Особенности управления сестринским персоналом

СЕСТРИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Управление сестринским персоналом — это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб, использующих различные управленческие структуры для обеспечения сестринской помощи населению соответствующего качества и объема.

Субъекты управления сестринским персоналом — это специалисты по управлению сестринской деятельностью.

К субъектам управления сестринским персоналом лечебно-профилактических учреждений предъявляются следующие основные требования:

  • ? твердое желание заниматься управленческой деятельностью;
  • ? наличие комплекса личных общечеловеческих качеств;
  • ? высокая профессиональная подготовка по той деятельности, которой занимается сестринский персонал данного учреждения, по современным проблемам управленческой деятельности, законодательству, учету и отчетности;
  • ? четко очерченный круг должностных обязанностей, прав и ответственности.

Объектом управления сестринским персоналом является медицинский и фармацевтический персонал, перечень специальностей и наименование которых изложены в приложении № 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 19.08.1997 № 249 (в редакции приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.01.1999 № 18). Наряду с перечисленными должностями в ряде лечебно-профилактических учреждений появились должности: медицинская сестра — консультант по уходу за пациентами, медицинская сестра — координатор (главным образом в отделениях хирургического профиля), а также медицинские сестры дневных стационаров и др.

Работники (объекты управления) должны отвечать определенным требованиям, а именно:

  • ? иметь соответствующую подготовку, подтвержденную дипломами, сертификатами и аттестационными категориями;
  • ? четко знать, что входит в их должностные обязанности, а также свои права и ответственность;
  • ? четко знать, как следует выполнять те или иные манипуляции, обязанности (в соответствии со стандартами);
  • ? нагрузка средних медицинских работников не должны превышать установленных регламентированных нормативов, а по тем специальностям, где нормативы еще не установлены, нагрузка должна соответствовать физиологическим возможностям работников выполнять качественно свои обязанности.

Для успешной деятельности объекта управления необходимо создание для них необходимых условий работы, а к их деятельности должны предъявляться определенные требования.

Задачи управления сестринским персоналом:

  • ? развитие новых организационных форм и технологий сестринского дела в учреждении;
  • ? внедрение стандартов (медико-технологических протоколов сестринских манипуляций) и совершенствование методов и критериев оценки труда;
  • ? совершенствование системы управления сестринскими службами в учреждении;
  • ? обеспечение высокого качества работы сестринского персонала;
  • ? повышение социального статуса медицинских работников, их правовая и социально-бытовая защищенность.

Руководители сестринских служб в своей работе пользуются традиционными методами, которые, однако, имеют свои специфические особенности. Так, среди организационно-распорядительных (административных) методов следует выделить организационное нормирование (труда сестринского и младшего медицинского персонала, расходования лекарственных средств и изделий медицинского назначения; составление графика работы; ведение соответствующей медицинской документации); организационно-методиче ское инструктирование (разработка должностных инструкций, инструкций о деятельности в чрезвычайных ситуациях, порядка обеспечения санитарно-эпидемиологического режима, правил по охране труда, инструкций по учету, хранению и использованию лекарственных средств и пр.), правовое обеспечение.

Важное значение имеет использование социально-психологических методов, направленных на создание благоприятного психологического климата, повышение производственной и творческой активности. Для этого руководитель должен сохранять со всеми сотрудниками ровные беспристрастные отношения, делегировать полномочия, поощрять сотрудников и демонстрировать взаимопонимание, уметь сохранять выдержку, держать свое слово, вселять уверенность в сотрудников, не избегать неформального общения.

К экономическим методам можно отнести методы материального поощрения, разумное использование материальных ресурсов.

Основными направлениями работы руководителей сестринских служб являются:

  • ? подготовка и корректировка должностных инструкций среднего и младшего медицинского персонала;
  • ? планирование и организация работы сестринских служб;
  • ? подбор, обучение, повышение квалификации сестринского персонала;
  • ? обеспечение высокого качества работы, постоянный контроль (за выполнением планов, качеством сестринского ухода, выполнением стандартов деятельности, должностных инструкций, хранением и использованием лекарственных средств, соблюдением санитарно-эпидемиологического режима), внедрение новых технологий;
  • ? обеспечение соблюдения трудовой и технологической дисциплины, санитарно-эпидемиологического режима, делопроизводства;
  • ? воспитательная работа, формирование благоприятного психологического климата;
  • ? санитарно-просветительская, научно-исследовательская, рационализаторская деятельность;
  • ? социально-правовая защита, забота об охране здоровья сестринского и младшего медицинского персонала, создание благоприятных условий труда, организация отдыха.

Охарактеризуем некоторые из перечисленных положений более подробно. Главная медицинская сестра составляет следующие виды планов:

  • 1. Основные (годовые, квартальные, месячные, ежедневные).
  • 2. Дополнительные (план повышения квалификации, аттестации, сертификации работников, графики отпусков, работы Совета медицинских сестер, медицинских сестер и т. д.).
  • 3. Регламент работы (по дням недели, по неделям месяца на 1—2 месяца).

Образцы некоторых планов содержатся в приложении 3.

Целесообразно начать составлять план с изложения основных задач, стоящих перед сестринской службой учреждения. В плане работы нужно выделить 4 раздела следующего содержания:

  • 1. Организация и пути совершенствования работы сестринского персонала по обеспечению сестринской помощи пациентам.
  • 2. Организация работы по повышению квалификации, аттестации, сертификации, совершенствованию организации труда сестринского персонала, по их социально-бытовой и правовой защите, охране здоровья, технике безопасности. Здесь же следует отразить вопросы работы с резервом на должности руководителей сестринских служб подразделений.
  • 3. Организация лекарственного и материально-технического обеспечения работы сестринского персонала, создание благоприятных условий для пациентов.
  • 4. Прочие разделы работы: проведение ремонта помещений, работа с «Медтехникой», Роспотребнадзором, службами метрологического контроля, представителями фонда обязательного медицинского страхования и др.

По каждому пункту разделов плана следует указать сроки выполнения, исполнителей и лиц, контролирующих выполнение указанных пунктов.

Дополнительные планы работы являются приложением к годовому плану. К дополнительным планам работы главной медицинской сестры можно отнести:

  • ? тематические планы занятий с различными группами сестринского персонала учреждения с указанием тем занятий, сроков и места их проведения, преподавателей и ответственных лиц за эту работу;
  • ? план работы Совета медицинских сестер учреждения на год (с приложением списка членов Совета);
  • ? списки работников, намеченных к направлению в училища (факультеты) повышения квалификации, с указанием наименования циклов занятий, сроков и места их проведения, а также указаний, кто будет заменять отсутствующих работников;
  • ? списки средних медицинских работников, намеченных к проведению аттестации и сертификации (наименование специальностей, сроки);
  • ? графики отпусков старших медицинских сестер подразделений и списки работников, их заменяющих;
  • ? списки средних и младших медицинских работников, подлежащих периодическим осмотрам (работающих во вредных и опасных условиях труда) с указанием сроков проведения осмотров;
  • ? план контроля работы сестринского и младшего медицинского персонала учреждения (обходов, рейдов, проверок и др.) с указанием сроков проведения контроля, места контроля и т. д.;
  • ? табель отчетности главной и старшей медицинских сестер.

Регламент работы главной медицинской сестры включает перечень повседневных работ, участия в различных мероприятиях и т. д. с указанием времени проведения тех или иных мероприятий.

При организации контроля необходимо соблюдать следующие принципы:

  • 1. Контроль должен быть постоянным. Применительно к работе руководителей сестринских служб это означает, что работа по контролю должна быть обязательным элементом (плановый ежедневный контроль, который должен занимать не менее 20—25% в структуре их рабочего времени).
  • 2. Оперативность.
  • 3. Объективность (при контроле должны использоваться единые унифицированные нормативные требования к организации работы — правила, инструкции, методические рекомендации, стандарты и т. д., которые должны быть известны как проверяющим, так и контролируемым).
  • 4. Открытость (подчиненные должны знать, кто их контролирует, какие формы используются для контроля).
  • 5. Экономичность (простота).
  • 6. Контроль должен рассматриваться как проявление внимания к работнику (доброжелательность, помощь в преодолении ошибок).

Предметом контроля, осуществляемого руководителями сестринских служб, являются:

  • ? выполнение планов работы руководителями сестринских служб подразделений;
  • ? качество сестринского ухода за пациентами;
  • ? выполнение сестринским персоналом стандартов деятельности (медикотехнологических протоколов выполнения сестринских манипуляций);
  • ? выполнение сестринским и младшим медицинским персоналом своих должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка учреждения;
  • ? соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима;
  • ? правильность хранения, учета и использования лекарств, спирта, перевязочных материалов и других материальных ценностей;
  • ? соблюдение правил асептики и антисептики, профилактики инфекционного гепатита и ВИЧ-инфекции;
  • ? соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии сестринским и младшим медицинским персоналом;
  • ? причины, порождающие жалобы пациентов и их родственников на неудовлетворенность медицинской помощью.

Основные методы контроля:

  • ? изучение отчетных, учетных и статистических материалов сестер;
  • ? проверка выполнения планов работы;
  • ? обходы отделений, кабинетов, лабораторий;
  • ? рейды актива Совета медицинских сестер;
  • ? участие в обходах главного врача;
  • ? инвентаризация материальных ценностей, находящихся в ведении старших медсестер;
  • ? беседы с пациентами и их родственниками;
  • ? беседы с сотрудниками медицинского учреждения;
  • ? разборы жалоб и заявлений граждан по вопросам работы сестринского персонала;
  • ? анкетирование сотрудников и пациентов и др. формы.

Результаты контроля целесообразно оформлять в виде справок, актов, записей в журналах контроля. В случае, когда главная медицинская сестра готовится к контролю подразделений, ей следует ознакомиться с материалами предыдущего контроля.

Результаты контроля следует своевременно доводить до сведения контролируемых. Эффективными формами доведения результатов контроля следует считать:

  • -для проверяемого коллектива — деловое совещание (собрание);
  • -собеседование при проверке;
  • -обсуждение с руководителями подразделений;
  • -подготовка и обсуждение проектов и распоряжений главного врача по преодолению выявленных недочетов.

Качество сестринского ухода оценивается по множеству критериев и оценок, среди которых важнейшими являются:

  • ? обеспечение выполнения всех сестринских манипуляций в точном соответствии с требованиями действующих в настоящее время в учреждении методических рекомендаций;
  • ? обеспечение надлежащих санитарно-эпидемиологических условий для пребывания пациентов в отделении, палате, процедурных кабинетах и др.;
  • ? своевременность выполнения медицинскими сестрами врачебных назначений (диагностических, лечебных, профилактических и др.);
  • ? своевременность выполнения медицинскими сестрами неотложной доврачебной помощи пациентам при неотложных состояниях, общение с пациентами, соблюдение принципов медицинской этики, сохранение медицинской тайны;
  • ? своевременная и правильная раздача пациентам лекарств, контроль за приемом пациентами лекарств;
  • ? обеспечение инструктажа пациентов по их подготовке к различным исследованиям и манипуляциям, правильное выполнение всех необходимых мероприятий по подготовке пациентов к исследованиям, манипуляциям, операциям и др.;
  • ? соблюдение назначенного режима питания и соответствующей диеты для пациентов;
  • ? инструктаж родственников об особенностях ухода за пациентом.

О высоком качестве сестринского ухода свидетельствуют:

  • -отсутствие у пациентов осложнений, связанных с оказанием сестринских услуг;
  • - удовлетворенность пациента и его родственников сестринским уходом;
  • - отсутствие жалоб и замечаний на деятельность медицинской сестры со стороны пациентов, родственников, коллег, старшей медицинской сестры, лечащих врачей и заведующего отделением.

Важнейшим инструментом управленческой деятельности руководителей сестринских служб по обеспечению высокого качества сестринского ухода являются:

  • ? обеспечение систематического контроля за работой медицинских сестер и старших медицинских сестер по выполнению ими своих должностных инструкций, стандартов деятельности;
  • ? обучение медицинских сестер требованиям должностных инструкций, стандартов деятельности и др.;
  • ? создание надлежащих условий для работы медицинских сестер и пребывания в медицинском учреждении пациентов;
  • ? надлежащее материально-техническое и лекарственное обеспечение деятельности медицинских сестер;
  • ? создание в трудовом коллективе благоприятного морально-психологического микроклимата.

В предыдущих разделах указывалась необходимость рационализации труда различных категорий персонала. Одним из ее направлений является формирование удобного рабочего места. Для старшей (главной) сестры оно должно быть оснащено следующей мебелью и оргтехникой — табл. 6.

При создании рабочего места необходимо помнить о следующих факторах:

  • -психологические (в том числе эстетика рабочего места);
  • -физиологические (необходимо работать с релевантной, относящейся к делу информацией);
  • -окружающая среда (температура окружающего воздуха, уровень шума, освещенность рабочего места).

Мебель должна выглядеть эстетично. При планировке необходимо предусмотреть три зоны:

  • -непосредственное рабочее место;
  • - зона проведения совещаний, планерок;
  • -зона отдыха (журнальный столик, два удобных кресла).

Таблица 6

Оснащение рабочего места старшей медицинской сестры

Наименование

Количество

1

Стол письменный

1

2

Стол для совещаний и приема посетителей

1

3

Кресло офисное

1

4

Стулья

6

5

Шкаф книжный

1

6

Шкаф для одежды

1

7

Телефон для внутренней связи

1

8

Телефон-факс для внешней связи

1

9

Компьютер

1

10

Принтер

1

11

Ксерокс

1

Рабочая поверхность столов должна быть преимущественно из дерева. Не следует покрывать рабочий стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение.

Цветовые тона кабинета не должны быть резкими, цвет стен лучше выбирать из светлых пастельных тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый и др.), так как светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Для снижения уровня солнечного освещения можно повесить на окна жалюзи.

Если на руководителя сестринской службы возложена индивидуальная материальная ответственность, то должно быть выделено специальное помещение для хранения ценностей.

Таким образом, для обеспечения эффективной деятельности организации руководители разных уровней должны создать такие условия труда и так организовать производство, чтобы сами эти условия являлись мотивирующим фактором для персонала.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >