ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель занятия. Студентов знакомят с основными показателями и методами оценки физического развития детей и подростков.

Практические навыки. Студентов учат пользоваться антропометрическим инструментарием, правильно проводить антропометрические измерения и оценивать полученные результаты.

Нормативные документы. В настоящее время нормативные документы отсутствуют. Пользуются разработанными учебными пособиями и руководствами.

Задания. В процессе изучения темы студенты должны:

  • 1) ознакомиться с инструментарием, необходимым для антропометрических измерений;
  • 2) освоить методы оценки физического развития детей и подростков;
  • 3) оценить физическое развитие детей и подростков по предлагаемым задачам.

Методические указания к заданиям. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д. Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения — детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др. [9]. Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, проводится при медицинских осмотрах (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»). Согласно данному документу:

  • - профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — профилактические осмотры) проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних;
  • - предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — предварительные осмотры) проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению;

- периодические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Будущие специалисты должны владеть методикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития.

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели [9]:

  • 1) соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
  • 2) соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорнодвигательного аппарата, степень полового развития;
  • 3) физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;
  • 4) состояние здоровья.

Все они будут рассмотрены далее.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >