Журналистика эпохи Первой мировой войны (1914— 1918) (100). Пропаганда в годы войны (101). Западная журналистика и революция в России (102). Пресса Коминтерна (103). Публицисты Запада о Советской России (104). Становление и развитис радиовещания в Европе и Америке (106). Зарождение паблик рилейшнз (107). Новое в западной прессе 1920-х годов (107). Эгон Эрвин Киш (108). Приложение. Основные даты и события

Журналистика эпохи Первой мировой войны (1914-1918)

До 1914 года западная журналистика развивалась в основном в русле традиций, сложившихся в последние десятилетия XIX века.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война (1914 — 1918). Россия, Франция, Великобритания воевали против Германии, Австро-Венгрии. Позднее в войну втянулись и другие страны (например, Турция, Япония, затем, в 1915 году, Италия, в 1917 — США). В общей сложности в мировую войну было вовлечено 38 государств.

В прессе воевавших стран произошли значительные изменения. Многие читатели мужчины (всего 74 миллиона человек) были мобилизованы в армию. Из них за четыре года войны на фронте оказались 29 миллионов солдат и офицеров. Регулярная и своевременная доставка газет и журналов на передовую была проблематичной. Появились перебои с бумагой, выросли цены на сырье и типографские услуги. По этим и некоторым другим причинам тиражи большинства газет значительно сократились. Многие периодические издания и вовсе прекратили существование.

В то же время у большинства женщин — жительниц воевавших государств впервые появился регулярный интерес к качественной прессе. Читательницы стали интересоваться, в первую очередь, военными новостями, особенно из тех регионов, где воевали их родные и близкие.

Мировая война привела к появлению практически во всех сохранившихся крупных периодических изданиях должностей военных корреспондентов. В их число — впервые в истории войн — входили также художники, фотожурналисты и кинооператоры. Очень часто журналисты, собиравшие информацию о положении на фронте, работали сразу для нескольких периодических изданий.

В то же время в войсках появились фронтовые и армейские газеты. Их читали в перерывах между боями. Большинство таких изданий ставили своей целью поднять боевой дух солдат и офицеров.

В воевавших странах была введена предварительная цензура на военную информацию.

Пропаганда в годы войны

В годы войны впервые начала широко применяться пропаганда: на войска противника, на население противника, на собственные войска и на собственное население. Важным элементом пропаганды во всех странах была не только печать, но и кинематограф.

Впервые во всех воевавших странах появились и широко развили деятельность государственные учреждения, отвечавшие за пропаганду.

В Германии было учреждено Бюро печати при министерстве иностранных дел. При генеральном штабе работало Управление печати. В 1917 году начало работу Бюро военной прессы, в ведении которого находились цензура, внешняя и внутренняя пропаганда. На информационном пространстве Германии монополистом оставалось телеграфное агентство ВТБ (Wolfsche Telegrafenburo — Вольфше телеграфенбюро).

Во Франции при министерстве иностранных дел был создан отдел по изучению зарубежной прессы. При военном министерстве появилось бюро прессы, занимавшееся цензурой. В 1916 году приступила к работе Межминистерская комиссия по делам печати. В ее ведение входили такие, например, вопросы, как распределение бумаги между периодическими изданиями, контроль цен на печатную продукцию. В 1918 году Комиссия была преобразована в Национальную службу печати.

В Великобритании первым официальным органом пропаганды стало Военное пропагандистское бюро (War Propaganda Bureau) при парламенте. Военный министр Гораций Герберт Китченер (1850—1916) и первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль (1874—1965) предложили создать для контроля над информацией Пресс-бюро. Оно стало подчиняться министерству внутренних дел.

Черчилль хорошо разбирался в вопросах военной пропаганды. В молодости он занимался военной журналистикой. В конце XIX — начале XX века работал военным корреспондентом и посылал в газеты The Daily Graphic («Дэйли грэфик» — «Ежедневная графика»), The Daily Telegraph («Дэйли телеграф» — «Ежедневный телеграф»), The Morning Post («Мо-нинг пост» — «Утренняя почта») заметки с Кубы, из Индии, Судана, Южной Африки, где шли войны с участием англичан.

В январе 1917 года был образован Департамент пропаганды. Он состоял из четырех отделов и занимался распространением официальной информации в прессу дружественных и нейтральных стран. В фев рале 1918 года в британском правительстве появилось министерство пропаганды. Его возглавил лорд Уильям Максвелл Бивербрук (1879— 1964) — владелец газетного концерна «Бивербрук ньюспейперс Лимитед», издатель газеты The Daily Express. Один из отделов министерства — пропаганды во вражеских странах — возглавил газетный магнат Альфред Хармсворс (лорд Нортклиф). Эффективность работы Норт-клифа признавали даже непосредственные адресаты пропаганды — немцы и австрийцы.

В США, вступивших в войну 6 апреля 1917 года, по инициативе президента Вудро Вильсона (1856 — 1924) 14 апреля того же года был образован государственный орган регулирования пропаганды — Комитет общественной информации (Committee on Public Information — CPI, Си-пи-ай). Им руководил известный американский журналист, бывший «раз-гребатель грязи» Джордж Крил (1876—1953).

«Главной и определяющей чертой деятельности Си-пи-ай, — пишет Е.А. Привалова, — стало комплексное воздействие на аудиторию путем использования печатных (газеты, в том числе и правительственные издания, брошюры, листовки и т.д.), наглядных (кинофильмы, фотографии, плакаты, карикатуры, значки, открытки, художественные выставки и т.д.) и устных (лекторы, “четырехминутные ораторы”) средств массовой информации и пропаганды. Такого рода эксперимент проводили впервые в истории США»[1].

Си-пи-ай издавал ежедневную газету The United States Official Bulletin («Юнайтед Стейтс оффишиал булетин» — «Официальный бюллетень Соединенных Штатов») тиражом 100 тысяч экземпляров, выпускал информационные бюллетени о ходе войны, посылал военную информацию в 16 тысяч газет и журналов, подготовил за короткий срок семьдесят пять тысяч пропагандистов. Крил создал также отдел пропаганды в американском экспедиционном корпусе в Европе. Эта структура занималась пропагандой среди войск противника.

Западная журналистика и революция в России

25 октября (7 ноября) 1917 года к власти в России пришла Российская коммунистическая партия (большевиков) во главе с Владимиром Ильичем Ульяновым-Лениным (1870—1924). С этого момента и вплоть до последнего десятилетия XX века решающее влияние на развитие журналистики оказывало не развитие техники и технологий, как было в XIX столетии, а социально-политические факторы. XX век — эпоха невиданной доселе идеологизации журналистики во всем мире, когда

практически ни одно серьезное периодическое издание не могло быть полностью свободным от политики и идеологии.

Период с 1917 по 1923 год отмечен, прежде всего, появлением и активным развитием во всем мире коммунистической прессы. Эти газеты и журналы, как правило, являлись органами коммунистических партий. Коммунистическая пресса издавалась во многих странах и до 1917 года, но только теперь она стала всемирным явлением.

Рост коммунистической прессы был во многом вызван массовым ожиданием мировой революции, которую предрекали еще Маркс и Энгельс. Они утверждали, что, начавшись в одной стране, революция через несколько лет победит во всем мире. Такого же мнения придерживался и Ленин. Когда в 1919 году в некоторых европейских странах и землях на короткое время возникли советские республики: в Венгрии, Баварии, он повторял во многих выступлениях: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена! Грядет основание Международной Советской республики!»1, «... недалек день, когда вся Европа соединится в единую Советскую республику, которая уничтожит господство капиталистов во всем мире!»[2] .

Но к 1924 году даже самым убежденным сторонникам Всемирной советской республики стало ясно, что мировая революция в обозримом будущем не произойдет. Наступил период стабилизации капитализма, который продолжался до октября 1929 года — начала Великой депрессии, крупнейшего всемирного экономического и финансового кризиса.

Пресса Коминтерна

В начале марта 1919 года в Москве был создан III (Коммунистический) Интернационал (Коминтерн), который объединил коммунистические и рабочие партии всего мира. Исполнительный комитет Коминтерна издавал с 1919 по 1943 год ежемесячный журнал «Коммунистический Интернационал». Он выходил на русском, английском, французском, немецком, испанском и китайском языках, распространялся через коммунистические партии по всему миру и был, по сути, первым глобальным периодическим изданием.

На средства Коминтерна издавались газеты и журналы большинства коммунистических партий. Наиболее известными и тиражными

газетами того времени были Die Rote Fahne в Германии, EHumanite во Франции, EUnita в Италии.

Газету Die Rote Fahne («Роте Фане» — «Красное знамя») основали руководители коммунистической партии революционеры и публицисты Германии КарлЛибкнехт (1871—1919) и РозаЛюксембург (1871 — 1919) в 1918 году. Она стала органом компартии Германии — одной из крупнейших в Европе. Созданная Жаком Жоресом в 1904 году в Париже социалистическая газета EHumanite («Юманите» — «Человечество») перешла в 1920 году под знамена только что созданной Французской коммунистической партии. Чуть позже, в 1924 году, в Италии начала выходить газета EUnita («Унита» — «Единство») — орган Итальянской компартии.

В некоторых странах, где коммунистические идеи пользовались особой популярностью (например, во Франции, в Германии), со временем сложилась система коммунистической печати.

С другой стороны, во многих странах коммунистические партии были малочисленными, а их пресса — малоизвестной и не пользовалась спросом. К таким изданиям относилась, например, американская марксистская газета Daily Worker («Дейли уоркер» — «Ежедневный рабочий»), основанная в 1924 году в Чикаго.

Публицисты Запада о Советской России

Революция 1917 года в России вызвала огромный интерес на Западе и, как следствие, мощную волну публицистики. Но информация о жизни и развитии Советской России очень редко была объективной, так как исходила либо от коммунистической прессы, воспринимавшей все происходящее в нашей стране только с положительной стороны, либо от антикоммунистических периодических изданий, не жалевших для изображения советской действительности черных красок.

Поскольку объективных сведений о нашей стране в западной прессе недоставало, многие писатели и журналисты стремились поехать в Россию и лично увидеть происходящие там события, чтобы потом объективно рассказать об этом читателям в своих странах. Очерки и репортажи о Советском государстве писали Герберт Уэллс, Теодор Драйзер, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Лион Фейхтвангер, Уильям Сароян и многие другие выдающиеся писатели Запада.

Джон Рид

Одним из немногих иностранных журналистов, оказавшихся в Петрограде в октябре 1917 года, был американец Джон Рид (1887-1920). Он родился в состоятельной семье, учился в Гарвардском университете, а затем стал писать очерки в нью-йоркские журналы. В годы Первой миро вой войны Рид ездил по воюющим странам и написал книгу очерков «Война на Восточном фронте». Его антивоенные статьи публиковал в США только леворадикальный журнал Masses («Мэссиз» — «Массы»), который осенью 1917 года за антимилитаристскую пропаганду был закрыт.

В конце августа 1917 года Рид с женой, журналисткой Луизой Брайант (1890 — 1936), приехал в Петроград в качестве специального корреспондента журнала Masses. Он стал свидетелем большевистского переворота: присутствовал при захвате вооруженными солдатами Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября11917 года, был на 11 Всероссийском съезде Советов, слушал выступления Ленина и других деятелей революции. В первые месяцы советской власти Рид участвовал в работе Бюро революционной пропаганды при наркомате[3] иностранных дел. В начале 1918 года он уехал в Америку, активно участвовал в создании коммунистической партии США, неоднократно подвергался арестам и штрафам.

На основе увиденного в России Рид написал и в марте 1919 года издал документальную публицистическую книгу «Десять дней, которые потрясли мир» — взгляд иностранного журналиста, симпатизировавшего большевикам, на революционные события в России. Вскоре книга была переведена на русский язык. Ленин писал в предисловии к ней: «Эту книгу я желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров и переведенной на все языки».

Осенью 1919 года Рид снова приехал в Советскую Россию. Он работал в Коминтерне и собирал материалы для новой книги о русской революции, но умер от тифа, не дожив нескольких дней до тридцати трех лет. Рида похоронили в Москве на Красной площади.

Несмотря на восторженное предисловие Ленина, книга «Десять дней, которые потрясли мир» после 1924 года в течение тридцати с лишним лет в СССР была фактически запрещена. Дело в том, что в книге среди руководителей большевистского переворота не упоминалось имя Сталина и, наоборот, большое внимание уделялось революционерам, уже репрессированным к тому времени и объявленным «врагами народа».

Герберт Уэллс. «Россия во мгле»

Осенью 1920 года в Советскую Россию прибыл всемирно известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс (1866— 1946). Он не был коммунистом, как Джон Рид, но с интересом и сочувствием относился к русской революции. В Москве, в Кремле, Уэллс имел долгую беседу

с Лениным, которого назвал впоследствии «кремлевским мечтателем». Творческим итогом этой поездки стала публицистическая книга «Россия во мгле» — жесткий, критический, но, по большому счету, доброжелательный взгляд на революционные события.

Уэллс осознал весь трагизм положения России, сложившегося в результате мировой войны и революции. «Основное наше впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, — пишет он в “России во мгле”. — Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию».

В то же время Уэллс понимал, что ни одна другая политическая сила, кроме большевиков, не способна была бы справиться с катастрофическим положением дел: «Среди этой необъятной разрухи руководство взяло на себя правительство, выдвинутое чрезвычайными обстоятельствами и опирающееся на дисциплинированную партию, насчитывающую примерно 150 000 сторонников, — партию коммунистов. Ценой многочисленных расстрелов оно подавило бандитизм, установило некоторый порядок и безопасность в измученных городах и ввело жесткую систему распределения продуктов. Я сразу же должен сказать, что это — единственное правительство, возможное в России в настоящее время. Оно воплощает в себе единственную идею, оставшуюся в России, единственное, что ее сплачивает».

Становление и развитие радиовещания в Европе и Америке

К концу 1910-х годов журналистика перестала быть только прессой. У печати появился мощный конкурент — радио. Первые пробные радиостанции возникли в Европе и Америке еще до Первой мировой войны. Но регулярное радиовещание началось уже в послевоенное время.

В ноябре 1920 года экспериментальная радиостанция в американском городе Питтсбурге, штат Пенсильвания, провела первую радиопередачу. Она была посвящена итогам президентских выборов, победу на которых одержал Уоррен Гардинг (1865—1923). Так было положено начало регулярному радиовещанию в США.

В начале 1920-х годов уже многие страны мира стали проводить регулярные радиопередачи.

В 1922 году в Великобритании при участии Гульельмо Маркони была создана British Broadcasting Company (Британская радиовещательная компания, Би-Би-Си), имевшая статус общественной организации. 106

В декабре 1922 года Би-Би-Си начала ежедневное радиовещание в Лондоне, а с 1923 года — в Манчестере и Бирмингеме.

В США в 1926 году открылась частная Национальная вещательная компания National Broadcasting Company (Нэшинэл броадкастинг Компании, Эн-Би-Си), в 1927 году возникла Columbia Broadcasting System (Коламбиа Броадкастинг систем — Колумбийская вещательная система, Си-Би-Эс).

Со временем появились музыкальные, развлекательные, спортивные радиопередачи, особую популярность приобрел жанр радионовостей. Были заложены основы радиорепортажа и радиоинтервью.

В 1920-е годы возникли две школы радиовещания: американская (частное радио) и европейская (общественно-правовое радио). В Советском Союзе (а впоследствии и в нацистской Германии) существовало государственное радиовещание.

Зарождение паблик рилейшнз

Первые практические исследования журналистики появились из-за необходимости повысить эффективность рекламы.

В середине 1920-х годов в США создавалась система исследований общественного мнения — public relations (паблик рилейшнз). Начало этому положили книги американских исследователей Уолтера Липмана (1889—1974) The Public Opinion («Общественное мнение») и Эдварда Луиса Бернайса (1891—1995) Cristylising Public Opinion («Кристаллизация общественного мнения»). Липман исследовал механизм воздействия журналистики на сознание через стереотип, сформулировал особенности формирования общественного мнения, манипулирования сознанием. Бернайс научил, какими способами можно воздействовать на общественное мнение.

Теория стереотипизации, которую разработал американский социолог Пауль Феликс Лазарсфельд (1901—1976), исследовала зависимость воспринимаемости материала от степени доверия читателя к материалу.

Новое в западной прессе 1920-х годов

В 1919 году в США появился новый тип массовой прессы — таблоид: издание форматом АЗ с фотографией на всю первую полосу. Это была газета The New York Daily News («Нью-Йорк дейли ньюс» — «Нью-Йоркские ежедневные новости»).

К середине 1920-х годов западная пресса впервые превысила практически все довоенные журналистские показатели. В Европе и Америке продолжался процесс концентрации и монополизации печати. В то же время начавшаяся конкуренция между печатью и радио требовала от редакторов газет и журналов поиска новых путей и подходов к читательской аудитории.

В 1920-е годы в США были созданы новые типы журналов. Среди них выделялись экономические, элитарные издания (Fortune — «Фо-чун» — «Судьба»); еженедельные журналы новостей (Time — «Тайм» — «Время»); иллюстрированные еженедельники (Life — «Лайф» — «Жизнь»); дайджесты (Reader’s Didgest — «Ридерс дайджест» — «Читательский дайджест») и др.

Эгон Эрвин Киш

Из публицистов этой эпохи особенной известностью пользовался писатель и журналист Эгон Эрвин Киш (1885—1948). Он родился в Праге, входившей в состав Австро-Венгрии, в небогатой семье торговца сукном. Бросив технический институт, Киш отслужил в армии, после чего устроился репортером уголовной хроники (эта должность считалась унизительной) в пражскую германоязычную газету Bohemia («Богемия»). Здесь в полной мере начал раскрываться его журналистский талант.

В 1914 году Киш переехал в Берлин и стал работать в крупнейшей массовой газете Berliner Tagenblatt («Берлинер тагенблат» — «Берлинский ежедневный листок»). Но вскоре началась Первая мировая война, и он был призван в армию. На фронте Киш глубоко проникся социалистическими идеями, а после демобилизации вступил в коммунистическую партию.

1920-е годы — период расцвета журналистского творчества Киша. Он много путешествовал по миру и оформлял свои впечатления в репортажи и очерки. Результатом этих поездок стали книги очерков «Неистовый репортер», «Гонка во времени», «Неистовый репортер в России: Цари. Попы. Большевики», «Путешествия по преступлениям», «Рискованные предприятия по всему свету». Именно тогда за Кишем навсегда закрепилось почтительное прозвище Неистовый репортер.

В 1923 году в Берлине Киш издал антологию «Классический журнализм», где изложил свое видение журналистики. В основе его концепции репортажа — точные факты и творческая фантазия. Совместить эти две, на первый взгляд, противоположные составляющие репортажа можно, по убеждению Киша, с помощью метода логической фантазии.

«Конечно, факт — это лишь компас репортера, — описывал Киш преимущества своего метода. — Отправляясь в путешествие, репортер нуждается в подзорной трубе — логической фантазии. Потому что с помощью исследования места события, рассказов участников и свидетелей события и высказываемых при этом предположений никогда нельзя получить целостную картину положения вещей. Репортер должен сам воссоздавать ход события и переходы от причин к следствиям, следя лишь за тем, чтобы линия его поведения ни на волос не отклонялась от известных ему фактов»[4].

Вопросы для повторения

  • 1. Первая мировая война и журналистика.
  • 2. Развитие пропаганды на Западе в годы Первой мировой войны.
  • 3. Революция в России 1917 года и развитие мировой журналистики.
  • 4. Особенности развития западной журналистики в 1917—1923 годах.
  • 5. Развитие коммунистической печати на Западе в первые послереволюционные годы.
  • 6. Коммунистический Интернационал и журналистика.
  • 7. Западные публицисты о революции в России.
  • 8. Джон Рид — публицист и журналист.
  • 9. Герберт Уэллс о Советской России.
  • 10. Научные исследования в области журналистики.
  • 11. Зарождение паблик рилейшнз.
  • 12. Становление и развитие радиовещания на Западе в 1918—1929 годах.
  • 13. Журналистика Европы и Америки в 1923-1929 годах.
  • 14. Эгон Эрвин Киш — публицист и журналист.

Рекомендуемая литература

Андрунас Е. Ч. Информационная элита: Корпорации и рынок новостей. М„ 1991.

Аникеев В. Е. История французской прессы (1830—1945). М., 1999.

Балдицын П. В. Джои Рид и жанровая сущность художественного репортажа // От книги до Интернета: Десять лет спустя. М., 2009.

Беглов С. И. Четвертая власть: Британская модель. М., 2002.

Волковский Н. Л. История информационных войн. СПб., 2003. Т. 2.

Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: От рукописного листка до информационного бюллетеня. М., 1999.

Вороненкова Г. Ф., Чесаное А. А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

Евсеева Л. П. Печать Коминтерна. М., 1974.

Живейнов Н. И. Капиталистическая пресса США. М., 1956.

Колесник С. Г. Возникновение и становление американского телевидения (экспериментальное телевидение в 20—30-х годах) // Вестник МГУ. 1975. № 6. Серия «Журналистика».

Любимов Б. И. Общественное вещание: Британская модель. М., 2006.

Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания: Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании. М., 1995.

Привалова Е. А. К истории информационно-пропагандистской деятельности США в России // От книги до Интернета: Десять лет спустя. М., 2009.

Привалова Е. А. «Русский эксперимент»: Комитет общественной информации и внешняя политика США (1917-1920 гг.). М., 2006.

Привалова Е. А. В союзе с белогвардейской прессой: Американское бюро печати в Советской России (1917—1920 гг.). М., 1990.

Ситников В. П. Техника и технология СМИ: Печать, телевидение, радиовещание. М., 2004.

Урина Н. В. Журналистика и политика. Итальянский опыт взаимодействия. М., 2010.

Шарончикова Л. В. Радиовещание и телевидение Франции. М., 2011.

Первоисточники

Киш Эгон Эрвин. Репортажи. М., 1964.

Киш Э. Э. Приключения на шести континентах. М., 1985.

Рид Джон. Десять дней, которые потрясли мир. (Любое издание.)

Уэллс Г. Россия во мгле. (Любое издание.)

Дополнительная литература

Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. М., 1980.

Вороненкова Г. Ф. История и культура германоязычных стран Европы. М., 2008. Ч. I.

Драйзер Т. Статьи и выступления // Собр. соч.: В 12 т. М., 1955. Т. 12.

Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М„ 1991.

Приложение

Основные даты и события

  • 17 января 1800 года — Консульский указ Наполеона о газетах.
  • 1807 год — спуск на воду в США первого парохода, изобретенного Робертом Фултоном.
  • 8 февраля и 17 сентября 1811 года — указы Наполеона о закрытии газет.
  • 1814 год — Джон Стефенсон изобрел паровоз.
  • 20 марта — 22 июня 1815 года — Сто дней Наполеона.
  • 26 июля 1830 года — ордонансы Карла X против печати.
  • 1832 год — Павел Львович Шиллинг изобрел телеграф.
  • 3 сентября 1833 года — Бенджамин Генри Дей начал издавать газету The New York Sun.
  • 1835 год — Шарль Луи Гавас основал в Париже информационное агентство Agence Havas.
  • 1 июля 1836 года — Эмиль Жирарден начал издавать газету La Presse.
  • 1838 год — Фергюс Эдуард О’Коннор основал чартистскую газету The Northern

Star.

  • 1839 год — Луи Жак Дагер изобрел принцип фотографирования.
  • 1841 год — цензурная инструкция прусского короля Фридриха-Вильгельма IV.
  • 15 декабря 1841 — 31 марта 1843 года — издание «Рейнской газеты» в Кельне.
  • 1 июня 1848 — 19 мая 1849 года — издание Марксом и Энгельсом «Новой Рейнской газеты».
  • 1848 год — Теодор Вольф основал в Берлине информационное агентство WTB.
  • 1851 год — Поль Джулиус Рейтер основал в Лондоне информационное агентство Reuter’s.
  • 1851 год — Генри Раймонд начал издавать газету The New York Times.
  • 1854 год — возобновление издания французской газеты Le Figaro.
  • 1859 год — в США основано информационное агентство Associated Press.
  • 1863 год — Моиз Полидор Мийо начал издавать в Париже газету Le Petit Journal.
  • 18 марта — 28 мая 1871 года — Парижская Коммуна.
  • 1874 год — закон о печати в Германии.
  • 1876 год — Александр Грэхем Белл запатентовал телефон.
  • 29 июля 1881 года — Закон о свободе печати во Франции.
  • 1881 год — Джордж Ньюнес начал выпускать еженедельник Titbits.
  • 1883 год — Джозеф Пулитцер купил газету The New York World. Создание первого американского концерна прессы.
  • 1888 год — братья Альфред и Гарольд Хармсворсы начали создавать сеть периодических изданий для небогатых англичан.
  • 1894-1906 годы — дело Дрейфуса.
  • 1895 год — Уильям Рэндольф Хёрст купил газету The New York Journal.
  • 7 мая 1895 года — Александр Степанович Попов изобрел радио.
  • 1895 год — братья Луи Жан и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф.
  • 1904 год — Жак Жорес основал газету L ’Humanite.
  • 1914—1918 годы — Первая мировая война.
  • 25 октября (7 ноября) 1917 года — революция в России.
  • 1919 год — основание в Москве III (Коммунистического) Интернационала (Коминтерна).
  • 1922 год — создание в Лондоне Би-Би-Си.
  • 1923 год — зарождение в США системы public relations.
  • 1926 год — создание в США Эн-Би-Си.
  • 1927 год — создание в США Си-Би-Эс.

ЖУРНАЛИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА ФРАНЦИИ XIX ВЕКА

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ

  • (1769-1821)
  • ?*0

  • [1] Привалова Е. А. «Русский эксперимент»: Комитет общественной информации и внешняя политика США (1917-1920 гг.). С. 26.
  • [2] Речь при закрытии I Конгресса Коминтерна 6 марта 1919 года. 2 Речь на конференции красноармейцев Ходынских лагерей 15 июля 1919 года. 3 1 Интернационал (Международное товарищество рабочих) был создан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1864 году в Лондоне, распущен в 1876 году. II Интернационал основал в 1889 году в Париже Энгельс как международное объединение социалистических партий. В настоящее время известен как Социалистический Интернационал (Социнтерн).
  • [3] По новому стилю — в ночь с 7 на 8 ноября. 2 Наркомат — народный комиссариат, аналог министерства в Советской России и СССР в 1917-1946 годах. 3 Чуть раньше, в конце 1918 года, подобную книгу издала в США жена Рида Луиза Брайант — «Шесть месяцев в красной России».
  • [4] Цит. по: Орлов Ю. Я. Эгон Эрвин Киш // Киш Эгон Эрвин. Репортажи. М., 1964. С. 20-21.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >