Влияние биологических факторов на развитие физических способностей

Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действительным средством сохранения и укрепления здоровья дегей, улучшения их физического развития. От уровня физических способностей зависят успешная трудовая деятельность, состояние здоровья и работоспособность, достижения в большом спорте.

Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый ученик. Но каждый занимающийся может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.

Закономерность физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма.

Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

Свойства нервной системы

Способности человека и составляющие их структуру элементы кроме психической сущности имеют и биологическую. В основе любой структуры способностей лежат задатки, обладающие стабильностью и имеющие природную, биологическую основу. И.И. Павловым было определено, а в дальнейшем дополнено другими исследователями, что люди с различными особенностями нервной системы обладают и определенными особенностями не только в поведении, но и в развитии навыков, качеств и т.д. [ 1J

У представителей различных типологических групп по-разному протекает процесс работоспособности, они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных (экстремальных) условиях [6].

Подростки нормально возбудимые, подвижные, обычно легко овладевают техникой упражнений, точно справляются с разнообразными двигательными задачами, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Представители сильного, безудержного типа нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Поведение и эмоциональные реакции этих подростков в связи с их большой двигательной активностью нередко расцениваются как проявления «недисциплинированности». Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешно овладевают сложнокоординационными движениями. Однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения.

Подростки, понижено возбудимые, как правило, в движениях малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями. Подростки, которые имеют различные особенности нервной системы, обладают нс только определенными двигательными способностями, но и по-разному реализуют эти способности в экстремальных условиях, в процессе соревнований |2].

Изучение типологических особенностей нервной системы и ее свойств позволяет объяснить индивидуальные различия в физических способностях.

В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток.

Но функциональные показатели нервной системы еще далеки до совершенства. Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей [8].

Младшие школьники, обладая способностью вырабатывать сложные дифференцировки, отличаются слабой устойчивостью к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. У детей инертного или возбудимого типа эта особенность проявляется больше, чем у сильных, уравновешенных.

Дети младшего школьного возраста могут оперировать понятиями, логически мыслить и сопоставлять факты и события [8].

Поэтому на уроках физической культуры в школе, на тренировках наряду с наглядными, широко используются словесные методы обучения. Причем словесные объяснения должны вызывать у детей ассоциации с ранее прочувственными, известными двигательными действиями, носить образный характер |6|.

У подростков существует тенденция к усилению способности закрепления запаздывающего торможения, они менее восприимчивы к воздействию сбивающих факторов внешней среды. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Становится более выраженной тормозящая, регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга [8].

К 11-12 годам замена непосредственного раздражителя словесным в большинстве случаев дает положительный результат.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты: у тренированных все показатели ее становятся относительно выше.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >