Факторы формирования политической культуры

Агенты вторичной социализации политической культуры руководителя

Исходя из обусловленности политической культуры личности, социальной структурой, политической практики и всей системой надстройки, можно выделить следующие группы факторов, формирующих политическую культуру личности руководителя:

  • - первая группа - общественное сознание;
  • - вторая группа - познавательные факторы;
  • а) предметы: история, политические традиции;
  • - модель политической культуры (например, модель желательных характеристик политического деятеля);
  • б) инструментальные:
    • - политическая социализация;
    • - средства массовой информации;
    • - третья группа - общественная деятельность, деятельность в сфере политики;
    • - четвертая группа - институциональные факторы, прежде всего политическая организация общества;
    • - органы государственной власти;
    • - политические организации (партии, другие политические организации и клубы);
    • - общественно-политические организации (политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации);
    • - пятая группа - политические микросистемы;
    • - шестая группа - эмоциональные факторы, находящиеся в связи с социально ощутимыми последствиями реализации политической программы.

Таким образом, с социологической точки зрения решение вопросов формирования политической культуры личности руководителя -возможно лишь при учете всей совокупности политических и социально-экономических факторов. Важнейшим их них является -социальная среда. Социализация как «вхождение в социальную среду» - это формирование сознания субъекта как системы социальных значений.

Социализацию человека по ее содержанию можно условно разделить на два этапа: 1) этап первичной социализации; этап вторичной социализации. В процессе первичной социализации формирующая личность «усваивает» социальные значения категорий объектов, явлений и ситуаций, составляющих основное содержание повседневной жизни.

В процессе вторичной социализации человек «усваивает» системы социальных значений, характеризующие отдельные субкультуры. На основании изложенного выше становится более понятным выражение «личность есть ансамбль общественных отношений», «личность еть ансамбль общественных отношений» [155].

Социальная среда - это совокупность материальных условий и общественных отношений (производственно-технических, социально-экономических, социально-политических и других), активно взаимодействующих друг с другом и находящихся в определенном состоянии. При рассмотрении взаимодействия социальной среды и личности, мы исходим из важнейшего принципа философии относительно того, что бытие определяет сознание. Социология признает зависимость политического сознания и поведения людей от социальной среды, но не ограничивается признанием этой зависимости. В работе «Немецкая идеология» К.Маркс и Ф.Энгельс писали: Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой мере люди творят обстоятельства. Иными словами: личность складывается не просто под воздействием социальной среды, а во взаимодействии с нею. Эта социальная детерминация означает, что внутренний, психический мир человека является результатом его общественных связей с внешним миром, причем именно связей, а не одностороннего воздействия. И здесь следует подчеркнуть, что нельзя переоценивать влияние среды. При всех условиях личность обладает определенной относительной самостоятельностью, которая является результатом жизненного опыта, трудовой и общественно-политической деятельности, самосознания, ценностных ориентаций и т.п. выражением этой самостоятельности личности является ее активная политическая позиция по отношению к самой микросреде.

Таким образом, на политическую культуру личности руководителя воздействуют, во-первых, общественная среда, во-вторых, мезосреда -регион, город, в-третьих, непосредственное социальное окружение и микросреда, и, в-четвертых, внутренний мир содержит как отражение общественных отношений, мезо и микросреды, так и внутреннее личное своеобразие, накопленный жизненный опыт, активность социальной позиции а также определенное влияние генетической программы.

В отличие от социальной макросреды социальная микросреда представляет собой совокупность материальных условий и общественных отношений, непосредственно взаимодействующих с личностью. Она воплощает в себе единство общего, особенного и единичного. Воздействие социальной микросреды на формирование политических взглядов личности руководителя может быть как положительным, так и отрицательным. Это связано с тем, что конкретные проявления общественных отношений в ближайшем окружении личности далеко не всегда совпадает с сущностью самих общественных отношений.

Сила воздействия социальной микросреды на социальные группы и отдельные личности различна. Она зависит, во-первых, от состояния самой среды и зрелости существующих в ней социальных отношений; во-вторых, от уровня развития социальной группы и ее места в системе общественных отношений, что определяет характер преобладающих интересов и втекающих отсюда установок на положительное и отрицательное восприятие явлений и факторов действительности; в-третьих, от стиля мышления, которые формируются видами деятельности в зависимости от образа и стиля мышления, от общего специального образования приобретенного социального опыта.

Как правило, различные виды социальной микросреды обладают разной степенью социальной зрелости. Такие общие человеческие качества личности, как профессионализм, управленческая культура, культура демократии, интеллектуальная смелость, политическая грамотность, коллективизм, патриотизм, интернационализм формируются в основном под воздействием социальной микросреды. Индивидуальная же неповторимость - в значительной степени результат воздействия социальной микросреды. Различие между общественной средой и «средой личности» как раз и объясняет индивидуальные вариации как в психологическом складе личности, так и в совершенствовании взглядов, убеждений и т.п., а их общность и родство формируют типические личные свойства. В научной литературе выделяют следующие виды социальной микросреды:

  • а) по производственно-трудовому признаку - первичные трудовые коллективы, учебные группы, воинские подразделения;
  • б) по территориальному признаку - жители микрорайона, жильцы дома, общежития, коммунальной квартиры;
  • в) по семейно-бытовому признаку - семья, родственное окружение;
  • г) по национально-этическому признаку - землячества;
  • д) по возрастному признаку - молодежные коллективы, группы пенсионеров;
  • е) по половому признаку - сугубо мужские или сугубо женские коллективы;
  • ж) по религиозному признаку - церковные общины, религиозные секты. Эти виды сейчас расширяются.

Вместе с тем следует отметить, что границы между социальной макросредой, мезосредой и социальной микросредой носят довольно условной характер. Так, большой трудовой коллектив выступает одновременно и как макро-и как микросреда.

При оценке социальной микросреды следует также учитывать избирательный характер взаимосвязей личности со средой. Принадлежность человека к какой-то конкретной микросреде не может фатально обрекать его на такой образ мыслей и поведения, которого требует это окружение. Наоборот, активная позиция личности предполагает воздействие на неблагоприятную социальную микросреду с целью ее совершенствования.

Среди различные типов микросреды особенно выделяется своим воспитательным воздействием трудовой коллектив. И это понятно. Коллектив - это такой социальной организм, в котором существует коллективное мнение, общность оценок, норм отношений и поведения, определенный характер требований к своим членам, общие цели, стремления, интересы. В трудовых коллективах сложилась и упрочилась разветвленная система организационных форм, посредством которых трудящиеся участвуют в осуществлении различных функций управления производством. Однако не всякий трудовой коллектив способен правильно оказывать плодотворное воспитательное воздействие.

Анализ автора выявил ряд закономерностей процесса саморазвития трудового коллектива, влияющих на становление политических качеств личности руководителя. К ним относится:

  • а) формирование и развитие коллектива на основе производственной и общественно-политической деятельности;
  • б) нарастание в развитии коллектива его всесторонней активности;
  • в) сближение общественных коллективных и личных целей деятельности;
  • г) необходимость наличия перспективных и близких целей и задач, их планирования и реализация силами членов коллектива;
  • д) влияние коллектива как единого целого на каждого из его членов.

Все эти тенденции имеют непосредственное выражение в экономике Казахстана в условиях его перехода к рынку, разгосударствления и приватизации.

Для политической культуры личности важным является представление о политической картине мира, которое развивалось М. Планком. Он развивал «практическую» и «научную» картину мира. Термин «картина мира» впервые употреблен Г. Герцем применительно к физической картине мира. Картина мира представляет собой диалектическое единство статистики и динамики, стабильности и изменчивости. Картина мира - это синтетическое единство субъективного и объективного, индивидуального и исторического. Картина мира - не зеркальное отражение мира, а интерпретация, акт миропонимания. Картина мира целостна [156].

Значительную роль в формировании политического поведения руководителя играет общественное мнение. Оно располагает средствами активного воздействия на выбор поведения людей, на принятие политических решений, формирование политических взглядов, норм, традиций. Различные аспекты влияние общественного мнения на политическую культуру разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных социологов. Широко известны, например, работы Г.Тарда, Г.Лебона, Ф.Гольфендорфа.

Глубоко и серьезно проблема воздействия общественного мнения на политическое сознание представлена в современной зарубежной политологии.

Предметом специальных исследований социологов воздействия общественного мнения на политическую культуру стало в начале 80-х годов. В вышедшей в 1967 году монографии Б.А. Грушин отмечал, что содержание понятия «общественное мнение» еще неясно и вызывает многочисленные споры. И хотя за прошедшие годы опубликовано немало работ, в частности, книги А.К. Уледова, А.А. Тарасенко, В.С. Коробейникова, М.К. Горшкова, Н.Н. Попова, воздействие общественного мнения продолжает привлекать внимание социологов. Вместе с тем, как замечают социологи, дискуссии о воздействии общественного мнения на сталкивание политических взглядов не прекращается. Практика показывает, что в научном анализе влияния общественного мнения на развитие политической культуры иногда мешают расхождения в понимании его природы. В настоящее время в литературе дано более 30 дефиниций термина «общественное мнение». Часть авторов (например, В.С. Коробейников, Б.Д. Парыгин) относят общественное мнение к области социальной психологии; другие связывают его с общественным сознанием. Г.Г. Дилигенский и некоторые другие авторы считают общественное мнение состоянием массового сознания.

Отдавая должное их научному вкладу, нельзя не учитывать того, что названные исследования проводились в условиях господства жестких идеологических парадигм, что, разумеется, не могло не сказаться на результатах и проявилось в частности в нарушениях принципа научной объективности. Так, только этим можно объяснить господство в литературе по проблеме вывода о формировании в 70-х годах «общественного социалистического общественного мнения».

Мнения, функционирующие в области политики, - суждения высказываемые по проблемам внутренней политике или затрагивают область отношений между государствами, т.е. внешнюю политику. Общественное мнение по политическим вопросам оказывает значительное влияние на существующие социальные институты, сознание и поведение руководителей. Это объясняется тем, что общественное мнение - сложное, весьма специфическое социальнопсихологическое образование общественного сознания. В основе его могут лежать различные по объему и уровню политического знания (от научно-теоретических до обыденных). Как одна из форм проявления состояния общественного сознания оно отражает и воздействует на различные явления и проблемы политической жизни руководителя, складывающиеся в результате протекающих в обществе социальных процессов.

Влияние общественного мнения на формирование политических взглядов усиливается благодаря его способности выполнять регулятивную, воспитательную, контрольную и консультирующую функции.

Воздействие общественного мнения на политическое сознание руководителей осуществляется и через процесс общения.

Общественное мнение поддерживает лучшие традиции коллектива и общества в целом, в которых закрепляются его общественно-политические взгляды. На процесс становления и формирования политических качеств руководителя влияет и такой феномен общественной психологии, как настроение. Важным социальным регулятором политического сознания являются традиции. Механизм действия этого социального регулятора близок, но не тождествен с действием других видов регулирования поведения людей и социальных групп посредством норм - юридических, государственных и административных решений и постановлений и т.п.

Формирование политических качеств руководителя происходит в процессе борьбы с такими негативными явлениями, как политическая наивность, злоупотребление, политическая апатия, индифферентность, политиканство, конформизм в политическом поведении, монополизм власти, шаблонизация политической мысли, экстремизм, карьеризм, аппаратный цинизм, самомнение, бюрократизм и т.п. Хотя этим страдают далеко не все.

Важной стороной политической культуры руководителя является его борьба с такой негативной формой проявления политической деятельности, как бюрократизм, которой извращает подлинную суть принципов и норм политической жизни. Однако, изучение социального феномена бюрократизма в нашей республике фактически находятся в начальном этапе. За все годы Советской власти ни одного серьезного специального исследования по проблеме борьбы с бюрократизмом не было. Тем не менее за последние годы наблюдается быстрый качественный и количественный рост научно-исследовательских работ, в которых рассматриваются те или иные взаимосвязи политической культуры и форм проявления бюрократизма.

При этом следует подчеркнуть, что в научной литературе разработаны основные методологические подходы, способствующие осмыслению данной проблемы в настоящие время. Наиболее продуктивными в этом смысле являются труды.

В исследованиях А.И. Демидова, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, Г.Наана, С.А. Никольского, А.В. Оболонского, Г.В. Осипова, В.М. Сагатов-ского, А.К. Уледова и некоторых других авторов анализируются проблемы преодоления бюрократических стереотипов сознания, догматизма и консерватизма.

Однако многие вопросы, связанные с определением сущности понятий «бюрократизм» и «бюрократия», их социальной природы, структуры, форм проявления, потоков воспроизводства, и иные остаются предметом дискуссий. Используя служебные положения для своих корыстных целей, бюрократ создает вокруг себя затхлую атмосферу угодничества.

Бюрократам присущи такие отрицательные качества, как формализм, волокита, некомпетентность, рутина, шаблонность, перестраховка и т.п. Маркс показал, что сущность бюрократизма - в потере учреждением цели деятельности, в подчинении ее задаче самосохранения. Различал два вида бюрократизма: в стиле деятельности отдельных работников и в организации работы отдельных органов управления, с одной стороны: и в плохом решении хозяйственных задач, хозяйственной нерасторопности и нераспорядительности с другой стороны.

Бюрократизм - это аппаратная система централизации и концентрации власти, отчуждаемой от народа. Бюрократия суть «сложноподчиненная», иерархически организованная /»по вертикали»/ группа людей, служащая этой аппаратной системе и воспроизводящая ее. К главным признакам бюрократизма относятся отрыв аппарата управления от граждан, центров исполнительной власти от воли и решений большинства. Об этом свидетельствуют исследования общественного мнения рабочих промышленных предприятий о социально-экономической и политической ситуаций, проведенные Центром социологии политических процессов в июле 1990 года в II индустриально развитых областях (Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Джамбулской, Карагандинский, Кзыл-Ординской, Кустанайской, Павлодарской). На вопрос: стал ли директор предприятия чаще приходить к рабочим для бесед, решения проблем коллектива? Отрицательный ответ дали 56,88 процентов респондентов.

Бюрократизм, как политическая позиция руководителя, реализуется в его определенных действиях, наносящих ущерб обществу. Бюрократические извращения со стороны руководителей являются служебным нарушением законности и правопорядка. Бюрократизм многолик и отличается многообразием проявления. Это и команднонажимной стиль деятельности, формализм и заорганизованность, приверженность старым методом, схемам, канцелярщина, волокита, заседательская суета, бумаготворчество, различные формы «согласований», «утверждений», «описок». Бюрократическая система разделения ответственности характеризуется тем, что принимают решения одни, отвечают другие. Опасность бюрократизма можно видеть в деформации самих основ служебных отношений внутри государственного и хозяйственного аппарата. Это находит свое проявление в подхалимстве и чинопочитании, в зависимости служебной карьеры чиновника от личной преданности руководителю, в подборе кадров на основе личного знакомства, национальной принадлежности, родства и кумовства.

Главным атрибутом бюрократии является власть, основанная на реальной возможности распоряжаться (повелевать) людьми, материальными и духовными благами. Причем речь идет о достаточно сильной власти, власти иерархической, противостоящей обществу, возвышающейся над ним. Бюрократизм извращает подлинную суть демократических отношений, противоречит интересам трудящихся. Самыми опасными проявлениями бюрократизма являются субъективизм, валюнтаризм и формализм. Следовательно, политическая культура руководителя направлена на выкорчевывание экономических, социальных, идеологических и психологических корней бюрократизма.

Политическая культура руководителя предполагает борьбу с таким отклонением от принципа политической жизни, как протекционизм, который может выражаться в выдвижении на должность человека, не подходящего по своим морально-политическим и деловым качеством. Протекционизм тесно связан с такими другими его негативными явлениями, как ведомственность и местничество, угодничество, лесть, подхалимство и взяточничество. Это проявление меркантильности отношений. Протекционизм отрицательно сказывается на формировании политической культуры руководителя. Протекционизм, нанося серьезный вред принципам организации и управления, подбору и расстановке кадров, порождает семейственность, кумовство, землячество.

Выявляя корни бюрократизма, можно выделить различные группы причин, обусловивших сохранение этого зла - экономические, политические, социальные, организационные, культурные, психологические. Поэтому экономические корни бюрократической политической культуры будут преодолены тогда, когда управленческие решения руководителя будут направлены прежде всего на осуществление стратегии экономического развития Казахстана, преодоление нарастания кризиса и восстановление экономики за счет собственных возможностей, преодоление ее технологического отставания, обеспечение его выбором правильных приоритетов. Экономические корни бюрократизма будут преодолены тогда, когда управленческие решения руководителя будут направлены на осуществление государственной программы: насыщения рынка потребительскими товарами, развития экспертного потенциала, импортозамещающего производства, развернутого строительства и продажи жилья и инфраструктуры. Поэтому впереди всех стратегических приоритетов в борьбе с бюрократизмом будут идти развитие агропромышленного комплекса. Решению этой задачи призвана служить разрабатываемая правительством национальная программа развития малой сельской индустрии. В соответствии с ней в сельских районах Казахстана будет построено 1100-1200 мелких предприятий.

Вторая - несовершенство государственного аппарата, его нечеткость в определении функций учреждений, параллелизм в их деятельности, слабый, плохо организованный контроль (и ведомственный и государственный), недостаточная политическая активность руководителей. Правда, в этом деле есть уже сдвиг. Хотя бы вспомнить итоги всенародного обсуждения проекта Основного Закона 235

республики. В его обсуждении приняло участие более 3 миллионов человек - практически каждый третий взрослый житель республики. В рабочую группу поступило свыше 18 тысяч замечаний и предложений. Поступило около 5 тысяч предложений по экономическим и социальным правам.

Поскольку политические основы бюрократизма состоит в свертывании демократии, то главным здесь - это демократизировать культуру управленческой деятельности.

Социальные корни бюрократизма выразились в недостаточной социальной защите людей. Они будут преодолены, если управленческое решение руководителя будет направлено на осуществление стратегии социального развития Казахстана, социальную защиту его населения.

Есть организационно-управленческие причины бюрократизма. Это упор на бумажную сторону работы, перегруженность государственных органов решением мелких вопросов: создание ненужных комиссий и т.д.

Можно указать и на духовно-идеологические источники бюрократизма: элементы догматизма в идеологии, технократическое мышление и т.п. Нельзя игнорировать и психологические корни.

Итак, политическая культура руководителя, ее дальнейшее развитие зависят от степени демократизации всех сторон общественной жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >