ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие посвящено вопросам медико-педагогического наблюдения за юными спортсменами, и напрямую связано с формированием компетенций в области профессиональной деятельности, в частности, готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Издание призвано ознакомить студентов с методами определения состояния тренированности, методами врачебного контроля, помощи занимающимся в достижении наивысшего уровня (спортивной формы) к моменту основных соревнований.

В учебном пособии изложены теоретические вопросы, методы оценки физического и функционального состояния, методология проведения обследования и методика организации занятий физической культурой.

В результате изучения материала, изложенного в издании, студенты — будущие педагоги — научатся применять методы физкультурно-спортивной деятельности с учетом психофизиологических особенностей занимающихся физической культурой и спортом, и на этой основе осуществлять отбор для занятий различными видами спорта, а также решать вопросы допуска юных спортсменов к занятиям и соревнованиям.

Учебное пособие может быть использовано студентами и преподавателями при изучении дисциплин «Спортивная медицина», «Комплексный контроль в физической культуре и спорте» для самостоятельной работы, проведения практических работ, изучения дополнительного материала, а также при изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для изучения дополнительного материала и организации самостоятельной работы.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно увеличилось число детей и подростков, имеющих малые аномалии развития, признаки структурной неполноценности соединительной ткани, нарушения опорно-двигательного аппарата, несоответствие паспортного возраста биологическому и т.п. В подобной ситуации общество совершенно обоснованно возлагает большие надежды на повышение двигательной активности подрастающего поколения, в частности занятия спортом, оказывающие благоприятное влияние на формирование костной ткани, сердечно-сосудистую систему, иммунитет. Однако при этом возникает новая проблема — проблема подготовки детских тренеров, которые стремились бы не к воспитанию юных чемпионов, а к гармоничному развитию детей и подростков через избранный вид спорта с учетом больших вариаций в этом возрастном диапазоне уровня физического развития, полового созревания, функциональных возможностей ведущих систем организма и его энергетических потенций.

На сегодняшний день убедительно доказано, что неадекватные тренировочные нагрузки до пубертатного периода задерживают его развитие (по данным Фриша, каждый год тяжелой — более 10 ч в неделю — тренировки может задерживать наступление менструального цикла у девочек на 5 мсс.). В период подросткового «спурта», когда наблюдается временное несоответствие между линейным ростом и накоплением в организме минеральных веществ, особенно возрастает риск повреждений.

Незаконченное формирование костной ткани приводит к тому, что у подростков эпифизы и апофизы оказываются очень чувствительными к перегрузке, в связи с чем у юных спортсменов часто возникают различные типы остехон-дропатий (асептические некрозы губчатой кости), являющиеся противопоказанием к дальнейшим занятиям спортом. Амбициозные тренеры, пытаясь достичь успеха любыми средствами, нередко начинают использовать в системе подготовки юных спортсменов всевозможные фармакологические препараты, в частности анаболические стероиды, которые не только наносят огромный вред практически всем органам и системам, по и негативно влияют па поведение и эмоции.

В некоторых случаях стрессы, связанные с напряженной спортивной деятельностью, вызывают у юных спортсменов серьезные психологические травмы, требующие клинического вмешательства. Учитывая сказанное, проблема врачебно-педагогического контроля в детском и юношеском спорте приобретает особую значимость |6|.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >