания, зрительного восприятия), успешности образовательной деятельности, типа темперамента и функциональной асимметрии мозга

(ФАМ) первоклассников, в том числе с учетом влияния биологических, социальных и аэротехногенных факторов. Проводилось изучение взаимосвязи типа темперамента, ФАМ, физического развития и заболеваемости детей в разные возрастные периоды с уровнем развития ВПФ детей в 7-8 лет.

Развитие высших психических функций (ВПФ) у детей в онтогенезе проходит под влиянием ряда факторов, которые условно можно разделить на внутренние, или биологические, и внешние.

К биологическим факторам относят генетические влияния, особенности пренатального и постнатального развития, в том числе физического развития и состояния здоровья ребенка.

Из внешних факторов для развития ВПФ наиболее важным представляется влияние социального фактора. Считается, что наибольшую значимость биологические факторы имеют в первые два года жизни ребенка, а также при наступлении критических периодов.

Возраст 6-7 лет является одним из таких периодов вследствие резкой смены социально-средовых условий при поступлении ребенка в школу.

Весь комплекс внутренних и внешних факторов, имевших место в предшествующем периоде развития ребенка, или действующих на него в настоящее время, наиболее ярко проявляется при необходимости адаптации ребенка к новым условиям среды, например, к школьному обучению [16].

Для успешной адаптации к школе необходим определенный уровень развития ВПФ, в том числе мышления, речи, внимания, зрительного восприятия, т.е. определенный уровень морфо-функциональной организации развивающегося мозга ребенка.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы закономерности онтогенетического развития?
  • 2. Что представляет собой возрастная периодизация? Что такое возрастная норма?
  • 3. Расскажите о сенситивном и критическом периодах развития.
  • 4. В чем различие понятий «рост» и «развитие»?
  • 5. Что такое «скачок роста»?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >