Политическая культура и ее перфекционизм к руководителю

Сущность и стиль политической культуры руководителя

Сущность политической культуры руководителя связана с осуществлением им политического управления, которое является воздействием субъекта политики посредством государства на политические отношения. Управлять - значит строить отношения. Но не только политические. Поскольку политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, политическое управление становится проявлением первенства политики по отношению к ним, обеспечивая политическое решение вопросов экономического и духовного хода развития общества. Политическое управление выступает силой, как бы материализирующей отношения между субъектом и объектом политики. Поэтому политическое управление -это управление государственное.

Чтобы осуществлять политическое управление, недостаточно прийти к власти. Необходимо еще ею пользоваться. Это умение проявляется, прежде всего, в гармоническом сочетании объективного и субъективного, представляющих собой две стороны единого прогресса - социальной формы движения материи. Социальный прогресс всегда шел тем успешнее, чем в большей мере достигалось такое единство. Потому обеспечение его - задача и в общем-то сущность политического управления. Руководитель может уменьшить воздействие стихийности, лишь руководствуясь здравым смыслом, измененным опытом, интуицией. Политическое управление воздействует на рыночную экономику путем законодательства (конституционного, гражданского, трудового, уголовного), а также деятельностью своих судебных и административных органов.

Однако уметь управлять-это не только научиться гармонически сочетать объективное и субъективное, но и умело руководствоваться в своей управленческой деятельности научно обоснованными принципами и методами. В этом смысле можно отметить, что уровень политической культуры руководителя определяет и стиль его деятельности. Поэтому в рамках рассматриваемой проблемы большой интерес представляет стиль политического управления руководителя.

Политическая культура и стиль политической деятельности -понятия, которые дополняют друг друга: для характеристики стиля необходим анализ политической культуры и, наоборот, для понимания политической культуры важно выявить черты - положительные и отрицательные, - стиля. Стилю свойственны «культурнические» признаки, а в культуре или бескультурье закономерно проявляется тот или иной стиль.

Необходимо ответить, что в отечественной литературе по управлению, социальной психологии, социологии крайне мало методологических подходов и методических разработок по политической культуре и стилю. Этим обстоятельством во многом объясняется «размазанность» попыток в данной области.

В современной литературе по политическому управлению стиль политической деятельности рассматривается с различных точек зрения. Один из подходов предложен немецким психологом К. Левиным. Он обнаружил три разновидности стиля, которые соответственно обозначил как авторитарный, демократический и анархический (по другой терминологии - либеральный).

По мнению видных немецких социальных психологов Г. Гибша и М. Форвсрга авторитарный стиль политического управления состоит в том, что руководитель присваивает себе все частные функции процесса политического руководства и стремится включить все необходимые, вообще говоря, саморегулирующие механизмы этого процесса [122].

Демократический стиль политического управления, по Г. Гибшу и М.Форвергу, соответствует оптимальному соотношению между самостоятельностью группы и несколько ограниченным благодаря этому руководящим поведением отдельных лиц [122].

Психолог А.Г. Ковалев разделяет точку зрения немецких ученых и рассматривает психологические особенности упомянутых выше трех стилей политического управления. Им сформулированы следующие принципы, на которых строится демократический стиль политического управления: постоянная требовательность к политическим качествам руководителей и забота о них; опора на помощников, актив; правдивость во взаимоотношениях с людьми. Стиль политической деятельности находит отражение в типологии лидерства, которую дает Б.Д. Парыгин. Классификацию он проводит по трем основаниям: содержанию стилю и характеру политической деятельности лидера. По первому основанию он различает три типа: лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер исполнитель; лидер, являющийся одновременно вдохновителем и организатором. По второму основанию различаются авторитарный, демократический стиль и стиль, совмещающий в себе элементы того и другого. По третьему основанию - универсальный постоянно проявляющий свои политические качества лидера; ситуативный, проявляющий политические качества лидера только в определенной ситуации. Сочетание различных характеристик такой типологии, как считает Б. Д. Парыгин, позволяет существование следующих типов лидеров: а) лидер-вдохновитель (программист) - авторитарный, универсальный; б) лидер-программист - авторитарный, ситуативный; в) лидер-программист - демократический, универсальный; г) лидер-программист - демократический, ситуативный; д) лидер-организатор (исполнитель) - авторитарный, универсальный; е) лидер-организатор - авторитарный, ситуативный; ж) лидер-организатор - демократический, ситуативный; з) лидер-организатор - демократический, универсальный.

В исследовании А. И. Китова было выявлено четыре различных стиля политической деятельности руководителя. В качестве основных критериев, по которым один стиль руководства отличается от другого, были взяты: удельный вес вклада, вносимого в решение каждым из взаимодействующих лиц; количественные и качественные характеристики информации, функционирующей в ходе взаимодействия; степень управляемости должностных лиц, участвующих в выработке политического решения вместе с руководителем.

Первый стиль политического управления характеризуется абсолютным преобладанием формального лидера (руководителя) над всеми другими должностными лицами по удельному весу вклада, вносимого в политическое решение.

Вторая разновидность стиля политического управления должностных лиц характеризуется полным (но не абсолютным) преобладание роли руководителя.

Следующая разновидность стиля - взаимодействие в условиях конфликта между руководителем и неформальным лидером.

Для руководителя представляют интерес не только особенности взаимодействия с ближайшими должностными лицами, но и вся совокупность взаимодействия в системе управления возлагаемой организации.

Для демократического стиля характерны и такие черты, как широкое общение с трудящимися, гласность в работе, изучение реальных процессов. Осуществление этого стиля и владение им всеми руководителями должно обеспечить исключение из практики работы аппарата проявлений бюрократизма, безответственности, беззакония и других недостатков, возникающих при несоблюдении принципов политического руководства.

Стиль политического руководства включает в себя, во-первых, совокупность приемов и методов работы, способы подхода к делу, разрешение конкретной задачи; во-вторых, взаимоотношения между руководителями и подчиненными; в-третьих, манеру поведения должностных лиц.

Некоторые авторы в политической деятельности выделяют такие стили руководства, которые характеризуют личность руководителя и организационные принципы его работы с людьми. Это - дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемноорга-низующий стили.

Можно выделить следующие разновидности стилей политической деятельности: авторитарный, коллегиальный, либеральный, деловой, компромиссный, документальный, авральный, «дипломатический» стили.

Стиль - устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности.

Тесно связанное с эстетическим самовыражением и составляя центральный предмет истории литературы и искусства, понятие это, однако, распространяется и на все иные виды человеческой деятельности, превращаясь в иные виды человеческой деятельности, превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом, в динамически меняющуюсяитоговую сумму её конкретных исторических проявлений.

Стиль политической жизни - это способ, которым живет индивид или группа. В его основе - некий ценностный стержень, который направляет индивидана цель,помогает определить параметры и пути достижения успеха с точки зрения ихприемлемости или неприемлемости в контексте его ценностного мира,помогает корректировать и «проверять» жизненно важные решения. Политическая культура как осмысленное действие рассматривается как соотношение потребностей, в основе которых лежат ценности. Ценности в психологоческом плане - это отражение значимостей для человека. Установлены 4 фактора, отражающие стили регулирования политической культуры личности: мобильный, гармоничный, эксцентричный, социоцентричный, определяемые различным соотношением стратегий преодоления и защиты. У мобильных стратегии преодоления значимо превалируют над стратегией защиты У гармоничных выявлено равное соотношение стратегий преодоления и защит. У эксцентричных отмечается некоторое преобладание стратегий защит, связанных с уходом в себя. У социоцентричных решение жизненных задач предполагает общность с другими, на помощь с которыми он ориентируется. Примерно так и получается с анализом политической культуры личности. Мобильные люди характеризуются высокой ориентацией на познание, гармоничные характеризуются высоким уровнем гибкости. Эксцентричные характеризуются высоким значимостью показателей автономности. Социоцентричные представлены высоким уровнем показателей контактности, гибкостью в общении [157].

Проблематика стилей жизни изучается в социологии достаточно основательно. В западной социологии проблема изучения стилей жизни имеет традиции и является достаточно разработанной. В отечественной же социологии данная проблема по-прежнему остаётся открытой.

Западные социологи отдавали предпочтение понятию «стиль жизни». Помимо интерпретаций М. Вебера и П. Бурдье, где понятие стиля жизни помогало расширить рамки классового подхода в объяснении характера распределения властных отношений, развивались и другие идеи. Примером аналитического определения стиля жизни через выявления его структурныхкомпонентов, могут служить идеи Ханса-Пауля Мюллера. Ученый считает, что стиль жизни характеризуется рядом формальных признаков: целостностью, добровольностью, характерностью и стилизацией.

Целостность означает, что жизненный стиль личности или группы,определяет с большей или меньшей полнотой все их жизненные проявления.Он дает целостный образ личности или группы, который может быть схвачен не только из целой жизни, но даже из мелких ее деталей.

Политический кругозор добровольность.Человек не выбирает класс, слой, социальную группу, к которой принадлежит по рождению, воспитанию, образованию, размеру дохода. В случае же жизненного или культурного стиля всегда налицо выбор, что отличает его от традиции или канона. Практикующий какой-то стиль индивид свободен в принятии или отвержении того или иного культурного выбора.

Характерность - это момент своеобразия, который дает жизненному стилю свой легко идентифицируемый и безошибочно узнаваемый облик.

Распределение шансов стилизации. Масштаб возможностей стилизации, имеющихся в конкретном обществе, зависит от многих факторов. В первую очередь от его ценностей и нормативной системы, а также от уровня жизни и материального благосостояния граждан. Таким образом, стиль жизни является внешним выражением, практическим воплощением основных ценностей личности, тактическим проявлением его стратегических представлений.

В самом общем виде в социологической литературе под стилем жизни понимается определенный тип поведения людей, исторически сложившаяся форма жизнедеятельности социального субъекта. Стиль жизни выступает как презентация свободного выбора индивидом своего повседневного поведения и формой проявления самореализации личности.

Стиль жизни распознается по ряду внешних признаков, среди которых существенны: внешний вид, дизайн и функциональность жилища, вещей, язык повседневного общения, знаки и символы как средства коммуникации, особенности труда, быта, досуга, круг интересов, отличие «своих» и «чужих» в разных сферах жизнедеятельности.

Более сложным является понимание внутренних характеристик стиля жизни, и прежде всего организующей его картины мира.

В некоторых работах мы можем найти теоретическую интерпретацию признаков, по которым различаются между собой стили жизни. В литературе они трактуются по-разному и связываются с разными факторами воздействия. Часто в качестве различительных признаков фигурируют чисто внешние детали: особенности одежды, причесок, предметов, по которым узнаются «свои», речи и т. д. Учитывая важность таких различий, тем не менее, обосновывается целесообразность типологизации стилей жизни по основанию ценностных ориентации. В соответствии с этим подходом стили жизни можно свести к пяти основным группам.

Первая группа связана с ориентацией на успешную деловую карьеру. Это позиция характеризуется как социальная норма. Она отражает и активность молодой генерации, и возможности для самореализации, и расчет на материальный достаток, признание в обществе, получение доступа к инструментам власти и т. д.

Вторая группа ориентирована на стремление к наслаждениям от жизни, которые обозначены как гедонистические. Такая ориентация признается в обществе, не противоречит социальной норме, хотя и не является ее последовательным воплощением, поскольку отводит слишком ничтожное место общественному долгу.

Третья группа выделяется по такому основанию, которое обозначено термином «экстрим»# известном смысле, экстримтакже связан с удовольствием, как гедонизм, однако разница заметна в том, что первое основано на риске и чувстве опасности, в то время как второе предполагает комфорт. Отсюда и существенные отличия в жизненных стилях, основанных на гедонизме и экстриме.

Четвертая группа обозначена как ориентированная на альтруизм. Здесь на передний план выходят ценности служения людям, поведение, организация жизни подчиняется нравственному принципу бескорыстного служения другим людям, самоотречения, сострадания, милосердия. К этой группе отнесена и ориентация на религиозные ценности.

Пятая группа обозначается через высокую мотивацию к освоению мировой и отечественной культуры, ориентацию жизненных планов на развитие личности и ее творческих способностей. Эта позиция проявляется вереде учащихся на всех уровнях образовательного процесса, но не является всеобщей, более того, нередко встречает отпор в среде, где распространены другие ценности «хорошей жизни», а носители стремления к познанию, науке, высокому искусству могут подвергаться различным социальным практикам исключения.

Пять выделенных позиций предполагают определенные внешние условия. Такими условиями для первых трех позиций, в частности, являются преимущественно городская жизнь, где повседневность предполагает наличие спектра возможностей для выбора способа самореализации молодого человека, подготовки к этой самореализации. Имеет значение и такой фактор, как мирная обстановка. Четвертая позиция получает возможность развиваться в условиях оживления деятельности церкви, благотворительных организаций. Она отражает установки некоторой части людей на заботу о ближних, самоотречение, аскетизм. Пятая позиция может быть эффективно реализована в условиях доступности образования, форм реализации в творческой деятельности

Социолог Людмила Ятина выделяет четыре стиля жизни: «вещизм», «прагматизм», «активизм» и «гедонизм». Эта классификация основана на «ценностных ориентациях личности, проявляющихся в отношении к другим людям, к вещам, использованию социально значимых ресурсов. По Ятиной, стиль жизни - это устойчивый способ использования социально значимых ресурсов.

«Гедонизм» характеризуется ориентацией на себя, практиками на получение удовольствий от ухода за собой, своим телом, развлечений, потреблений. С позиций «гедониста» главной функцией социальной практики, будь то сделанная причёска, одежда, машина или участие в культурно-массовых мероприятиях, должна быть не её полезность, практичность, а то, что она направлена на получение удовольствия. Работа и общение также подчинены этой идее.

В «активизме» и «прагматизме» отношение к людям характеризуется направленностью не только на себя, но и на других людей. Что касается отношения к миру вещей, то для «активистов» оно выражается в действии, стремлении к преобразованиям, а для «прагматиков» любое действие становится ценным в силу своей полезности, оно должно приводить к обладанию.

Среди западных социологов популярностью пользуется классификация «VALS» («Ценности и стиль жизни»), начало которой положил Арнольд Митчелл.

В этой классификации объединены четыре основные класса стиля жизни, каждый из которых включает ряд подгрупп, а именно:

  • 1. Движимые потребностью (стремящиеся выжить и сохранить свой статус).
  • 2. Традиционалисты (устойчивые члены своего круга, подражатели идостигшие положения).
  • 3. Новаторы (эгоцентристы, жизнелюбы, сознающие себя члена-мисообщества).
  • 4. Интегрированные.

Подобные классификации представляют достаточный интерес, поскольку в них увязаны воедино жизненный уровень, образование, достижимые стратегии, характер включения в социум и психологические особенности индивидов различных стилевых групп.

Социологический подход к моде и стилю жизни предполагает рассмотрение их как отражение статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, формируя образы вещей - символов престижа. Изменение моды связано с «износом» этих символов.

Статус, по М. Веберу, - это не только позиция индивида в обществе, но и атрибут социальных групп и коллективных стилей жизни. Такой подход к определению статуса называется структурным. В то время как американская социологическая традиция фокусировала внимание на индивидуальном статусе, традиция, идущая от М. Вебера, более интересовалась происхождением, поддержанием и социальными последствиями существования статусных групп и статусных общин. Под схожим стилем жизни, характерным для статусных групп или статусных общин, М.Вебер понимал: общую моральную систему, общий язык, культуру и религиозные отличия. Стиль жизни объединяет, солидаризирует сообщества, изолирует и защищает их от других, помогает вырабатывать общие механизмы использования социально культурных выгод и привилегий их формального статуса [126].

Помимо структурного определения статуса, можно признать как минимум еще два: статус как набор политико-правовых прав, закрепленный властной иерархией (гражданский компонент статуса) и статус, как стиль жизни (культурный статус).

Статус - это достигаемая и «обороняемая» социальная позиция за коллективное право на доступ к ограниченным ресурсам. В отличие от классов, которые, по теории К. Маркса, в концентрированном виде выражают оппозиционные общественные отношения и выступают реальными агентами социальных изменений, статусные группы, по М. Веберу, выделяются на основе общности их образа, моды и стиля жизни. Экономическое богатство, доступ к материальным ресурсам, так называемый социальный старт индивида не являются единственными критериями социальной власти и влияния. В определенных исторических обстоятельствах образовательный статус (власть образованных) может обеспечивать больший доступ к ресурсам, чем власть собственников.

Многие известные мыслители в рамках социологического подхода считают моду классовым явлением: мода различных социальных слоев всегда различна.

К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев относят не только одежду, но и средства передвижения, например, автомобили. Автомобиль для многих людей - это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преуспевающего человека. Чем вышеслой, тем выше нормы.

Модные стандарты относительно легко циркулируют от общества к обществу, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах одна и та же мода зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположные ценностные ориентации. Стиль жизни представляет собой совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни. Эти рамки задают масштаб и направленность самореализации личности в обществе.

Таким образом, стиль жизни имеет сложную связь с социальной структурой: с одной стороны, по стилям жизни дифференцируются более крупные социально-классовые группы, с другой, дифференциация социальных общностей по стилям жизни не обязательно совпадет с социально-классовой дифференциацией, и тот или иной стиль жизни может быть выявлен в сообществах, относящихся к разным классам. Большее значение для дифференциации по стилям жизни имеют половые, возрастные, образовательные характеристики.

Понятие «стиль жизни» уже давно в отечественной социологической литературе стало своего рода дополнением базовой категории марксизма образ жизни, через характеристики которого осуществляется разделение людей на социальные классы.

Понятие «образ жизни» традиционно связывается с советской социологией, где оно имело ярко выраженный идеологический характер. По мере того, как социальная структура индустриально развитых обществ усложнялась, внимание к стилям жизни росло как к известной альтернативе деления общества по классовому признаку. В социологической литературе Запада проблематика стиля жизни во многом оказалась отделенной от проблематики социально-классовой структуры, и связывается с проблематикой социальных идентификаций. Ряд исследователей выдвигают на первое место типичность и нормативность стиля жизни как регулятора человеческого поведения (П. Бурдье, А. Митчел, П. Глуховски). В современной социологии стиль жизни выступает как антипод статуса, ломающий его рамки и противопоставляющий материальным различиям различия культурного, досугового плана. Начало этому процессу можно видеть в том, что считавшиеся до определенного времени статусными, большинство товаров и услуг «эксклюзивного» потребительского рынка перестали быть таковыми в силусвоей доступности для многих.

Интересно рассмотреть рольстиля жизни в молодёжной среде. Молодёжь - это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в культурной, экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством.

Трактовка стиля жизни как совокупности устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, соотнесенная с особенностями такой социальной группы как молодежь, порождает особые характеристики стиля жизни, которые не всегда могут применяться к другим возрастным группам или, по крайней мере, нуждаются в комментариях, уточнениях. Возможность куль турной автономии молодежи в современном обществе, а также ее самореализации в формах культурной деятельности делают стили жизни молодежи достаточно заметным общественным и культурным явлением. Стили жизни выступают как существенная характеристика молодежи, социально-структурные свойства которой находятся в стадии становления.

Развернутый анализ социальных конструкций, определяющих стиль жизни, излагается в работе Майкла Брейка «Молодежная культура. Социология молодежной культуры и субкультуры в Америке, Британии и Канаде». Автор выделяет такие компоненты стиля, как имидж, манеры и арго. Важным моментом стиля он также считал четкое отделение работы от досуга. Имидж, как внешнее доказательство приверженности к определенному статусу - одежда, аксессуары, телесные украшения (пирсинг, татуировки, драгоценности, и др.) важны для презентации себя, идентификации со значимой (референтной) группой. Манеры - телесные проявления себя, то есть - походка, осанка, жестикуляция - это то, как индивид реализует свой имидж в общении. Манеры помогают окружающим оценить искренность и правдивость стиля. Арго - это не просто сленг, характерный для той группы, к которой индивид себя реально или символически относит, это еще и словарь, способ коммуникации с помощью понятного данной группе языка. Очевидно, что во всех этих значимых элементах стиля проявляется нечто внутреннее, стиль трудно просто изобразить, сыграть. Эти черты стиля жизни невероятно важны для характеристики молодежи. Хотя и не следует понимать это таким образом, будто стиль жизни является атрибутом только этой возрастной группы.

Стиль - это политический анализ ситуации и предлагаемых вариантов программ демократизации, выработка на их основе оптимальных решений и корректировка в соответствии со складывающейся обстановкой; прогнозирование социально-политических процессов; оперативное изучение и формирование общественного мнения; внедрение демократических процедур формирования коллегиальных руководящих органов; смелое использование компромиссов и стремление к консенсусу со всеми конструктивными политическими силами и общественными движениями.

Руководитель выпопяет следующие функции:

  • 1) планирование',
  • 2) правильная организация выполнения плана — подбор и расстановка кадров, подготовка производства;
  • 3) распрядителъство - непрерывное направление действий и координация действий подчиненных на выполнение плана;
  • 4) мотивация труда - одна из наиболее сложных функций; это регулирование побудительных ситимулов сотрудника, при котором он, удовлетворяя собственные интересы, работает во имя достижения целей организации, коллектива.
  • 5) Учета и контроль - соизмерения фактических результатов с запланированными.

Условно можно выделить три ключевые сферы деятельности руководителя:

  • социально-психологическая;
  • • производственно - экономическая [ 149].

Главные роли руководителя принято делить на три группы

  • межличностные:
    • 1) главный руководитель - глава организации, выполняющий обязанности правового и социального характера;
    • 2) лидер - осуществляет все управленческие действия и отвечает за подбор, подготовку, расстановку, воспитание и мотивацию работников;
    • 3) связующее звено (посредник) - ведение переписки, участие в совещаниях, работа с другими организациями;
  • информационные:
    • 1) приемщик информации — разыскивает, собирает и обрабатывает информацию, разбирая поступающую к нему почту, осуществляя необходимые контакты, знакомясь с периодическими изданиями, и т.п.;
    • 2) распространитель информации - передает информацию работникам своей организации, проводит беседы, рассылает почту в другие организации и т.п.;
    • 3) представитель - передает информацию по вопросам политики и основным направлениям деятельности своей организации внешним организациями, и т.п.;
  • роли, связанные с принятием решений:
    • 1) предприниматель
    • 2) устраняющий нарушения - координирует и корректирует деятельность подразделений;
    • 3) распределитель ресурсов;
    • 4) ведущий переговоры.

Чтобы успешно сотрудничать с работником в области достижения общих целей, руководитель должен знать:

  • 1) профессиональную подготовку работника, его способность выполнять определенный тип работы, «мощность» стимулов именно к этой деятельности;
  • 2) социально-психологические качества, в частности умение человека взаимодействовать с другими людьми в прцессе совместной работы;
  • 3) деловые качества, т.е. способность без суетливости и лишних усилий добиваться достижения определенных практических результатов за короткое время;
  • 4) интелектуалъно - психологические возможности', гибкость интеллекта и силу воли, творческий потенциал и способность к риску, инициативность и трезвый расчет;
  • 5) условия, при которых проявляются качества личности, и пределы, за которыми они начинают давать сбои. В общем, надо знать все, что можетьвлиять на процесс работы человека и ее результаты. Нужно уметь оперировать этим знанием, чтобы получать надежный прогноз делового (а иногда и бытового) поведения работника.

При анализе того или иного уровня политической культуры ключевым в методологическом отношении (как в науке, так и на практике) является выяснение того, как практически осуществляется политическая деятельность, что характерно для нее. Для этого можно использовать вполне определенные методы.

Первый, наиболее доступный из них, - определение недостатков в политической деятельности. Например, в общении руководителей с подчиненными являются: неумение вести себя; « барские» замашки; неумение слушать других; концентрация внимания на своей персоне; применение силовых приемов убеждения.

Недостатки могут выявляться как применительно к конкретному звену политической структуры, конкретному человеку, так и к обобщенным их видам. В первом случае они именуются «конкретными», а во втором - «обобщенными» или «типичными». Знание недостатков позволяет предпринимать меры и условия (при наличии определенных условий) повышению политической культуры и . следовательно, совершенствованию стиля.

Другим методологическим значимым является контрастный метод, с помощью которого показываются противоположности. Например, по тому, как руководитель проявляет политическую и профессиональную компетентность в решении политических вопросов, можно судить в соответствующей культуре, в низком и высоком уровнях культуры политического поведения.

Имея контрастный метод определения уровней политической культуры, каждый, кого это интересует, получает возможность «примерять» его к собственной деятельности и учитывать при самооценке и самовоспитания. Для этой же цели могут также использоваться образцы политического поведения в определенных, так называемых «штатных» или «типовых» ситуациях.

Среди методологических проблем, которые связаны с культурой и стилем политической деятельности, следует особо выделить причины, обусловливающие высокий / низкий уровень культуры политической деятельности, ее сторон - социально-правовой, организационной, социально-психологической и информационно-технологической.

При этом, как установлено, имеются две группы причин - общие (или общесистемные ) и индивидуальные.

Обще причины определяются фактически преобладающими в повседневной деятельности деловыми и моральными ценностями. Если говорить о низком культурном уровне политической деятельности, то продолжительно существующая в нашей стране административно-командная система, несмотря на провозглашенные идеалы, сформировала авторитарную культуру и авторитарный стиль работы. В данной связи следует выделить две зависимости.

Первая зависимость: преобладание авторитарной политической культуры не способствовало развитию демократических начал в политической деятельности, сделало ее во многом условной (чересчур формальной) и жестко централизованной с соответствующими чертами стиля - «полное единодушие», номенклатурность, процентомания, преобладание «верхнего мнения», силовые формы и методы, политханжество и т.д.

Вторая зависимость: демократический стиль предполагает высокую политическую культуру общения, умение вести диалог, идти на компромиссы, аргументировать «за» и «против» и т.д. при недостатке культуры демократизма и преобладании авторитарного «наследия» этот стиль может приобрести свои характерные черты лишь со временем, по мере из усвоения, практического воплощения последующими поколениями.

Политическая культура и стиль политической деятельности зависят как от сложившейся системы, так и от самого руководителя.

Имелись и имеются высококультурные руководители на разных уровнях. Такое противоречие между недостаточно культурным общим и высококультурным индивидуальным было, есть и будет. Чем менее культурно общее, тем труднее сохранить культурность индивиду. И, наоборот, бескультурности отдельного трудно вписаться в высококультурную систему. Формирование политической культуры или бескультуры происходит не только от общего к индивидуальному, но и в обратном направлении. Данная зависимость между общим и индивидуальным присуща также и стилю. Поэтому меры, направленные на повышение уровня политической культуры в равной степени имеют значение и для совершенствования стиля - идет ли речь о системе или об отдельном руководителе.

Одним из ведущих критериев политической культуры руководителя является его уровень политического мышления, представленного совокупность теоретических положений, взглядов, мнений, ценностных ориентаций и т.п., которые реализуются (или должны реализоваться) в процессе осуществления функций политической власти.

Речь может идти о «политическом чутье» или политической интуиции.

Политическое чутье, интуиция руководителя - это умение его в переломные моменты поворотов политики решать вопрос на базе практического опыта. Способность эта зиждется на политическом знании, опыте, которые накапливает количественно и постепенно, могут подсказать единственно верный путь, единственно правильное решение вопроса. Политическая интуиция - это способность к синтезу теоретического знания и практического опыта, перевести теоретические полномочия на язык реальной жизни. Однако опыта без теории для интуиции явно недостаточно, так как опыт может быть также и основанием для ошибки.

Политическое мышление личности руководителя отражает объективное содержание его политического поведения. Понятия «политическое мышление» и «политическое поведение» - две стороны политической деятельности руководителя. Первое соответствует духовной, внутренней жизни, является своего рода идеальной моделью второго; второе соотносится с материальной, внешней, объективной средой. Но такое различие условно, ибо в политическом мышлении руководителя, как в зародыше содержится его политическое поведение, а последнее оказывает обратное воздействие на политическое мышление.

Существует диалектическая взаимосвязь между политическим мышлением и мировоззрением личности. Систем взглядов руководи теля образующих его мировоззрение, не прямо и непосредственно обуславливает политическое поведение, а преломляется в политическом мышлении, в котором осуществляется политическая оценка конкретной жизненной ситуации. Мировоззрение только тогда обеспечивает политически зрелое поведение, когда у руководителя сформировано развитое политическое мышление. Таким образом, политическое мышление - это форма связи мировоззрения руководителя с социальной практикой.

К политическому мышлению руководителя предъявляется целый ряд требований. Важнейшее из них - гибкость политического мышления, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Противоположным качеством является инертность, застойность политического мышления. Большое значение имеет глубина политического мышления, способность видеть отдельные политические последствия своих решений.

Серьезнейшей и, по существу, главный противник политического мышления является догматизм, который пришел к нам из 20-30-х годов, когда возникла административно-командная система партийногосударственного управления, резко усилился бюрократизм, который порождал унифицированное - догматическое мышление отчасти абсолютизации отдельных положений марксизма-ленизма, отчасти отсутствии привычки к духовному напряжению, этакий интеллектуальный инфантилизм.

Глубина политического мышления как черта стиля политической деятельности, предполагает стремление опираться в своих воззрениях на новейшие достижения научного познания.

В структуре политических качеств хозяйственного руководителя важное место занимает умение вести за собой возглавляемый коллектив. Одной из отличительных черт руководителя является способность сплотить, объединить, организовать людей.

Политическая культура руководителя является основой его политического управления. Политические качества являются составной частью его профессиональных качеств, куда относятся все качества, в том числе и организаторские, которые необходимы руководителю для успешного выполнения им служебных обязанностей. Под собственно профессиональными качествами понимают такие характеристики руководителя, которые определяют содержание выдвигаемых им и реализуемых коллективом управленческих решений. Совокупность таких характеристик принято называть индивидуальной управленческой концепцией руководителя.

Индивидуальная управленческая концепция руководителя - это способ понимания и трактовки проблем политического управления; основная точка зрения и руководящая идея для освещения проблемы управления. В основе управленческой концепции руководителя лежит политика, преломленная в индивидуальном политическом сознании, соотнесенная с личным опытом руководителя, с конкретными условиями, в которых он действует.

Концепция политического управления - это одновременно и интеллектуальное, и эмоциональное, и нулевое образование, зависящее от политической позиции руководителя и определяющее его фактическое соответствие занимаемой должности. Концепция политического управления диктует руководителю те или иные решения, реализация которых удовлетворяет его управленческие потребности. Концепция постоянно обновляется с учетом изменения социально-экономических и политических условий.

В деятельности хозяйственного руководителя индивидуальная концепция политического управления выполняет ряд взаимосвязанных функций: интегративно-системообразующая функция; прогно-стичность; нормативная; программирующая; регулятивная.

В структуре индивидуальной концепции политического управления можно выделить три взаимосвязанные элементы - сверхзадачу, проблемное наполнение и управленческие замыслы.

Особенности социологического изучения политических качеств руководящего работника неразрывно связаны с качествами деловыми. В современных условиях возрастает значение таких деловых качеств, как единство слова и дела, организаторские способности, целеустремленность, инициатива, чувство нового, деловитость, интеллектуальная смелость и оперативность в решении политических вопросов. Тем не менее, в практике этому вопросу уделяется мало внимания, о чем свидетельствуют результаты исследования.

Под деловыми качествами мы понимаем деловитость, которая характеризуется ориентацией руководителя на основную конечную цель деятельности коллектива, стремлением выбирать оптимальный путь для осуществления основной цели, самостоятельностью, критичностью практического мышления, гибкой распорядительной деятельностью, стремлением к упрощению властных функций, точным определением задач и систематическим контролем за деятельностью и результатами, широким кругозором и предвидением новых проблем. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям деловитость имеет свои особенности. Если ранее от руководителя требовалось в основном умение организовать людей для решения поставленных

«свыше» задач, средства, для достижения которых также были в большей степени предопределены и обеспечены, то теперь картина значительно усложнилась. В условиях рынка деловитость означает умение принять вовремя правильное решение, эффективно его выполнить, организовать контроль за его выполнением.

Следовательно, в социологическом плане в основе принципа деловитости лежит единство замысла и исполнения, умение довести работу до конца, организованность четкость, аккуратность, оперативность, высокая культура труда и т.д. деловитость в работе руководителя противоположна делячеству, узкому практицизму. Об этом свидетельствуют итоги исследований. Из материалов социологического исследования видно, что опрошенные с повышенной мерой требовательности относятся к таким качествам кадров, как компетентность, политическая зрелость, способность к лидерству, демократичность, общая эрудиция. Так, на вопрос о том: «Каким, на Ваш взгляд, трем из девяти личностных, девяти деловых качеств следует отдать предпочтение?», 60,9 опрошенных в Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской и Кустанайской областях на первое место поставили «компетентность». Остальные качества распределились следующим

образом:

Личностные качества Честность - 74,3%

Деловитость - 49,6%

демократичность - 36,9%

быть лидером - 33,9%

бескорыстие - 31,7%

общая эрудиция - 29,6%

исполнительность -19,5%

сильная воля - 11,9%

Деловые качества умение давать только реальные обещания и выполнять их - 58,8%

способность отстаивать свои позиции - 34,9%

умение применять политические методы - 30,9%

умение прогнозировать развитие политической обстановки - 29,6%

вести борьбу в условиях плюрализма мнений - 29,3%

умение осуществлять руководство через интересы людей, социальных групп - 29,6%

бескомпромиссность в отношении общенародных интересов -16,6%

Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема компетентности кадров вместе со всей гаммой положительных деловых и личностных качеств, в условиях перехода к рынку очень актуальна.

В определении компетентности руководителя автор исходит из следующих логических посылок: 1) компетентность находится в тесной диалектической связис компетенцией. Причем последняя предопределяет компетентность. 2) компетентность и компетенция в свою очередь проявляет индивидуальную специфику в деятельности каждого отдельного субъекта, как носителя компетенции. 4) уровень профессиональных, политических знаний соответствующей компетенции, есть предпосылки успешной ее реализации.

В условиях многопартийности на первый план выходят такие качества компетентности руководителя, как умение владеть методами политической деятельности, действовать в экстремальных условиях, вести борьбу в условиях политического плюрализма, способность быть политическим лидером. Каждое из операционализируемых понятий характеризует ту или иную сторону политической культуры руководителя кадров в современных условиях, а все они в совокупности определяют культуру кадров как систему и одновременно выступают в качестве критериев ее развития.

Если на формирование компетентности оказывает влияние уровень развитости общества и его отдельных представителей, конкретноисторические цели и т.д., на формирование компетентности, в первую очередь, оказывает влияние сама компетенция, а также личностные, деловые качества субъекта.

В условиях формирующихся рыночных отношений изменились место, роль и функции руководителя в обществе. Неудовлетворенность темпами демократизации, дифференциация и поляризация мнений, переход к рыночным отношениям требует от руководящих кадров иной компетентности, в чем во времена командно-бюрократической системы деятельности. Рыночные отношения не оставляют руководящим работникам места для интуитивных решений, волюнтаристских действий, поступков.

Компетентность в политической деятельности руководителя предполагает, с одной стороны, овладение передовыми достижениями науки в руководимой области, с другой стороны, способствовать на научной основе, ставить и решать конкретные вопросы политического руководства. Быть компетентным - это значит изучит и правильно усвоить и отрицательный опыт, для того, чтобы не допускать ошибков и недостатков в своей деятельности. Для компетентного политиче ского руководства обществом необходимо овладение наукой политического управления социальными процессами. Компетентность - это полное соответствие работника занимаемой должности по уровню политических знаний и образований. Компетентности руководителя -это умение наиболее правильно, наиболее эффективно организовать силы своих подчиненных для решения политических задач.

Современный руководитель - это, прежде всего, организатор. В этой связи социология политической культуры должна заниматься тем, что вкладывается в понятие руководитель-организатор. Дело в том, что работа организатора и исполнителя различна. А это означает, что организаторские функции существенно отличаются от исполнительских, «задача организатора, прежде всего в том, чтобы целесообразно подобрать персонал своего штаба, поручить каждому вполне определенную очерченную область, намечать цели, координировать работу, держать контроль за исполнением и вместе тем не мнить себя техническим всезнайкой, не распылять себя на мелочах техники проведения той или иной функции или задания...

Для руководителя прежде всего необходимо хорошее знание процесса политического управления. Именно в этом заключается главные требования, предъявляемые к организаторским способностям руководителя. По определенью руководителя А.И. Леонтьева способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Различают частные (отдельные) способности и общую одаренность (которую С.А. Рубинштейн называет общей способностью). Поэтому успешность политической деятельности руководителя зависит от трех составляющих: от частных способностей, одаренности и от опыта (политических знаний, умения, навыков). Все эти составляющие взаимосвязаны. Одаренность есть сочетание частных способностей, определяемое характером деятельности.

С.А.Рубинштейн подчеркивает, что знания, умения и навыки приобретаются в процессе реализации каких-либо способностей, которые в свою очередь формируются в процессе такого приобретения.

Организаторские способности руководителя включают такие компоненты, как способности быстро и эффективно устанавливать контакты с людьми, правильно определять их пригодность к той или иной политической деятельности, умение быстро и точно оценивать сложившуюся политическую ситуацию. Имеется в виду способность личности быстро и глубоко вникать в психологию другого человека, найти для него индивидуальный подход. Первое условие организаторского чутья - способность отражать внутренний мир других людей: угадывать их эмоциональное состояние, сопереживать вместе с ними.

Составной частью организаторского чутья является психологический такт руководителя, который выражается во внимательности, чуткости, умении выбрать единственно верный способ отношений с товарищами, способности найти подход к людям. Психологический такт руководителя - это справедливый подход к людям.

Организаторские качества - это способность психологически влиять на других людей, объединить, мобилизовать и направить энергию коллектива, проявлять при этом требовательность и критичность.

Организаторские качества - это устойчивый интерес и психологическая готовность к организаторской работе, потребность в ее выполнении. Еще многие руководителя не добились того, чтобы их политическое руководство можно было признать искусством. Примечательно, что отвечая на вопрос: «Как и на сколько успешно Вы реализуете в своей политической работе следующие личностные качества?», они дают довольно самокритичную оценку. Их мнения по этому поводу характеризует следующая таблица (табл.6):

Таблица 6

Личностные качества

Самооценка реализации качеств (%числу опрошенных)

успешно

не совсем

слабо

привлекать людей быть лидером

16,8

66,1

20,1

вести борьбу в условиях плюрализма мнений

12,9

59,2

26,2

умение осуществлять руководство через интересы социальных групп

19,1

49,2

29,1

умение применять политические методы

9,4

54,4

29,1

компетентность

29,6

59,1

13,2

умение прогнозировать развитие политической обстановки и предвосхищать события

10,2

42,4

39,3

Таким образом, можно утверждать, что дифференциация и поляризация мнений, углубление демократии не составляет сегодня руководителям места для интуитивных решений, волюнтаристских действий, поступков. Низкий уровень профессиональной компетентности кадров отражается и на эффективности политической деятельности. Поэтому политическая культура руководителя должна быть составной частью его профессиональной компетентности.

Политическая культура руководителя в аспекте знаний имеет теоретический и практический уровни, определяющие в конечном итоге его политическое мышление и реальную практическую практику. Теоретический уровень политической культуры руководителя включает в себя мировоззренческие аспекты, в совокупности, дающие ему возможность научного понимания природы политической власти, ее исторических форм и причин сменяемости, глубинных социально-экономических и идейно-политических процессов и явлений, сущности и содержания демократии общества. В политической культуре как он интегрируются все научные достижения, необходимые для принятия обоснованных решений по проблемам, имеющим системный и комплексный характер.

Однако, для характеристики политической культуры руководителя такого показателя, как знание, недостаточно. Руководитель - практический политик. В его непосредственные обязанности входит воплощение политических установок государственных органов в управленческих решениях, в средствах и методах политической деятельности, в конечных ее результатах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >