Принципы оценки уровня физического развития и полового созревания у детей и подростков

Оценка уровня физического развития

Оценка уровня физического развития должна вестись с учетом возраста ребенка. Принципы возрастной периодизации детского возраста приведены в табл. 1 [6].

Таблица 1

Периодизация детского возраста (Аршавский И.А., цит. по Вельтищсву Ю.Е., Кисляку Н.С., 1979)

Периоды детства

Возраст

Новорожденность

1 -й месяц жизни

Грудной возраст

1 -й год жизни

Предшкольный возраст

От 1 года до 2,5-3 лет

Дошкольный возраст

От 3 лет до 6-7 лет

Младший школьный возраст

От 7 лет до 12-13 лет

Старший школьный возраст

От 12-13 до 17-18 лет

Оптимальные сроки прогнозирования будущего строения тела и его размеров: 8-12 лет (у девочек — до 10 лет, у мальчиков — до 12 лет). Предсказание массы тела в данном возрасте более затруднительно, еще менее надежен прогноз для показателей окружности груди. В пубертатном периоде у девочек с

11 до 14 лет, у мальчиков с 13 до 15 лет взаимосвязи между имеющимися и будущими значениями антропометрических показателей снижаются.

Стопа в любом возрасте оказывается ближе к взрослому размеру, чем голень, а голень — ближе, чем бедро. В связи с этим длина стопы в сочетании с другими размерными признаками является более надежным показателем для прогноза роста, чем сама длина тела.

Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам приведена в табл. 2 [6].

Таблица 2

Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам (Усов И.Н. и др., 1990)

Центили (длина тела)

3-10

10-25

25-75

75-90

90-97

Центили (масса тела)

90-97

Низкое резко дисгармоничное ИМТ II стадии

Нижесреднее резко дисгармоничное ИМТ II стадии

Среднее резко дисгармоничное ИМТ II стадии

Вышссрсднсс резко дисгармоничное ИМТ

II стадии

Высокое резко дисгармоничное ИМТ II стадии

75-90

Низкое дисгармоничное ИМТ I стадии

Нижесреднее дисгармоничное ИМТ 1 стадии

Среднее дисгармоничное ИМТ 1 стадии

Вышесреднее дисгармоничное ИМТ I стадии

Высокое дисгармоничное ИМТ

I стадии

25-75

Низкое гармо

ничное

Нижесреднее гармоничное

Среднее гармоничное

Вышесреднее гармоничное

Высокое гармоничное

10-25

Низкое дисгармоничное ДМТ I стадии

Нижесреднее дисгармоничное ДМТ I стадии

Среднее дисгармоничное ДМТ I стадии

Вышесреднее дисгармоничное ДМТ I стадии

Высокое дисгармоничное ДМТ 1 стадии

3-10

Низкое резко дисгармоничное ДМТ II стадии

Нижесреднее резко дисгармоничное ДМТ II стадии

Среднее резко дисгармоничное ДМТ II стадии

Вышесреднее резко дисгармоничное ДМТ II стадии

Высокое резко дисгармоничное ДМТ II стадии

Примечание: ИМТ — избыток массы тела, ДМТ — дефицит массы тела

Сущность цснтильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль — 10% наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах [7].

Между фиксированными пентильными вероятностями образуется восемь промежутков, которые получили названия пентильных интервалов.

центильная вероятность, % 3 10 25 50 75 90 97

пентильный интервал 12 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному пентильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В пентильном методе величину наблюдаемого признака считают средней (типичной), если она находится в пределах 25-75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м пентильными интервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6-8-й интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением [7].

При оценке физического развития данным методом используют одномерные пентильные шкалы, которые были разработаны сотрудниками Горьковского государственного медицинского института по результатам углубленных медицинских осмотров здоровых школьников в 1970-х гг. Центильные шкалы составлены по десяти признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма:

  • • длине тела;
  • • массе тела;
  • • окружности грудной клетки;
  • • жировой складке живота;
  • • жизненной емкости легких;
  • • мышечной силе правой и левой кистей;
  • • максимальному и минимальному артериальному давлению;
  • • частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из десяти признаков и диапазон колебаний по дентальным интервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого тонуса [6].

Цснтильныс шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп: для мальчиков и девочек школьного возраста от 7 до 17 лет. Индивидуальные показатели как обычно оценивают после определения точного возраста ребенка и его принадлежности к определенной возрастной группе.

После установления точного возраста школьника определяют положение каждого его показателя в одном из восьми пентильных интервалов, пользуясь одномерными центильными шкалами, и дают им соответствующую оценку (табл. 3 и 4). Одномерные центильные шкалы рассчитаны для каждого показателя без учета их взаимосвязи [6].

Оценка гармоничности физического развития. По центильным шкалам можно судить о гармоничности развития массы тела по отношению к его длине. Если значения рассматриваемых показателей оказываются в одном или соседних центильных интервалах, то физическое развитие оценивают как гармоничное. Если значения изучаемых показателей выходят за границы соседнего интервала, то физическое развитие ребенка считают дисгармоничным. Если разница в оценке составляет более двух интервалов, то физическое развитие оценивается как резко дисгармоничное.

Оценка избыточного жироотложения. Оценивая гармоничность физического развития, следует учитывать, что основными компонентами, определяющими массу тела, являются костная, мышечная и жировая ткани. Для определения жировой массы необходимо оценить толщину жировой складки. Если ее величина оценивается по шести центильным интервалам или более, это свидетельствует об избытке жировой ткани у ребенка. При нормальной толщине жировой складки и общей большой массе тела ее избыток обусловлен костномышечным компонентом. Дифференцированный подход к оценке массы тела позволяет выявить детей с различной степенью ожирения.

Одномерные центильные шкалы для оценки морфофункционального развития мальчиков 13 лет

Показатель

Минимум-максимум

Пентильный интервал

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

Длина тела, см

136,0-177,0

138

138,5-143,0

143,5-148,0

148,5-153,0

153,5-160,0

160,5-163,0

163,5-168,0

168,5

Масса тела, кг

30,0-70,2

30,9

31,0-3,2

33,3-38,0

38,1-43,1

43,2-48,4

48,5-54,3

54,4-60,9

61,0

Окружность грудной клетки, см

61-90

64

64,5-5,0

65,5-68,0

68,5-71,0

71,5-75,0

75,5-79,0

79,5-82,0

82,5

Жировая складка живота, см

0,3-3,4

0,4

0,5

0,6

0,7-0,8

0,9-1,0

1,1-1,8

1,9-2,3

2,4

Жизненная емкость легких, мл

1 100-3 850

1 696

1 697-1 921

1 922-2 108

2 109-2 303

2 304-2 668

2 669-3 015

3 016-3 320

3 321

Мышечная сила кисти, кг: правой левой

  • 16-44
  • 18-44
  • 20
  • 18
  • 21-22
  • 19-20
  • 23-25
  • 21-22
  • 26-28
  • 23-26
  • 29-31
  • 27-28
  • 32-35
  • 29-32

36—39 33-35

  • 40
  • 36

Частота сердечных сокращений, ударов/мин

54-112

60

61-69

70-76

77-80

81-88

89-93

94-99

100

Артериальное давление, мм рт. ст.: максимальное минимальное

70-128 30-90

  • 86
  • 38
  • 87-90
  • 39-50
  • 91-98
  • 51-54

99-100 55-60

  • 101-110
  • 61-65
  • 111-118
  • 66-70

119 71-74

  • 120
  • 75

Одномерные пентильные шкалы для оценки морфофункционального развития девочек 13 лет

Показатель

Минимум-максимум

Пентильный интервал

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

Длина тела, см

133,0-174,0

143,0

143,5-148.0

148,5-152,0

152.5-156,0

156,5-160,0

160,5-164,0

164,5-166,5

167,0

Масса тела, кг

27,9-71,5

32,3

32.4-36,8

36,9-40,0

40,1-45,3

45,4-50,4

50,5-57,0

57,1-63,1

63,2

Окружность грудной клетки, см

60,0-80.0

63.0

63,5-67,0

67,5-70,0

70,5-73.0

73,5-77,0

77,5-81.0

81,5-83,5

84,0

Жировая складка живота, см

0,4-4,1

0,5

0,6-0,7

0.8-0.9

1-1.4

1,5-2,0

2,1-2,5

2,6-2,9

3.0

Жизненная емкость легких, мл

1 000-3 600

1 572

1 573-1 907

1 908-2 106

2 107-2 381

2 382-2 544

2 545-2 820

2 821-3 095

3 096

Мышечная сила кисти, кг: правой левой

  • 12-42
  • 14-35
  • 18
  • 16
  • 19-20
  • 17-18
  • 21-22
  • 19-20
  • 23-25
  • 21-22
  • 26-28
  • 23-26
  • 29-30
  • 27-28
  • 31-32
  • 29-30
  • 33
  • 31

Частота сердечных сокращений, ударов/мин

60-112

64

65-72

73-80

81-84

85-89

90-100

101-103

104

Артериальное давление, мм рт. ст.: максимальное минимальное

70-138 35-80

  • 80
  • 40
  • 81-90
  • 41-50

91-100 51-55

  • 101-108
  • 56-60
  • 109-112
  • 61-69
  • 113-120
  • 70

121-124 71-77

  • 125
  • 78

Оценка жизненной емкости легких и мышечной силы рук. Отличные жизненная емкость легких и мышечная сила рук оцениваются нс ниже, чем по 6-му центильному интервалу, хорошие — не ниже, чем по 4-5-му центильным интервалам, удовлетворительные — не ниже, чем по 2-3-му центильным интервалам, неудовлетворительные — по 1-му центильному интервалу. Высокие значения жизненной емкости легких и мышечной силы рук всегда указывают на хороший уровень физической дееспособности школьника.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. За средние показатели уровня артериального давления принимают его значения в диапазоне 4 5-го центильных интервалов при допустимых границах отклонений в пределах 3-6-го центильных интервалов. Если артериальное давление соответствует 7-8-му или 1-2-му центильным интервалам, то такой ребенок нуждается в тщательном медицинском обследовании при постоянном контроле за динамикой давления.

Частота сердечных сокращений соответствует возрастной норме, если ее показатели лежат в пределах 3-6-го центильных интервалов (лучше в 4-5-м). Если показатели пульса оказываются в диапазоне 7-8-го центильных интервалов, то это свидетельствует о тахикардии, а в диапазоне 1-2-го центильных интервалов — о брадикардии. Подобные случаи также требуют консультации специалистов и контроля за динамикой сердечных сокращений [6].

Оценив с помощью центильных шкал всю группу показателей, характеризующих физическое развитие, составляют развернутое заключение на каждого ребенка.

Пример. Рассмотрим индивидуальные показатели мальчика 13 лет (табл. 5).

Таблица 5

Индивидуальные показатели мальчика 13 лет

Показатель

Величина показателя

Длина тела

162 см

Масса тела

61,5 кг

Окружность грудной клетки

83 см

Жировая складка живота

2,5 см

Жизненная емкость легких

3 000 мл

Показатель

Величина показателя

Мышечная сила кисти: правой левой

  • 40 кг
  • 31 кг

Частота сердечных сокращений

90 уд./мин

Артериальное давление:

максимальное

минимальное

  • 125 мм рт. ст.
  • 70 мм рт. ст.

Мальчик имеет повышенный показатель длины тела, очень высокие значения массы тела и окружности грудной клетки. Физическое развитие дисгармонично за счет избыточного жироотложения. Жизненная емкость тела и мышечная сила рук развиты отлично. Отмечено повышение максимального артериального давления, минимальное давление и частота сердечных сокращений в пределах возрастной нормы. Необходимо контролировать уровень давления, а также провести консультацию эндокринолога.

Рассмотрим индивидуальные показатели девочки 13 лет (табл. 6).

Таблица 6

Индивидуальные показатели девочки 13 лет

Показатель

Величина показателя

Длина тела

154 см

Масса тела

46 кг

Окружность грудной клетки

73 см

Жировая складка живота

1 см

Жизненная емкость легких

2 500 мл

Мышечная сила кисти: правой левой

  • 26,5 кг
  • 22,0 кг

Частота сердечных сокращений

83 уд./мин

Артериальное давление:

максимальное минимальное

  • 110 мм рт. ст.
  • 60 мм рт. ст.

Физическое развитие девочки среднее, гармоничное. Жизненная емкость легких и мышечная сила рук развиты хорошо. Показатели гемодинамики (артериальное давление, частота пульса) находятся в пределах возрастной нормы.

Принципы оценки индекса Кетле у детей. Массо-ростовой индекс (Кетле) определяет, сколько граммов массы тела должно приходиться на каждый сантиметр длины тела. Для этого значение массы тела (в г) следует разделить на значение длины тела (в см). Для мальчиков 15 лет нормой считается массо-ростовой индекс, величина которого составляет 325 г на 1 см длины тела, для девочек того же возраста — 318 г на 1 см длины тела [6J.

Значения остальных антропометрических индексов у детей и подростков приведены в табл. 7.

Таблица 7

Отдельные антропометрические индексы у детей и подростков (Вельтищев Ю.Е., Кисляк Н.С, 1979)

Автор

Индекс

Возраст детей, годы

2-3

6-7

8-15

Пирке (Пелидизи)

ЮМ х 100

De

97

95-98

92-6

Пирке (Бедузи)

D-De/Dex ЩО

68-70

78-80

80-95

Пинье

D - (М + О)

23

30-35

26-35

Эрисман

0 - 0,50

От +6 до +9 см

0

От -1 до -3 см

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >