Реплика

Реплика - это информационный жанр, своеобразный эмоциональный отклик на событие, ситуацию - факт, без излишнего анализа. Это мнение журналиста или автора по какому-либо поводу. В разных изданиях реплика может быть представлена по-разному. Например, просто в виде восклицания: «Да, эта книга прекрасна!», или же в виде пространного, но небольшого по объему эмоционального выражения чувств.

Например: «Международная книжная ярмарка, которая является четырнадцатой по счету, проведенной в независимом Казахстане, поражала обилием и разнообразием совершенных в отношении типографского исполнения изданий. Особенно впечатляли книги для детей» («Книжное обозрение». - №6. - 2006 г.).

Реплика отличается широким использованием эмоциональных слов и выражений. В основном в этом жанре представлены оценочные слова. Причастность говорящего к описываемому событию, явлению, объекту - характерная черта реплики как жанра. В то же время в ней полностью отсутствует анализ, объяснение факта как с частных, так и с общественных позиций. Реплика на газетной или журнальной полосе может быть разного объема, но не более 50 строк. Если она будет большего объема, то потеряет значимость и актуальность.

Вопросы для повторения и другие задания

  • 1. Что такое факт?
  • 2. Что такое информация?
  • 3. Чем отличаются жанры журналистики от литературных?
  • 4. Какие виды комментариев имеются в журналистике?
  • 5. В каких случаях используется полярный комментарий?
  • 6. Что такое стереотипы восприятия информации?
  • 7. Чем отличаются друг от друга различные ступени стереотипов восприятия информации?
  • 8. В каких случаях больше используются в печатных СМИ информационные жанры?
  • 9. Почему в информационных жанрах стиль абстрактный, отвлеченный?

Задания для СРС:

  • 1. Основная специфическая черта информационных жанров.
  • 2. Отличие жанров журналистики от литературных.
  • 3. Основная стилевая черта хроникальной информации.
  • 4. Отличие расширенной информации от хроникальной.
  • 5. Функция реплики на газетной полосе.
  • 6. Роль комментария на газетной полосе.
  • 7. Комментарии в различных типологиях изданий.
  • 8. Язык и стиль хроникальной информации в таблоидных изданиях.
  • 9. Язык и стиль хроникальной информации в официальных изданиях.
  • 10. Язык и стиль хроникальной информации в независимых изданиях.
  • 11. Хроникальная информация на страницах официальной прессы.
  • 12. Хроникальная информация на страницах таблоидной прессы.
  • 13. Расширенная информация на страницах независимой прессы.
  • 14. Реплика в коммерческих изданиях.
  • 15. Хроникальная информация в ведомственных изданиях.
  • 16. Язык и стиль хроникальной информации.

Задания для СРСП:

  • 1. Написать для различных типологий газет: хроникальную информацию, расширенную информацию и реплику.
  • 2. Проанализировать хроникальную информацию в газете «Караван», «Экспресс К», «Казахстанская правда».
  • 3. Проанализировать расширенную информацию в газете «Караван», «Экспресс К», «Казахстанская правда».
  • 4. Проанализировать реплику в газете «Караван», «Экспресс К» и в «Казахстанской правде».
  • 5. Найти в изданиях Казахстана разные виды информации.
  • 6. Сделать анализ публикаций, принадлежащих к первой ступени стереотипа восприятия информации.
  • 7. Сделать анализ публикаций, принадлежащих ко второй ступени стереотипа восприятия информации.
  • 8. Сделать анализ публикаций, принадлежащих к третьей ступени стереотипа восприятия информации.
  • 9. Сделать анализ различных видов комментария в публикациях прессы (редакторского, авторского, полярного, специалиста).

Проблемы для самостоятельного изучения:

  • 1. Основные этапы эволюция газетных жанров в журналистике.
  • 2. Особенности эволюции информационных жанров на страницах газет и журналов РК.
  • 3. Взаимосвязь информационных жанров с особенностями общественного развития.

Использованная литература:

  • 1. Словарь иностранных слов. - М., 1956. - С. 47.
  • 2. Горохов В.М. Факт в журналистике. - М., 1989. - С. 82.
  • 3. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб, 2001. - С. 56.
  • 4. Кожавеек Т.К. Основы сатиры. - Алматы, 1995. - С. 16.
  • 5. Барманкулов М.К. Телевидение: деньги или власть? - Алматы, 1997. -С. 46.
  • 6. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М., 2003. - С. 5.
  • 7. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 127.
  • 8. Кэндзабуро О.Э. Обращение к современникам. - М., 1987. - С. 13-14.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >