ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель занятия. Студентов знакомят с методами комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков, а также с порядком их группировки в зависимости от полученных данных.

Практические навыки. Студентов учат определять группу здоровья детей по результатам врачебных осмотров.

Нормативные документы.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». Приложение: Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них.

Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Задания. В процессе изучения темы студенты должны:

  • 1) по результатам углубленного медицинского обследования (карте медицинского обследования ребенка) определить группу здоровья;
  • 2) оценить уровень биологического развития ребенка, острую заболеваемость, наличие медицинских показаний к отсрочке поступления в школу.

Методические указания к заданиям. Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Изучение показателей, характеризующих здоровье детского населения, является одной из основных задач гигиены детей и подростков.

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков

Здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей.

В Приложении № 2 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н определены критерии комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних и критерии отнесения к той или иной группе здоровья. Об этом же говорит Приложение к Приказу Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 621.

Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

  • 1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
  • 2) уровень функционального состояния основных систем организма;
  • 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  • 4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

  • 1) 1 группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
  • 2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
    • - у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
    • - реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
    • - с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
    • - часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
    • - с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
  • 3) III группа состояния здоровья -— несовершеннолетние, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии:
    • - клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
  • - с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
  • 4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
    • - страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
    • - с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
    • - с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
  • 5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
    • - страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
    • - с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
    • - дети-инвалиды.

Согласно Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, в медицинских учреждениях осуществляются медицинские осмотры:

- профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — профилактические осмотры) проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних;

  • - предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — предварительные осмотры) проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению;
  • - периодические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе медицинских осмотров, проводимых с участием врачей-специалистов (окулиста, отоларинголога, ревматолога и др.). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более. Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливает детский психоневролог, принимающий участие в осмотре. Степень физического развития определяют путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности — по оценочным таблицам (шкалам регрессии).

Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров) утвержден Приказом Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 621.

Дает окончательную оценку состояния здоровья и определяет группу здоровья на основании заключений специалистов педиатр или заведующий дошкольно-школьным отделением поликлиники, возглавляющий массовые медицинские осмотры или диспансеризацию.

При наличии нескольких заболеваний окончательная оценка ставится по наиболее тяжелому из них. При совокупности нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижает функциональные возможности организма, больного следует отнести к IV группе. В истории болезни записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >